.RU

Понятие о науке "история русской церкви", её предмет и задача. Источники. Историография








ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ", ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА. ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ.
Древний философ Плутарх писал, что история есть учитель жизни.

Ключевский В.О. писал: " Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь мстит больше тому, кто совсем не знает истории." В другом месте Василий Осипович говорит: "Не цветы виновны в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится. Она проучивает их за невежество и пренебрежение". " Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем."

По поводу пользы в изучении истории пишет Н. М. Карамзин: " Простой гражданин должен читать историю; она его мирит с несовершенством порядка вещей как с обыкновенным явлением во все века; утишает государственные бедствия, свидетельствуя, что и прежде бывали ужаснейшие бедствия и государство не разрушалось. Она питает чувства и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которое утверждает согласие нашего общества; наказует."
ИСТОРИОГРАФИЯ.
Это понятие в 20в. понималось по-разному. Одни из церковных историков понимали под этим словом собственно историю, другие же — историю исторической науки. Отец Георгий Флоровский пишет по этому поводу: " Христианство это религия историков. Это свидетельство веры в определённые события, происшедшие в прошлом — в исторические факты. Вера свидетельствует о том, что это особые события. Эти моменты истории поистине исторические. Можно справедливо утверждать, что христианство — ежедневное приглашение к изучению истории". История изучает то, что было, а не то, что должно быть.

Предметом изучения истории Русской Церкви является изучение прошлого Церкви. Задача — как наука должна представить жизнь Церкви в стройном систематическом порядке, показать причинно — следственные отношения. Чтобы удобнее выполнить эту задачу историку необходимо исследовать каждую грань церковной жизни. Исходя из этих граней, изучение истории делится на отделы:

  1. Количественное распространение Церкви.

  2. Внутренне управление. Состояние иерархии.

  3. Состояние духовного просвещения и вероучения в связи с развитием ереси и инородной пропаганды.

  4. Состояние богослужения.

5. Религиозно — нравственная жизнь членов Церкви.

Вот эту последнюю грань церковной жизни историку очень трудно исследовать.

Каждый из отделов можно изучать двояко — "горизонтально и вертикально". При горизонтальном изучении рассматриваются все аспекты жизни одного периода (напр. Киевский период и все отделы Киевского периода), а вертикальный рассматривает отделы каждого периода.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ.
В истории Церкви 6 периодов:

  1. Домонгольский период (до 1240 года).

Монгольский период (с 1240 по 1459).

Период разделённой Церкви (с 1459по 1589 — для Русской Церкви; с 1459 по 1686(воссоединение митрополий — для юго-западной Церкви.)).

Патриарший период (с 1589 по 1700). Упразднение патриаршества; учреждение Синодального

правления.

Синодальный период (с 1700 по 1917).

Новый Патриарший период (с 1917 и до наших дней).
^ ИСТОЧНИКИ НАУКИ.
Каждый историк утверждает, что источники бывают вещественные и письменные. Голубинский Евгений Евсигнеевич утверждает: " Источники представляются живым бытом — в языке, в поверьях, обычаях, суевериях. Русские источники скудны и чтобы сделать что — нибудь, пишущий историю должен превратиться в усерднейшего тряпичника; должен по десятку раз тщательнейшим образом перерывать всякий хлам, чтобы не оставить ни одного лоскутка, который мог бы пойти в дело и послужить на пользу".

Евгений Евсигнеевич продолжает: " История Русской Церкви по количеству источников может быть названа первоклассной: имеет сказания или записки иностранцев, но другое дело — качество источников". (У нас очень мало источников до 16 века). " Главный источник — летописание. Но у нас летопись велась односторонне. Почему? Потому что под историей понималась история правительства, государства. С историей Церковной ещё хуже. О ней в летописях не пишется никак. У нашего первого летописца все церковно-исторические известия состоят:

  1. В краткой записи о поставлении одного митрополита;

В отметке года прибытия на Русь двух митрополитов;

В отметке года смерти одного митрополита;

Случайного упоминания ещё о двух митрополитах.

И только с 12 века наши летописи дают три неполных каталога (списка) митрополитов, епископов и каменных церквей.

Из монографических повествований нам известны жития Святых. Но их недостаток заключается в том, что, являясь жанром педагогическим, они не ставят перед собой задачу исторически изложить материал; иногда история просто стоит поперёк дороги писателя жития. При таком порядке вещей искажаются даты, события. В своей магистерской работе Ключевский определил, что материал жития можно использовать как исторический лишь на 5-10%.

Голубинский пишет: "Авторы житий весьма мало заботятся о том, чтобы, что называется, рисовать обстановку. А если и рисуют, то посредством общих мест и общих риторических фраз. Идеал истории требует, чтобы исторические лица изображались как живые люди с индивидуально физиономией, с индивидуальным характером каждого". Исторических лиц мы должны знать с их историческими чертами.

Голубинский продолжает: "История Русской Церкви крайне бедна и памятниками законодательства. От домонгольского периода мы не имеем ничего". Когда Голубинский писал свою Историю, описывая монашество в этот период, он не имел никаких сведений. Ему пришлось сконструировать картину по образцу греческого монашества, ведь русское монашество почти полностью сконструировано по греческому.

В Монгольский период историческая наука имеет больше сведений: деяния Владимирского собора(1503 — 1504), хорошо сохранившиеся деяния Стоглавого собора(1551). Поэтому мы достаточно хорошо знаем историю за 16 век именно благодаря Стоглавому Собору и деятельности преп. Максима Грека, а до 16 века или совершенный мрак или кое — какие несвязные черты.

Просвещение наступило при Петре 1. До этого были просто грамотные люди (начетники).

И в периодизации Голубинский полагает принцип просвещенности. В отличие от вышеприведенной периодизации, положенной Филаретом Черниговским, Евгений Евсигнеевич разделил на:

  1. Киевский;

Московский;

Петербургский.

Первые два периода представляют собой одно целое: их характер — отсутствие действительного просвещения, которое мы не усвоили с принятием христианства и без которого оставались до 18 века. Но всё же образуют из себя две половины: в Киевский период преобладала условно — формальная обязанность над истинной верой, и наружной набожности над истинным благочестием, т.е. нравственностью. В Московский период обрядоверие впало в крайность. В Петербургский период воцарилось настоящее просвещение, а вместе с этим подразумевается и более совершенное понимание христианства.

polozhenie-o-strukturnom-podrazdelenii-shkola-iskusstv-vdohnovenie-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6-g-cheboksari-obshie-polozheniya.html
polozhenie-o-subbotnej-shkole-razvitiya-detej-5-6-letnego-vozrasta-obshie-polozheniya.html
polozhenie-o-tehnicheskoj-politike-v-raspredelitelnom-elektrosetevom-komplekse-moskva.html
polozhenie-o-tekushem-kontrole-uspevaemosti-i-promezhutochnoj-attestacii-studentov-ivanovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-obshie-polozheniya.html
polozhenie-o-tekushem-kontrole-znanij-v-hakasskom-politehnicheskom-kolledzhe.html
polozhenie-o-territorialnom-planirovanii-chast-pervaya-20135-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/patogenez-i-lechenie-zaporov.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-3-kursa-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozle-rechki-vyatki-est-odin-poselok.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnaya-politologiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-specialnost-300100-prikladnaya-geodeziya-kvalifikaciya-inzhener.html
  • education.bystrickaya.ru/17-vozvrashenie-kniga-10-aktivnaya-storona-beskonechnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/takie-mnogogrannie-str.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-6-h-klassah-programma-razvitiya-mbou-g-novosibirska-licej-176-2009-2014-g-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-kursa-opd-v-01-istoriya-francii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rechevoj-etiket-chast-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-korrekcionno-razvivayushee-obuchenie-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-klass-1-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/grizlov-b-v-monitoring-smi-12-14.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ne-otrivayas-ot-svoih-chastej-obojti-protivnika-s-flanga-flangov-dlya-naneseniya-udaraohvatit.html
  • college.bystrickaya.ru/32-soderzhanie-obucheniya-po-professionalnomu-modulyu-pm-2-vedenie-tehnologicheskogo-processa-prigotovleniya-kulinarnoj-produkcii.html
  • tests.bystrickaya.ru/mesto-v-uchebnom-plane-i-programmno-metodicheskoe-obespechenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-raboti-aktualnost-temi-dissertacionnogo-issledovaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-eta-knizhka-o-druzhbe-odruzhbe-staroj-vernoj-i-vechnoj-otom-prekrasnom-edinenii-znaniya-i-vdohnoveniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-2-teoriya-funkcionalnih-sistem109-yu-i-aleksandrov-a-v-brushlinsshj.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-gosudarstvennih-sluzhashih-byudzhetnaya-sistema-byudzhetnij-process-uchastniki-byudzhetnogo-processa.html
  • exam.bystrickaya.ru/ustrojstvo-distancionnogo-upravleniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/indeks-peremennogo-sostava-raven-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-statistika-nazvanie-disciplini-.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-obshaya-teoriya-yuridicheskoj-otvetstvennosti-12-00-01-teoriya-i-istoriya-prava-i-gosudarstva.html
  • urok.bystrickaya.ru/problema-sootvetstviya-yazika-perevoda-zhanru-i-stilyu-originala-v-istoricheskom-aspekte-rol-yazikovoj-lichnosti-perevodchika-v-perevode.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-bioenergeticheskoe-pole-i-metodi-ego-usileniya-yu-m-ivanov-kak-stat-ekstrasensom.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/psihologiya-zhenskogo-upreka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-den-1-vstrecha-v-g-barnaule-v-7-00-transfer-v-derevnyu-krasnoyarka-630-km-11-12-ch-vputi-2-4-ostanovki-razmeshenie-v-palatkah-na-beregu-reki-katun-uzhin-na-kostre-den-2.html
  • bystrickaya.ru/vozdushnie-gimnasti.html
  • school.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-v-kreditnih-organizaciyah-chast-21.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6n0204-mdeniettanu-mamandi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovoe-upravlenie-merii-ob-otchete-o-vipolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska-za-2004-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglamentn-bektu-turali.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zoni-bezopasnosti-pri-ochistke-i-ispitanii-truboprovodov-vozduhom-pravila-bezopasnosti-v-neftyanoj-i-gazovoj-promishlennosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-02-aprelya-2012-g-g-shagonar-184-o-provedenii-probnogo-testirovaniya-po-russkomu-yaziku-i-matematike-v-novoj-forme-vipusknikov-ix-klassa-v-2012godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.