.RU

ПОДГОТОВКА ^ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ - Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика



ПОДГОТОВКА

^ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ


Т. М. Числова, аспирант, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Е. М. Юртанова, аспирант, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск


В настоящее время большое внимание уделяется повышению качества образования, и в частности, качества подготовки учителей. Особое место в реализации этих требований занимает методическая подготовка студентов-математиков педагогических вузов, связанная с процессом овладения методической деятельностью – деятельностью, которая обусловлена структурой и функциями методики обучения математике как самостоятельной научной области и проявляющаяся следующими аспектами: методологическим, прогностическим, объяснительным, описательным, систематизирующим, образовательным, эвристическим, эстетическим, практическим, нормативным и оценочным. В свою очередь они состоят из определенных блоков действий, которые необходимо формировать у студентов. Важное место в этой подготовке занимает система методических задач. Они служат средством формирования действий, адекватных различным аспектам методической деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков, организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов математических специальностей, связи теории с практикой, а также являются одной из форм реализации методов обучения.

Проблема разработки методических задач решалась многими ведущими исследователями, например, Г.И. Саранцевым, Ю.М. Колягиным, А.А. Столяром, В.И. Мишиным, Я.И. Груденовым, Т.А. Ивановой и др.

Анализ учебно-методической литературы показал, что большинство содержащихся в них методических задач не систематизированы, однообразны по содержанию, в основном ориентированы на проверку знания школьного курса математики. Причиной этому является неразработанность в методической науке принципов составления и отбора методических задач, их классификации, отсутствие трактовки понятия «методическая задача».

Ряд исследователей под методической задачей понимают задачу, целью решения которой является овладение методическими умениями (Г.И. Саранцев, С.П. Беззубова, Л.В. Виноградова, Е.И. Лященко и др.). Вторые полагают, что методические задачи – это взаимодействие студента (учителя) с ситуацией, компонентами которой являются объекты методики преподавания математики и отношения между ними (И.Г. Королькова). Третьи – сводят их к практической деятельности, т.е. это задачи, разработанные на основе анализа практики учителей, учитывающие те методические вопросы, в которых учителя испытывают методические трудности, а также снабжены методической поддержкой, обеспечивающей успешность их выполнения (И.Е. Малова).

В вопросах выбора основания для классификации методических задач среди ученых тоже нет однозначного мнения. Отдельные классификации весьма условны или повторяют друг друга в различных интерпретациях, критерии же отнесения задач к той или иной группе весьма расплывчаты. В качестве оснований предлагается использовать, например характер деятельности студентов при изучении курса методики обучения математике. Выделение методики обучения математике в самостоятельную научную область позволило классифицировать методические задачи в зависимости от аспектов методической деятельности.

Одна конкретная задача не может способствовать достижению общих целей обучения. В учебном процессе задачи могут выполнять свое назначение, если они представлены в определенной системе. Поэтому актуальна проблема создания системы задач, служащей достижению поставленных целей.





Под системой методических задач будем понимать такое их сочетание и последовательность, которые способствуют развитию всех компонентов методической деятельности.

В качестве примера приведем несколько задач.

Методическая задача, адекватная методологическому аспекту методической деятельности будущего учителя математики, формулируется следующим образом: «Один из учителей решил излагать тему «Прямоугольный треугольник» лекционным методом, второй – путем объяснения с привлечением учащихся к обоснованию признаков равенства прямоугольных треугольников, третий решил «подвести» учащихся к открытию признаков с последующим их самостоятельным изучением на уроке и дома. Какой из этих способов вы считаете наиболее удачным? А как бы поступили Вы? Подтвердите свои выводы экспериментом».

Следующая задача относится к прогностическому аспекту методической деятельности учителя математики: «Спрогнозируйте предполагаемые ошибки при решении учащимися задач на использование признаков равенства треугольников. Как их предупредить?»

Методическая задача, адекватная эвристическому аспекту:

«Закончите предложения:

Если:

то можно попытаться использовать:

1) даны два равных треугольника

а) равенство соответственных углов этих треугольников,

б) равенство соответствующих сторон.

2) в прямоугольном треугольнике проведена высота к гипотенузе










Продолжите таблицу своими примерами из школьного курса геометрии».

Задача, адекватная эстетическому аспекту методической деятельности учителя математики: Какую задачу вы считаете красивой? Приведите примеры красивых задач по теме «Признаки равенства треугольников». При работе воспользуйтесь учебными пособиями Г.И. Саранцева, например «Эстетическая мотивация в обучении математике» [2].

Остановимся подробнее на методических задачах, адекватных нормативно-оценочному аспекту методической деятельности будущего учителя математики.

Одним из сложных вопросов в работе учителя математики можно назвать реализацию контрольно-оценочной деятельности, которая требует от него знания нормативных основ контроля и оценки, а также определенной структурной организации контроля в учебном процессе. Поэтому у студентов (будущих учителей математики) в процессе обучения необходимо формировать: способности осуществлять подбор или собственную разработку контрольных заданий, выбора объектов проверки; навыки диагностической деятельности; объективность при оценивании знаний учащихся; способности обработки и интерпретации результатов оценки, коррекции знаний учащихся с последующим прогнозированием учебного процесса; а также знание современных методов оценивания знаний учащихся, например, с использованием последних компьютерных разработок, помогающих усовершенствовать процесс контроля. При этом необходимо учитывать современные тенденции, присущие сфере образования, например, подготовку учеников к процедуре сдачи единого государственного экзамена. Таким образом, «нормативный и оценочный аспекты методической деятельности заключаются в разработке стандартов, регуляторов учебного процесса, диагностирующих средств, а также средств оценки результативности учебной деятельности» [1]. В качестве его регуляторов выступают закономерности, характеризующие связи между компонентами методической системы обучения предмету. Например, процесс формирования понятия включает определенную последовательность этапов, содержащих логические и эвристические действия. Теоретические положения, определяющие этот процесс, и являются тем регулятором, который позволяет управлять процессом формирования конкретного понятия, предвидеть появление трудностей, своевременно их учитывать и корректировать по мере возникновения.

Приведем примеры методических задач, адекватных нормативно-оценочному аспекту, и используемых в курсе «Теория и методика обучения математике» при изучении студентами признаков равенства треугольников. Возможности данной темы, в частности, изучение трех признаков равенства треугольников, позволяют осуществить постановку задач по нескольким вариантам для работы студентов в группах (с последующим сопоставлением полученных результатов) для осуществления параллели и сравнения методических особенностей изучения каждого из трех признаков, выявления особенностей, которые специфичны отдельно для каждого, но и общие для всех трех. В данную группу войдут следующие методические задачи:

  1. Продумайте последовательность постановки контрольных вопросов, позволяющих проверить сформированность опорных знаний, необходимых для изучения каждого признака равенства треугольников.

  2. Какие формы регулирования целесообразно использовать при осуществлении контроля по усвоению признаков равенства треугольников?

  3. Приведите задания на диагностику усвоения формулировки теоремы (первый признак, второй признак, третий признак равенства треугольников)?

  4. Запишите доказательство теоремы в виде таблицы с двумя колонками: I) утверждение; II) обоснования. На основе этой таблицы составьте несколько вариантов карточек с пропусками для индивидуального контроля знаний учащихся.

  5. Выделите в учебнике геометрии задачи, предложенные для формирования умения применять признаки равенства треугольников.

  6. Подберите задания для фронтального и индивидуального опроса учащихся по каждому признаку.

  7. По теме «Признаки равенства треугольников» разработайте систему тестовых заданий с выбором ответа для оперативной проверки качества знаний учащихся.

  8. Разработайте план-констпект урока проверки, оценки и коррекции знаний и умений учащихся на тему «Признаки равенства треугольников».

  9. Составьте дифференцированную самостоятельную работу, предлагаемую ученикам после изучения признаков равенства треугольников.

  10. Приведите критерии выставления оценок за разработанную Вами самостоятельную работу. Ответ обоснуйте.

  11. Какие трудности и ошибки могут встретиться у учеников при изучении каждого признака. Почему?

  12. Составьте задания для самоконтроля знаний учащихся по первому (второму, третьему) признаку равенства треугольников.

Включение подобных заданий в систему методических задач позволит повысить профессиональный уровень подготовки студентов педагогических вузов. Процесс формирования контрольно-оценочных умений должен быть непрерывным, осуществляться систематически и последовательно в ходе всего процесса обучения. В этом случае теоретические знания находят практическое применение, и студенты, осознав определенную методику работы с одним учебным материалом, самостоятельно могут разрабатывать свои методики на другом материале.

В процессе решения рассмотренных выше методических задач студент или открывает новые, не использованные им ранее приемы работы, или создает иные комбинации из уже известных ему. При этом он не только активно овладевает содержанием курса методики обучения математике, но и приобретает умения мыслить творчески.


Литература:


  1. Саранцев Г.И. Методическая подготовка учителя математики в педвузе в современных условиях: состояние, проблемы // Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: состояние, перспективы (методическая подготовка учителя математики в педвузе в условиях фундаментализации образования): материалы Всероссийской научной конференции. г. Саранск, 4-6 сентября 2005 г. / Под ред. Саранцева Г.И. / Мордов. гос.пед.ин-т. – Саранск, 2005. – С. 3-6.

  2. Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. – ПО РАО, Мордов. гос.пед.ин-т. – Саранск, 2003. – 136 с.



^ ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ПО ОЦЕНКЕ КОМПЛЕКСА МЕР РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РТ, ВЫРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ


Развитие и прогресс человеческой цивилизации, как общественное явление, определяет образование. Современные условия общественного развития задают новые ориентиры всем ступеням профессионального образования во всем мире. При этом, ключевыми параметрами значимости сферы образования любой страны являются эффективность и качество. Следует отметить, что эффективность рассматривается, как правило, в аспекте экономико - управленческой компоненты, а качество – как многокомпонентная интегративная характеристика образовательной деятельности и ее результатов, поскольку включает в себя не только экономическую составляющую образования, но и социальную, познавательную, культурную.

Сегодня, для того, чтобы занимать достойное место в мировой экономике и успешно конкурировать на мировых высокотехнологичных рынках, государство должно направлять в научно – образовательный комплекс значительные ресурсы, причем независимо от экономической модели конкретной страны. Важно также отметить, что на сегодня, перспективы интеграция науки и образования в значительной степени определяются тем, насколько быстро Россия сможет продвинуться по двум направлениям – расширение финансовой поддержки и совершенствование нормативно – правовой базы, в том числе обеспечивающей необходимые институциональные преобразования.

Перестройка системы образования должна включать в себя планомерное преобразование его содержания, средств, форм и методов в целях развития человека. Поэтому не следует подходить к нему как к единовременному акту смены одного способа образования другим, поскольку это непрерывный процесс обоснованных принципиальных изменений системы.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, основой современной образовательной политики государства является сбалансированность социальных интересов. Мы считаем, что стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, т.е. процесс модернизации образования в России должен затрагивать интересы многих субъектов (работника, работодателя, общества, государства, бизнеса, систему образования).

Межведомственной комиссией по экономическим и социальным реформам при правительстве РТ на заседании кабинета министра (ноябрь 2006 г.) и совета безопасности (февраль 2007. г.) обсуждались и были одобрены следующие меры по реформированию системы начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО):

- создание отраслевых образовательных кластеров;

- заключение соглашения между бизнес – сообществом и Правительством республики;

- создание автономных образовательных учреждений и наблюдательных советов;

- создание профессиональных колледжей с двухуровневой системой подготовки кадров (начального и среднего профессионального образования);

- переход на преимущественный набор обучающихся после 11 класса;

- переход на нормативное бюджетное финансирование подготовки кадров;

- модернизация содержания и технологии обучения;

- совершенствование нормативной базы в сфере профессионального образования.

Перечисленные меры вызывают неоднозначное отношение со стороны различных субъектов, имеющих свои виды на систему профессионального образования и отстаивающих свои интересы. К сожалению, широкого обсуждения в республике сформулированные меры по реформированию профессионального образования не имели.

В этой связи, Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования (ИПП ПО РАО) выступил с инициативой провести организационно - деятельностную игру (17.04.2008 г.) по оценке предложенных мер модернизации профессионального образования и выработке предложений, дополнений к его реформированию.

Организационно – деятельностная игра проводилась по методу «мозговой атаки», позволяющему существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 16 человек и более). Участников игры делили на малые группы по 4 - 6 человек, один из которых являлся руководителем в своей группе. Каждая группа размещалась за отдельным столом и формировалась из участников, представляющих интересы различных социальных партнеров. Руководитель всей сессии (ведущий игры) знакомил участников с содержанием задания, состоящего из ряда вопросов, на которые необходимо было ответить в процессе «мозговой атаки». Далее малые группы приступали к обсуждению (самостоятельной сессии). Длительность работы малых групп может быть разной, но четко определенной, например 30 мин. По окончании регламентируемого времени, участниками записывались наработанные решения и предложения. Следующий шаг - переход, по команде ведущего, одного – двух участников с каждого стола за следующий стол, с сохранением дифференциации состава малых групп (участников разной квалификации и ступеней образования). Затем участники приступали к обсуждению тех же вопросов, но уже в новом составе группы. Продолжительность работы самостоятельной сессии, при втором обсуждении, сокращается до 10 - 15 мин., по окончанию которого эксперты дополняли свои записи новыми наработанными решениями или предложениями. Обмен участниками среди малых групп происходил несколько раз, до тех пор, пока не восстанавливался первоначальный их состав.

По возвращению экспертов в первоначальный состав малой группы, в контексте решаемых задач, проводилось совместное интегрирование наработанных идей и предложений, с которыми, в дальнейшем, выступали руководители от каждой группы. Для составления итоговой экспертной оценки (справки) весь материал экспертиз комплекса мер по реформированию профессионального образования сдается руководителю секции.

В организационно – деятельностной игре непосредственно участвовало 20 человек, остальные - выполняли роль наблюдателей. В целом же, общее количество экспертов, принявших участие в игре составило 54 человека, среди которых были: представители работодателей производства (7 чел.); представители Министерств и ведомств (6 чел.); директора (зам. директора) учебных заведений начального профессионального образования – НПО (9 чел); директора (зам. директора) учебных заведений среднего профессионального образования - СПО (8 чел); представители высших учебных заведений (7 чел.); представитель общеобразовательной школы с профильными классами профессионального образования (1 чел.); научные работники ИПП ПО РАО (16 чел.).

Общая позиция экспертов заключалась в следующем: процесс модернизации образования в России затрагивает интересы многих субъектов: работника, работодателя, общества, государства, бизнеса и самой системы образования. Эксперты предостерегают от абсолютизирования рынка, которое для образования и культуры является губительным. Образование это не рыночная категория. Фундаментальной функцией образования (его миссией) в первую очередь является сохранение цивилизации, преемственное развитие культуры и интеллекта, воспитание и обучение каждого человека, а уже потом - его подготовка к исполнению профессиональной производственной деятельности.

Среди мер реформирования профессионального образования, предложенных Правительством РТ, безусловную поддержку экспертов получили:

- обеспечение пропаганды рабочих профессий и в целом трудовой деятельности в средствах массовой информации;

- введение нормативного бюджетного финансирования подготовки кадров;

- создание профессиональных колледжей двухуровневой системой подготовки кадров.

Всеми экспертами выражена озабоченность такой мерой, как переход на преимущественный набор обучающихся в начальные и средние профессиональные учебные заведения после 11-го класса. Учитывая условия сложной демографической ситуации и большого количества высших учебных заведений, данная мера может привести к потере начального и среднего профессионального образования. Кроме того, будет нарушено право подрастающего поколения на выбор образовательной траектории с учетом его интереса и способностей.

Вместе с тем экспертами выработаны предложения и дополнения по предложенным мерам реформирования профессионального образования:

1. ^ Обеспечить реформам информационное сопровождение и широкое обсуждение всех заинтересованных сторон (что не было сделано).

2. Вернуть образовательным учреждениям НПО и СПО право принимать абитуриентов на базе 9 классов.

3. Создавать кластеры следует только на основе объективной готовности объектов и субъектов к продуктивной деятельности в кластере. В идеологии кластеризации в большей мере учитывать интересы обучающихся, а не только интересы бизнеса и государства.

4. ^ Возродить комитет (управление) по профессиональному образованию.

5. Соглашение между бизнес - сообществом и Правительством республики должно быть закреплено на законодательном уровне, только тогда оно получит силу и будет выполняться.

6. В учреждениях профессионального образования преимущественно готовить специалистов по программам базового (фундаментального) профессионального образования, а получение специализации осуществлять через систему внутрифирменного образования или в других формах.

7. Постепенный, добровольный дифференцированный перевод в систему автономных профессиональных образовательных учреждений. Для перевода образовательных учреждений в автономные необходимо сначала вложить финансы, создать резерв развития в виде первоначального капитала (на материальную базу, на привлечение лучших преподавателей, на PR и так далее). Только в этом случае акт перевода в автономное образовательное учреждение будет работать на развитие, иначе он погубит образовательное учреждение.

8. Разработать механизм возврата денег образовательных учреждений, потраченных на профессиональную подготовку специалистов, работодателями, нанимающими на работу высококвалифицированные кадры.

9. При модернизации содержания и технологий обучения обеспечить взаимодействие профессионального образования с академической и педагогической наукой. Учесть, что затраты на модернизацию содержания и технологий обучения самые большие из всего комплекса мер. Обеспечить необходимое финансирование этой модернизации. Больше применять интерактивные и практикоориентированные технологии обучения, обеспечить участие работодателей в формировании и реализации содержания профессионального образования. Полнее использовать компетентностный подход, особенно в целеполагании и проектировании нового содержания профессионального образования.

10. ^ Обеспечить возможность проектирования индивидуальной траектории в профессиональном образовании каждого учащегося.

11. Создать систему мотивов и стимулов участия предприятий и бизнеса в повышении квалификации преподавателей и инженерно - технических работников.

12. Соблюдать принцип опережающего профессионального образования.

13. Реализовать принципы государственно-частного партнерства: взаимовыгодность, равноправие. Механизмы: создание интегративных учебно -производственных исследовательских структур.

14. Разработать механизмы привлечения в систему профессионального образования лучших педагогов и специалистов.

15. Дать научное обоснование уже принятой системы двухуровневого высшего образования (бакалавриат – магистратура), определить в этой связи место и функции среднего профессионального образования.

16. Довести долю финансирования образования, как минимум до 5 - 6 % внутреннего валового продукта. Только такое обеспечение позволит повысить качество и обеспечить развитие образования.

На следующий день (18.04.2008 г.) рекомендации организационно – деятельностной игры обсуждались на расширенном заседании (сессии) рабочей группы Общественной палаты РТ, по проблемам образования в РТ.

В совещании приняли участие Мухаметзянова Г.В. – академик, директор ИПП ПО РАО; Зиннуров А.К. – зам. министра образования и науки РТ; Архиреева И.А. – ведущий советник отдела профессионального обучения, профессиональной ориентации и психологической поддержки Министерства труда, занятости и социальной защиты; Ершов А.Н. – член общественной палаты, ректор академии по подготовке гос. служащих при аппарате президента РТ. Также представители работодателей производства (1 чел.); директора учебных заведений НПО и СПО (2 чел.); представитель высшего учебного заведения (1 чел.); научные работники ИПП ПО РАО (7 чел.).

По результатам расширенного заседания рабочей группы по образованию и науки Общественной палаты РТ заключили:

- реализовывать принципы государственно - частного партнерства: взаимовыгодность, равноправие. Механизмы: создание интегративных учебно – производственных исследовательских структур;

- в учреждениях профессионального образования преимущественно готовить специалистов по программе базового (фундаментального) профессионального образования, а получение специализации осуществлять через систему внутрифирменного образования или в других формах;

- переходить на добровольный дифференцированный перевод образовательных учреждений в систему автономных. Для чего необходимо сначала вложить финансы, создать резерв развития в виде первоначального капитала (на материальную базу, на привлечение лучших преподавателей, на PR и так далее). Только в этом случае акт перевода в автономное образовательное учреждение будет работать на развитие, иначе он погубит образовательное учреждение;

- внедрять гибкую систему финансирования научной работы в вузах, основанной как на рыночных принципах, так и на субсидировании госзаказов. Инициирование заказов предприятий на научные исследования в вузах.


Информацию о проведении организационно - деятельностной игры подготовили Г.В. Мухаметзянова, Н.А. Читалин, С.Ю. Грузкова.


ponyatie-i-dinamika-razvitiya-funkcij-gosudarstva-chast-3.html
ponyatie-i-etapi-tamozhennogo-oformleniya.html
ponyatie-i-harakteristika-prestuplenij-v-sfere-kompyuternoj-informacii.html
ponyatie-i-klassifikaciya-funkcij-gosudarstva-chast-2.html
ponyatie-i-osnovaniya-osvobozhdeniya-ot-ugolovnoj-otvetstvennosti.html
ponyatie-i-poryadok-zaklyucheniya-kollektivnogo-dogovora.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osveshenie-i-atmosfera-chast-2-lekciya-tema-modelirovanie-s-pomoshyu-bulevih-operacij.html
  • essay.bystrickaya.ru/celyu-dissertacionnogo-issledovaniya-istoriya-voennogo-dela-kochevnikov-zolotoj-ordi-xiii-xv-vv-07-00-03-vseobshaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/bazi-dannih-rntb-stranica-19.html
  • bukva.bystrickaya.ru/starik-i-more-heminguej-ernest.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-m-kulbackij-i-dr-moskva-forum-infra-m-2007-207-c-il-professionalnoe-obrazovanie-isbn-5-91134-089-5-7500-174946-ab-174945-chz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-yaziki-programmirovaniya-i-metodi-translyacii-naimenovanie-disciplini.html
  • education.bystrickaya.ru/2-bufotenin-i-5-meo-dmt-povecheto-nedorazumeniya-na-tozi-svyat-vznikvat-zashoto-horata-ryadko-utochnyavat-kakvo-imat.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kodirovanie-meteouslovij-rossijskoj-federacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-1-poznakomit-s-naseleniem-afriki-ego-osobennostyami-rasovim-etnicheskim-sostavom-razmesheniem-po-materiku-vneshnimi-priznakami.html
  • klass.bystrickaya.ru/50chislo-municipalnih-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-zdaniya-kotorih-nahodyatsya-v-avarijnom-sostoyanii-ili-trebuyut-kapitalnogo-remonta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochij-proekt-gazifikacii-pos-gornyackij-i-vostochno-gornyackij-ii-ochered-gazifikaciya-zhilogo-fonda-stranica-23.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudba-a-n-radisheva-aleksandr-nikolaevich-radishev-rodilsya-v-1749g-v-seme-bogatogo-pomeshika-i-provel-detstvo-v-imenii-nemcove-pod-kalugoj-uchilsya-on-v-sankt-pe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evgenij-onegin-v-m-akimov-n-v-gogol-dokt-filol-nauk.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatiya-priemov-delegirovaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-postupayushih-po-sobesedovaniyu-na-specializaciyu-tehnologii-i-tehnologicheskij-menedzhment-v-svarochnom-proizvodstve.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-nemeckomu-yaziku-uchitelya-mou-sosh-1.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-etika-v-tradicionnoj-organizacionnoj-strukture-gosudarstvennoj-sluzhbi-6-1-osnovnie-eticheskie-principi-i-normi-v-tradicionnoj-gosudarstvennoj-sluzhbe-6.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnoe-tvorchestvo-i-organizaciya-nirs-obrazovatelnaya-programma.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/press-reliz-mezhdunarodnaya-arheologicheskaya-konferenciya-istoriya-i-kultura-buharskogo-oazisa-v-drevnosti-i-srednevekove.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-oprovedenii-itogovih-kontrolnih-rabot-uchashihsya-567-klassov-i-provedenii-promezhutochnoj-attestacii-uchashihsya-8-i-10-h-klassov-mou-gimnazii-59-v-2011-2012-uchebnom-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-kareta-lejtenanta-parizhskoj-policii-degre-viehala-iz-vorot-ego-osobnyaka-i-medlenno-pokachivayas-na-krupnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/predostavleniya-v-2011-godu-subsidii-na-stroitelstvo-specializirovannogo.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdelenie-fizicheskoj-informatiki-programmi-i-zadaniya-na-20042005-uchebnij-god-4-kurs.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-proyavlenie-individualnotipologicheskih-svojstv-lichnosti-v-usloviyah-rukopashnogo-boya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-dlya-tekushego-kontrolya-ispolzovanie-cor-pri-obuchenii-russkomu-yaziku-mladshih-shkolnikov-v-kurse-metodika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-teorii-informacionnih-sistem-v-ekonomike.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-pravo-tamozhennih-poshlin-ponyatie-i-vidi-tamozhennih-poshlin-v-mezhdunarodnom-tamozhennom-oblozhenii.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-stepeni-antropogennoj-nagruzki-v-g-stavropole.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravoslavnie-sankt-peterburga-otmechayut-kreshenie-gospodne-vprazdnik-kresheniya-u-zdaniya-spbgu-na-naberezhnoj-reki.html
  • klass.bystrickaya.ru/66-uroven-organizacii-i-provedeniya-kursovogo-proektirovaniya-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-federalnogo.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-socialnih-processov-v-sovremennom-mire.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-84.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v10-ogranicheniya-v-obrashenii-obligacij-m-p-prospekt-emissii-obligacionnogo-zajma-vid-cennih-bumag-imennie-obligacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-rossijskoe-transformiruyusheesya-obshestvo-ekonomika-kultura-upravlenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-makarenko-pedagogika-trudnogo-detstva-volgograd-izd-vgipkro-2003-uchebnoe-posobie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.