Понятие о науке "история русской церкви", её предмет и задача. Источники. Историография
.RU

Понятие о науке "история русской церкви", её предмет и задача. Источники. Историография








ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ", ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА. ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ.
Древний философ Плутарх писал, что история есть учитель жизни.

Ключевский В.О. писал: " Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь мстит больше тому, кто совсем не знает истории." В другом месте Василий Осипович говорит: "Не цветы виновны в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится. Она проучивает их за невежество и пренебрежение". " Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем."

По поводу пользы в изучении истории пишет Н. М. Карамзин: " Простой гражданин должен читать историю; она его мирит с несовершенством порядка вещей как с обыкновенным явлением во все века; утишает государственные бедствия, свидетельствуя, что и прежде бывали ужаснейшие бедствия и государство не разрушалось. Она питает чувства и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которое утверждает согласие нашего общества; наказует."
ИСТОРИОГРАФИЯ.
Это понятие в 20в. понималось по-разному. Одни из церковных историков понимали под этим словом собственно историю, другие же — историю исторической науки. Отец Георгий Флоровский пишет по этому поводу: " Христианство это религия историков. Это свидетельство веры в определённые события, происшедшие в прошлом — в исторические факты. Вера свидетельствует о том, что это особые события. Эти моменты истории поистине исторические. Можно справедливо утверждать, что христианство — ежедневное приглашение к изучению истории". История изучает то, что было, а не то, что должно быть.

Предметом изучения истории Русской Церкви является изучение прошлого Церкви. Задача — как наука должна представить жизнь Церкви в стройном систематическом порядке, показать причинно — следственные отношения. Чтобы удобнее выполнить эту задачу историку необходимо исследовать каждую грань церковной жизни. Исходя из этих граней, изучение истории делится на отделы:

  1. Количественное распространение Церкви.

  2. Внутренне управление. Состояние иерархии.

  3. Состояние духовного просвещения и вероучения в связи с развитием ереси и инородной пропаганды.

  4. Состояние богослужения.

5. Религиозно — нравственная жизнь членов Церкви.

Вот эту последнюю грань церковной жизни историку очень трудно исследовать.

Каждый из отделов можно изучать двояко — "горизонтально и вертикально". При горизонтальном изучении рассматриваются все аспекты жизни одного периода (напр. Киевский период и все отделы Киевского периода), а вертикальный рассматривает отделы каждого периода.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ.
В истории Церкви 6 периодов:

  1. Домонгольский период (до 1240 года).

Монгольский период (с 1240 по 1459).

Период разделённой Церкви (с 1459по 1589 — для Русской Церкви; с 1459 по 1686(воссоединение митрополий — для юго-западной Церкви.)).

Патриарший период (с 1589 по 1700). Упразднение патриаршества; учреждение Синодального

правления.

Синодальный период (с 1700 по 1917).

Новый Патриарший период (с 1917 и до наших дней).
^ ИСТОЧНИКИ НАУКИ.
Каждый историк утверждает, что источники бывают вещественные и письменные. Голубинский Евгений Евсигнеевич утверждает: " Источники представляются живым бытом — в языке, в поверьях, обычаях, суевериях. Русские источники скудны и чтобы сделать что — нибудь, пишущий историю должен превратиться в усерднейшего тряпичника; должен по десятку раз тщательнейшим образом перерывать всякий хлам, чтобы не оставить ни одного лоскутка, который мог бы пойти в дело и послужить на пользу".

Евгений Евсигнеевич продолжает: " История Русской Церкви по количеству источников может быть названа первоклассной: имеет сказания или записки иностранцев, но другое дело — качество источников". (У нас очень мало источников до 16 века). " Главный источник — летописание. Но у нас летопись велась односторонне. Почему? Потому что под историей понималась история правительства, государства. С историей Церковной ещё хуже. О ней в летописях не пишется никак. У нашего первого летописца все церковно-исторические известия состоят:

  1. В краткой записи о поставлении одного митрополита;

В отметке года прибытия на Русь двух митрополитов;

В отметке года смерти одного митрополита;

Случайного упоминания ещё о двух митрополитах.

И только с 12 века наши летописи дают три неполных каталога (списка) митрополитов, епископов и каменных церквей.

Из монографических повествований нам известны жития Святых. Но их недостаток заключается в том, что, являясь жанром педагогическим, они не ставят перед собой задачу исторически изложить материал; иногда история просто стоит поперёк дороги писателя жития. При таком порядке вещей искажаются даты, события. В своей магистерской работе Ключевский определил, что материал жития можно использовать как исторический лишь на 5-10%.

Голубинский пишет: "Авторы житий весьма мало заботятся о том, чтобы, что называется, рисовать обстановку. А если и рисуют, то посредством общих мест и общих риторических фраз. Идеал истории требует, чтобы исторические лица изображались как живые люди с индивидуально физиономией, с индивидуальным характером каждого". Исторических лиц мы должны знать с их историческими чертами.

Голубинский продолжает: "История Русской Церкви крайне бедна и памятниками законодательства. От домонгольского периода мы не имеем ничего". Когда Голубинский писал свою Историю, описывая монашество в этот период, он не имел никаких сведений. Ему пришлось сконструировать картину по образцу греческого монашества, ведь русское монашество почти полностью сконструировано по греческому.

В Монгольский период историческая наука имеет больше сведений: деяния Владимирского собора(1503 — 1504), хорошо сохранившиеся деяния Стоглавого собора(1551). Поэтому мы достаточно хорошо знаем историю за 16 век именно благодаря Стоглавому Собору и деятельности преп. Максима Грека, а до 16 века или совершенный мрак или кое — какие несвязные черты.

Просвещение наступило при Петре 1. До этого были просто грамотные люди (начетники).

И в периодизации Голубинский полагает принцип просвещенности. В отличие от вышеприведенной периодизации, положенной Филаретом Черниговским, Евгений Евсигнеевич разделил на:

  1. Киевский;

Московский;

Петербургский.

Первые два периода представляют собой одно целое: их характер — отсутствие действительного просвещения, которое мы не усвоили с принятием христианства и без которого оставались до 18 века. Но всё же образуют из себя две половины: в Киевский период преобладала условно — формальная обязанность над истинной верой, и наружной набожности над истинным благочестием, т.е. нравственностью. В Московский период обрядоверие впало в крайность. В Петербургский период воцарилось настоящее просвещение, а вместе с этим подразумевается и более совершенное понимание христианства.

polozhenie-o-strukturnom-podrazdelenii-shkola-iskusstv-vdohnovenie-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6-g-cheboksari-obshie-polozheniya.html
polozhenie-o-subbotnej-shkole-razvitiya-detej-5-6-letnego-vozrasta-obshie-polozheniya.html
polozhenie-o-tehnicheskoj-politike-v-raspredelitelnom-elektrosetevom-komplekse-moskva.html
polozhenie-o-tekushem-kontrole-uspevaemosti-i-promezhutochnoj-attestacii-studentov-ivanovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-obshie-polozheniya.html
polozhenie-o-tekushem-kontrole-znanij-v-hakasskom-politehnicheskom-kolledzhe.html
polozhenie-o-territorialnom-planirovanii-chast-pervaya-20135-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-nalogooblozheniya-rf-chast-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-z-stend-eshl-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-sostoit-iz-8-razdelov-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-gorode-zero-iz-dnevnika-prezentaciya-tajni-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicionnoe-mirovozzrenie-srednevekovih-tyurkov-zhetisu-po-materialam-kultovih-pamyatnikov-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-ideologii-social-demokratov-v-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biografiya-ernesta-hemingueya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primenyayutsya-plan-ponyatie-ob-alkaloidah-istoriya-izucheniya-alkaloidov-rasprostranenie-alkaloidov-v-rastitelnom.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testi-dlya-viyavleniya-i-ocenki-professionalnoj-kompetentnosti-vospitatelej-rechevih-grupp-i-grupp-s-zpr-dou-korrekciya-eto.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-strelichkite-na-amur-kniga-prva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/186-resursnaya-i-biosfernaya-modeli-razvitiya-kurs-lekcij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/122-vibor-inostrannogo-kontragenta-s-ispolzovaniem-nelinejnih-modelej-regressionnogo-analiza.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-marahovskij-massovie-kommunikacii-i-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/evristicheskie-celi-dannogo-razlicheniya-hranitel.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-14.html
  • spur.bystrickaya.ru/mariya-hofhen-shestaya-na-podstupah-k-gorodu-kreposti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prikaz-federalnoj-sluzhbi-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru-ot-31-iyulya-2009-g-n-667-stranica-11.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vd-polenov-moskovskij-dvorik-nastoyashee-posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-russkogo-yazika-literaturi-izobrazitelnogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-alkogolizm-pivnoj-alkogolizm-oblastnoe-gosudarstvennoe-uchrezhdenie.html
  • student.bystrickaya.ru/14regulirovanie-dohodnoj-chasti-byudzhetov-v-ramkah-nalogovih-polnomochij-organov-vlasti-subekta-rossijskoj-federacii-i-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izucheniya-disciplini-zadachi-izucheniya-disciplini-ovladet-osnovami-funkcionirovaniya-nacionalnoj-ekonomiki-v-celom-i-otdelnih-organizacij-v-chastnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-shkolnogo-etapa-olimpiadi-po-matematike-v-respublike-mordoviya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-zhanri-gorodskoj-literaturi-srednevekovya-1-obshaya-harakteristika-kulturi-srednevekovya-periodizaciya-literaturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-fizike-na-profilnom-urovne-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-promishlennaya-bezopasnost-i-gigiena-truda-osnova-sovremennogo-proizvodstva-uchenica-9-klassa-b-mobu-sosh-16.html
  • student.bystrickaya.ru/2-teoriya-statisticheskogo-nablyudeniya-18-lekciya-teoriya-statisticheskogo-nablyudeniya-18.html
  • essay.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-respublikanskogo-kulturno-sportivnogo-prazdnika-surharban-2012.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arhtekturno-planuvalna-organzacya-nterrv-pdprimstv-harchuvannya-sir-na-priklad-damasku-chast-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-n-rodionov-gribkovie-zabolevaniya-kozhi-stranica-10.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosekzamenu-po-specialnosti-14050465.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-s-etnokulturnim-russkim-komponentom-urokov-anglijskogo-yazika-dlya-5-go-klassa-obsheobrazovatelnoj-shkoli-na-2004-2005-uchebnij-god.html
  • school.bystrickaya.ru/2-professionali-utverzhdeno-prikazom-gosudarstvennogo-komiteta-ukraini-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnij-kontrakt-na-postavku-tovarov-dlya-municipalnih-nuzhd-beloyarskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-sovremennoe-sostoyanie-kriminologii-osnovnie-etapi-ee-razvitiya-chast-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.