.RU

Пчелкина А.В - Актуальные проблемы формирования личности и пути их решения: теория и практика.



Пчелкина А.В.,

студентка IV курса ППФ

^ Влияние статуса ученика на тревожность

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности психолога, особое место занимают проблемы беспокойства или тревоги.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В современном обществе дети испытывают социальную депривацию, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции [2,104].

В отечественном психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью) [2,109].

Эти экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в школе. В этом же аспекте анализирует тревожность В. Р. Кисловская.

В исследовании уровня притязаний у подростков М. 3. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть самыми лучшими учениками или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть у них были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели [3, 38].

Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству. Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

От неудовлетворения потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. М. С. Неймарк называет это «аффектом неадекватности» – острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех. Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя. Такое состояние не может не вызвать у ребенка переживания тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты приводят к тому, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных [3, 39].

М. С. Неймарк говорит, что главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя [3, 40].

Какие же категории тревожности бывают?

Выделяют две основные категории тревожности:

  1. открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

  2. скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.

Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности.

Выделены три формы «открытой» тревожности.

  1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой ученик не может.

  2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.

  3. «Культивируемая» тревожность – в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. «Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой 26, различия касаются лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов.

  4. Как разновидность «культивируемой» тревожности может быть рассмотрена форма, которую Прихожан А. М. условно назвал «магической». В этом случае ребенок как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер. Особым вариантом «неадекватного спокойствия» можно считать форму, обозначенную «субъективно скрытая тревожность». В последней выраженность всех внешних признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием», но одновременно сопровождается смутным, диффузным переживанием, в вербализации которого школьник испытывает существенные затруднения.

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. Довольно распространенной маской тревожной депрессии в юношеском возрасте является открытая враждебность к окружающим и т.п. «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют ученику вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. «Маска» не избавляет или не полностью избавляет ребенка от субъективных переживаний тревоги, но, во-первых, позволяет более или менее успешно скрыть ее от окружающих и, во-вторых, обеспечивает возможность регуляции возникновения и уровня переживаемой тревоги, что указывает на определенное родство этой формы с регулируемой и компенсированной формами тревожности.

Нами было проведено исследование по изучению тревожности у учеников 9-х классов Ходарской СОШ Шумерлинского района.

Как показали экспериментальные данные, тревожные дети могут занимать самое разное положение среди сверстников: от очень хорошего – «социометрической звезды» до крайне неблагоприятного – «отверженного».

Психологическая работа с тревожными детьми, углубленный анализ случаев свидетельствуют, что тревожность нередко выступает в качестве основногомотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников, на чтопрямо указывают многие высказывания тревожных подростков и старшихшкольников. Тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоциональноблагополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную,доминантную, отвергающую. Основными переживаниями тревожных подростков и юношей, связанными с общением со сверстниками, являются тревога и зависимость. Достаточно выраженным оказывается также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Таким образом, переживания тревожных школьников, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями. И там, и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости. Все это, на наш взгляд, дает основания считать, что не столько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет характеристики такого общения.

Как же помочь тревожному ученику? Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях [1, 19]:

  1. Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

  3. Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Таким образом, в проведенном исследовании мы выявили зависимость тревожности от статуса ученика и пути ее преодоления.

Литература

  1. Аракелов, Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Е. Аракелов, Н. Шишкова // Вестник МГУ. Сер. Психология. − 1998. − № 1. − С. 18-25.

  2. Бороздина, Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. − 1993. − № 1. − С. 104-113.

3. Неймарк, М. 3. Аффекты у детей и пути их преодоления / М. 3. Неймарк // Советская педагогика. − 1963. − № 5. − С. 38-40.

Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент Иванова И.П.


Пчелкина А.В.,

студентка IV курса ППФ

Можно ли простить измену?

Семья − это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Мужчины и женщины вступая в брак, имеют совершенно разные потребности.

Пять основных потребностей мужчины в браке: 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательная жена, 4) ведение домашнего хозяйства, 5) восхищение.

Пять особых потребностей женщины в браке: 1) нежность, 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) посвященность семье.

Так как потребности мужчин и женщин так различаются, то нет ничего удивительного в том, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж может иметь добрые намерения удовлетворять потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача. И, наоборот, неудача постигнет женщин, которые посчитают, что мужчинам нравится то же самое ласковое отношение, которое так приятно им самим [4, 234].

Американские психологи считают, что благополучными считаются те семьи, в которых супруги в течение пяти лет один раз изменили друг другу, так как именно в этот момент они начинают ценить своего супруга. Это американский стереотип семейной жизни [1, 93].

Но позволяют ли наши установки на семейную жизнь простить измену? Для начала нужно ответить на вопрос: почему же возникает измена? Существует несколько причин:

Существует миф, что супружеская измена, в первую очередь, касается мужчин. Но американские психологи провели специальное обследование и пришли к выводу, что гендерных различий нет. Женщины тоже способны на измену, но в ней они ищут эмоциональной поддержки, тогда как мужчины ищут новые физиологические ощущения. В нашей культуре люди нормально воспринимают мужскую измену, тогда как женская кажется нонсенсом.

Общество, конечно же, строже судит неверных жен, так как, вступая в половую связь с любовником, женщина рискует забеременеть и родить чужого ребенка. Это не только сделает мужа посмешищем в глазах окружающих, но и прервет нормальную линию наследственности. Кому захочется передавать свое имущество чужому отпрыску, да еще зачатому вне закона?

Есть, однако, народы, которые смотрят на неверность жен сквозь пальцы. В африканском племени динка муж может развестись с женой, если она глупа или плохо готовит, а изменяет ли она при этом мужу – неважно. Точно также мораны, коренное население Ассама, считают, что муж может развестись с неверной женой только в том случае, если ее любовник принадлежит к более низкой касте, чем она сама.

У некоторых народов для развода достаточно одного подозрения в возможной измене жены. В Сербии прошлого века муж имел полное право прогнать жену, которая провела ночь вне дома. В американском штате Кентукки до сих пор действует закон, по которому муж может потребовать развода, если его жену просто видели в пивном баре [4, 235].

Как же правильно поступить в ситуации измены? Вот несколько рекомендаций:

  1. успокоиться и не винить себя;

  2. сказать супругу, что вам все известно;

  3. стараться говорить спокойно, вежливо;

  4. не вымещать все обиды, проблемы на него;

  5. не вспоминать все старые обиды;

  6. не оскорблять его в присутствии других (детей, родителей, друзей);

  7. попросить его объяснить вам, почему это произошло;

  8. не встречаться с соперницей (это только понизит вашу самооценку, оскорбит вас).

Критический момент семейной жизни прожит, как быть дальше? Все психологи утверждают, что каждый имеет право на второй шанс, но только на второй. Необходимо решить для себя: сможете ли вы жить с этим фактом, если да, то сможете ли вы никогда супругу об этом не напоминать и не упрекать? Выбор тяжелый, но за Вас его никто делать не будет.

Человек, которому причинили глубокую боль, зачастую борется против обидчика (даже если это происходит лишь в мыслях и чувствах); но обиженный должен прекратить борьбу против обидчика и совершить бескорыстный дар любви как проявление гуманизма.

Определение «прощения» станет более полным, если мы признаем, что прощение задействует аффективную, когнитивную и поведенческую сферы. Когда человек прощает, активизируются определенные элементы этих сфер. Такие негативные эмоции, как гнев, ненависть, обида, печаль и презрение должны быть оставлены. В когнитивном плане человек прекращает осуждение обидчика и оставляет мысль о мести, когда прощение происходит. Поведенческий аспект проявляется в скором отказе от мести.

Прощать – упрощать. Мстить – мешать, замешивать, вмешиваться. Прощение просто. Месть – сложна. Где месть истончается, мстить уже не хочется, нет интереса. Нити с миром рвутся, и человек улетает в ничто.

Но ведь и прощать нельзя, предварительно не задумав мщения. Это возможно лишь после предварительной обиды, злобы. Обидчик должен быть понят, установлен. А когда обидчиков нет, тогда и непонятно, кому прощать и что прощать. Но уже «ограничение» и понимание обидчика и есть прощение. «Понять – значит простить».

Прощение – не забывание. Глубокая обида крайне редко стирается из сознания. Прощение – не примирение или возобновление каких-либо совместных отношений. Прощение является глубокой личной реакцией. Примирение же – это совместное пребывание двух людей, смирение. Можно простить оскорбляющего супруга, не ища возмездия, но не примириться до тех пор, пока он/она не изменит своего оскорбляющего поведения. Прощение включает готовность к примирению или ожидание в надежде на преобразования в обидчике. Но примирение, конечно же, может являться результатом прощения.

Прощение – это внутреннее личностное освобождение. Оно активно и требует энергии. Это борьба за освобождение другого, в то время как обиженный сам находится в состоянии гнева.

Подлинное прощение – нравственный акт и поэтому не может основываться на безнравственных мотивах. Наиболее вероятным мотивом постоянного развития умения прощать должна быть «агапе», нравственная, ориентированная на других любовь, а также смирение и готовность признать обиженного [4, 239].

Прощение часто путают с примирением, которое представляет собой восстановление существовавших взаимоотношений между индивидами.

Ситуация измены так просто не разрешается. Супруги все выяснили и решили начать семейную жизнь с чистого листа, но как? Очень тяжело обоим супругам. Изменивший чувствует себя очень виноватым и думает, что другой супруг его презирает. А второй супруг все еще переживает и не знает как, теперь вести себя.

Психологи кризисных центров советуют не нарушать сексуального уклада жизни, не мстить изменой (легче не станет, добавится только чувство вины), сменить имидж, завести новые интересные знакомства, заняться собой. И самое главное – обоим супругам нужно снова влюбиться в супруга! Вспомнить, за что вы его когда-то полюбили, найти все положительные стороны его характера.

Литература

  1. Навайтис, Г. Тайны семейного (не) счастья / Г. Навайтис. − М. : ЮНИТИ, 1998. − 116 с.

  2. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. − М. : Просвещение, 1999. − 369 с.

  3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. − М. : Педагогика, 1988. −286 с.

  4. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. − М. : Апрель-Пресс, 2000. − 512 с.

Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент Иванова И.П.


Семенова Р.Ю. ,
студентка 4 курса ППФ

^ Гендерные стереотипы как основа
функционально-ролевой структуры семьи

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с тендерными стереотипами, не осознавая этого в большинстве случаев. Чаще всего мы выбираем куклу или набор для вышивания для девочек, а машину или конструктор – мальчику. Поступая именно таким образом, люди основываются на тендерных стереотипах.

Тендерные стереотипы представляют собой укоренившиеся упрощения, касающиеся мужчин и женщин. Соответствовать определенному социально-культурному стереотипу – значит играть определяемую им социальную роль. Роль – «это совокупность социально или культурно определенных ожиданий относительно поведения индивида в ситуациях конкретного типа». Роли задаются обществом, применяются ко всем индивидам, чтобы его признавали как мужчину или женщину. Самая простая модель половых ролей, считают отечественные ученые В.Е.Каган и И.С.Кон, построена по альтернативному признаку «или-или». В ней мужская роль ассоциируется с силой, энергичностью, грубостью, агрессивностью, рассудительностью, а женская – со слабостью, пассивностью, миролюбивостью, рассудочностью, эмоциональностью. Альтернативные функции дополняют друг друга « по вертикали», так что женщине отводится подчиненная роль.

Американская исследовательница Сьюзан Бэзоу рассмотрела большое количество работ, посвященных половым и тендерным различиям. Стоит отметить, что вывод каждый раз один и тот же: почти все половые различия − это лишь тендерные различия, являющиеся продуктом социализации.

Дети в любой культуре непроизвольно усваивают эти роли и соответствующее поведение.

С тендерными стереотипами связана общая социальная желательность маскулинных и феминных черт. Когда в одном из исследований испытуемых попросили проранжировать качества по степени их социальной желательности, то исследователи обнаружили, что как женщины, так и мужчины отдали предпочтение маскулинному полюсу, то есть маскулинные черты были отнесены к социально желательным, причем как у мужчин, так и у женщин.

Подобные результаты были получены и другими американскими исследователями, и только Сандра Бем в 1974 году обнаружила несколько феминных качеств, которые «котировались» более высоко,

чем противоположные им маскулинные (например, «понимание потребностей других людей»).

Кластер компетентности: мужской полюс более желательный.

Феминность

Маскулинность

Совсем не напористая

Крайне напористый

Зависимая

Независимый

Крайне эмоциональна

Совсем не эмоционален

Не скрывает эмоции

Почти всегда скрывает эмоции

Субъективна

Объективен

Легко поддается влиянию

Трудно поддается влиянию

Подчиняется

Доминирует

Не любит точные науки

Любит точные науки

Пассивна

Активен

Крайне нелогична

Крайне логичен

Ориентирована на дом

Ориентирован на мир

Действует исподтишка

Действует прямо

Не знает мир

Знает мир

Ранима

Не раним

Безынициативна

Инициативен

С трудом принимает решения

Легко принимает решения

Часто плачет

Никогда не плачет

Редко выполняет роль лидера

Почти всегда лидер

Неуверенная в себе

Уверенный в себе

Осуждает свою агрессию

Не осуждает свою агрессию

Не амбициозна

Амбициозен

Не отличает чувства от мыслей

Легко отличает чувства от мыслей

Очень гордится своим внешним видом

Не гордится своей внешним видом

Не способна к бизнесу

Способен к бизнесу

«женщины превосходят мужчин»

«мужчины превосходят женщин»

Кластер теплоты − экспрессивности: женский полюс более желательный

Фемининность

Маскулинность

Не может говорить свободно о сексе с мужчинами

Говорит свободно о сексе с женщинами

Не использует ненормативную

лексику

Часто использует ненормативную лексику

Крайне разборчива

Совсем неразборчив

Тактична

Резкий

Нежная

Грубый

Понимает чувства других

Не понимает чувства других

Религиозна

Не религиозен

Заботится о внешности

Не заботится о внешности

Аккуратна

Небрежен

Тихая

Громкий

Нуждается в защите

Не нуждается в защите

Воздействие тендерных стереотипов на сознание людей трудно переоценивать, и это подтверждают многочисленные исследования как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, Джон Рубин со своими коллегами проинтервьюировал родителей, имеющих однодневный опыт общения с младенцем в первый день появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались по степени оцениваемой активности. Однако девочек описывали как хорошеньких, красивых, а мальчиков – как сильных, уверенных, крепких. Разумеется, родительские ожидания усиливаются по мере взросления ребенка, трансформируясь в базовые компоненты формирования «Я-концепции».

Тендерные стереотипы устанавливают те задачи, которые должны быть выполнены мужчиной или женщиной. В качестве основания традиционных тендерных ролей тендерные стереотипы могут действительно способствовать соответствию поведения определенного человека тому, что в обществе признается как «естественное» поведение мужчин и женщин. Например, мы считаем, что девочки не самостоятельны, и мы способствуем развитию зависимости девочек от других людей.

Тендерные стереотипы, зафиксированные в норме, часто несут на себе «следы» потребностей общества. В частности, такой потребностью выступает разделения труда между женщинами и мужчинами.

Л.В.Попова полагает, что в последнее время социальная ситуация меняется − девушки стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности работать. Она считает, что причинами изменений в ценностных ориентациях могут

Являться: тяжелый жизненный опыт матерей, связанный с большой нагрузкой.

Исследования в США показали, что в то время как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяек, в целом удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компенсации, выше у работающих женщин. Те женщины, которые видят в себе только жену и мать, чаще всего испытывают так называемый синдром домохозяйки. Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности, в частых депрессиях, низкой самооценке. Как показал американский опыт, годы, « посвященные только заботам о семье, лишают женщин ощущений самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного Я, могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, к суициду.

Традиционно считается, что женщины обладают эксклюзивной способностью воспитания. Такое представление обычно основывается на том, что только женщины могут рожать и вскармливать, На основе этого делается вывод о том, что женщины от природы больше подходят для заботы и помощи другим людям. Однако, во-первых, не было найдено подтверждения материнского инстинкта. Во-вторых, нет свидетельства того, что женщины заботливее мужчин. Эти различия увеличиваются с возрастом и достигают пика в подростковом возрасте. Однако ония вляются непосредственной реакцией на полоролевые ожидания.

Литература

  1. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : уч. пособие / Л. Б. Шнейдер. − М. : МОДЭК, 2003.

  2. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. − СПб. : Питер, 2001.

  3. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. − М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.




Сидорова И.В.,
студентка III курса ППФ

Арифметические игры с применением предметных картинок при обучении математике в 1 классе

В практике часто используются игры, которые вносят в учебный процесс оживление и одновременно служат для закрепления определенных навыков. Игра - это небольшая частичка урока, но и она, как вся другая работа на уроке, должна отвечать теме урока и способствовать лучшему запоминанию материала. Введение игровых моментов в урок в 1 классе наиболее актуально, так как ученики только отходят от того периода, когда главной их деятельностью являлась игра. Именно через игру они познавали мир. Предметные картинки в арифметических играх имеют разное назначение: в одних играх они - наглядное пособие, а в других - вызывают интерес к игре. Приведем примеры нескольких игр для первоклассников.

Где спрятался зайчик. Игра вводится при закреплении натурального ряда чисел в пределах первого десятка. Для игры нужны цифры от 1 до 10, карточки с цифрами размером 10x8 см. Игра начинается так: на дополнительной планке учителем быстро расставляются цифры, одна из них ставится тыльной стороной к детям, за ней прячется вырезанный из картона зайчик. Дети должны узнать, за какой цифрой спрятался зайчик, т. е. назвать отсутствующую в десятке цифру, для этого они про себя считают от 1 до 10. Выигрывает ученик, первым назвавший отсутствующую цифру.

Кто угадает. Игра является подготовительной работой перед изучением разностного сравнения. Нужны восемь карточек размером 16x18 см. Картинки на карточках нарисованы с помощью трафарета: 2 груши, 3 елочки, 4 морковки, 5 грибков, 6 звездочек, 7 уточек, 8 яблок, 9 слив. Игра проводится так: учитель берет карточку с изображением шести звездочек и, показывая ее детям тыльной стороной, говорит: «Здесь нарисованы звездочки, их больше, чем 5 и меньше 10. Угадайте, сколько». Дети называют Числа: 7, 8, 9, 6. Когда называют - 6, показываю карточку лицевой стороной.

Где растут грибы. Когда дети выучили число и цифру 5, для лучшего закрепления знаний можно провести игру. Для этого нужны пять карточек, на которых нарисованы елочки.

Ставятся на дополнительную планку карточки. Учитель показывает указкой на любую карточку, предлагает детям поднять цифру, обозначающую количество елочек. Например, показывает на карточку с тремя елочками, дети молча поднимают цифру 3, а дальше 4, 5, 1. Затем показывает грибочки (3 вместе), перемешивает карточки, ставит одну карточку тыльной стороной к детям, за нее прячет грибочки. Спрашивает у детей: «Где растут грибы, под сколькими елочками?» Дети поднимают нужную цифру. Учитель заключает: «Правильно, грибочки растут под двумя елочками». И т.д. Игру следует проводить не больше 5 минут.

^ Узнай число предметов. Игра проводится при прохождении сложения и вычитания в пределах 10 и разностного сравнения. Для игры нужны 8-10 карточек размером 16x20 см. Рисунки на карточках делаются с помощью трафарета. Карточки должны быть парными, например: 2 уточки - 6 уточек, 5 звездочек - 3 звездочки, 4 елочки - 7 елочек и т.д.

Проводится игра так: учитель берет парные карточки, например грибы. Одну карточку (в данном случае с двумя грибами) держит лицевой стороной к детям. «Сколько грибов?» (Два.) «А на этой карточке тоже грибы (показывает тыльной стороной), но здесь их на три больше. Узнайте, сколько грибов нарисовано на этой карточке». (Когда большинство учащихся поднимают руки, даю знак поднять нужную цифру, потом снова беру парные карточки и т.д.)

По этим карточкам можно проводить игру при прохождении темы «Уменьшение на несколько единиц». Показываются учащимся карточки с большим количеством предметов. Дети говорят, что на этой карточке шесть яблок. Тыльной стороной к детям учитель поднимает другую карточку с двумя яблоками, говорит: «А сколько яблок здесь, если их на 4 меньше, чем на первой карточке?» После ответа детей обе карточки показываются лицевой стороной.

^ Сколько нужно дополнить? Игра применяется как тренировочное упражнение при изучении таблицы сложения в пределах 10, 20. Нужны 10 карточек с однородными предметами (например, грибочки). Размер карточек 16x20см.

Игру можно проводить перед решением задач. Учитель поднимает карточку и предлагает указать нужной цифрой число недостающих предметов до 10.

Если игра проводится в пределах 20, учитель поднимает сразу две карточки. Например, карточку с 8 и 5 грибочками. Дети считают, поднимают руки, а затем по знаку учителя показывают цифру, обозначающую количество предметов, недостающих до двух десятков и т.д.

Строители. Игра проводится при повторении и закреплении сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 20. Все дети работают активно. Игра включает в себя элементы соревнования. Для игры нужно подготовить все необходимое: из твердой бумаги или тонкого картона заготовить рисунки отдельных этажей. Этажей должно быть 8-10.

Класс делится пополам. На доске мелом обозначена первая и вторая половина. Учитель предупреждает детей, что будут строить два дома. Первая половина класса на первой половине доски, а вторая - на второй.

Учитель обращается к детям: «Кто будет считать лучше, тот построит дом выше».

Читает пример для решения: «Сколько нужно прибавить к 9, чтобы было 15?» Учащиеся считают, поднимают руки, а потом по указанию учителя и цифру-ответ. (В данном случае цифру 6.) Если обе половины класса правильно подняли нужную цифру-ответ, с помощью маленьких шариков пластилина учитель прикрепляет на доске по этажу и продолжает читать остальные примеры на 8-10 этажей. В тех случаях, когда подняты не те цифры, этаж не засчитывается. Игра кончается, когда все этажи прикреплены. Прикрепляются крыши, и дома готовы. Выигрывает та половина класса, которая построит выше дом, т.е. лучше считает.

^ А сколько на второй карточке? Игра применяется при закреплении вычитания в пределах 10 и 20. Для игры нужны карточки.

Учитель берет две карточки. На первой карточке 7 уточек, а на второй - 5. Первую карточку показывает лицевой стороной (7 уточек), а вторую (5 уточек) - тыльной. Обращается к детям: «На двух этих карточка 12 уточек. На первой 7 уточек, а сколько на второй?».

Дети считают, поднимают руки и по знаку учителя составляют из цифр, число,. обозначающее количество уточек на второй карточке. Потом берутся следующие две карточки. Например, 8 елочек и 11 елочек. Карточка с 8 елочками показывается лицевой стороной к детям, а с 11 елочками - тыльной. «На двух карточках 19 елочек. На первой - 8 елочек, а сколько на второй?».

Дети из цифр составляют число, обозначающее количество елочек на второй карточке только после указания учителя. Учитель дает указание составить число тогда, когда большинство детей готовы к ответу, т.е. подняли руки.

Игра на уроке проводится в зависимости от цели урока и может применяться на разных его этапах. Так, игру «Узнай число предметов» целесообразно проводить после тренировочных упражнений с дидактическим материалом перед составлением и решением задач. Не следует проводить игры на уроке в одно и то же время. Перед тем, как проводить игру, учителю нужно заранее приготовить все необходимое - только тогда игра пройдет организованно и даст положительные результаты. Во время игры никто из учащихся не останется пассивным, даже учащиеся со слабым вниманием стремятся наблюдать, сравнивать, самостоятельно работать, преодолевать трудности. Нужно еще помнить о нагрузке, падающей на ученика во время игры, а именно: подбирать посильное задание.

^ Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент Архипова С.Е.


osnovnie-problemi-teorii-evolyucii.html
osnovnie-problemi-teorii-morali-chast-5.html
osnovnie-problemi-v-razvitii-vahitovskogo-rajona-i-predlagaemie-puti-resheniya.html
osnovnie-programmi-deyatelnosti-cbs-po-pravovomu-prosvesheniyu-naselenii-i-sodejstviyu-organam-mestnogo-samoupravleniya-biblioteka-centr-pravovoj-informacii-i-kulturi-vahrushevskaya-vzr.html
osnovnie-programmnie-meropriyatiya-na-period-2006-2007-uchebnij-god-programma-informatizacii-shkoli-na-2006-2009-gg-adres-shkoli.html
osnovnie-psihologicheskie-priznaki-rukovodstvo-po-poisku-sputnika-zhizni-socionika-oglavlenie.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-iskusstvo-zadavat-voprosi-stranica-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rudchenko-german-efimovich-kazanskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • school.bystrickaya.ru/celi-zadachi-i-pokazateli-deyatelnosti-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-i-planirovanie-6-buhgalterskij-uchet-i-kontrol-7-osnovnie-pravila-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-7-7-ocenka-imushestva-i-obyazatelstv-10-stranica-15.html
  • college.bystrickaya.ru/4-gruppovaya-i-individualnaya-psihokorrekciya-emocionalnih-narushenij-u-detej-i-podrostkov.html
  • institute.bystrickaya.ru/frakciya-rodina-budet-prodvigat-zakonodatelnie-iniciativi-subektov-federacii-tv-11-1-kanal-23-04-2004-novosti-3-00-00-11.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksej-nikolavich-leontev.html
  • college.bystrickaya.ru/118-swot-analiz-municipalnogo-obrazovaniya-i-analiz-socialno-ekonomicheskogo-polozheniya-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problema-virusov-v-nashe-vremya-ochen-aktualna-ona-privlekaet-vnimanie-vsyo-bolshego-chisla-uchyonih-s-kazhdim-dnyom-poyavlyaetsya-vsyo-bolshe-virusov-kogda-virusi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdravoohranenie-medicinskie-nauki-bibliograficheskij-ukazatel-knig-avtoreferatov-i-metodicheskih-posobij-postupivshih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obosnovanie-parametrov-dvuhsekcionnogo-inercionnogo-rolikovogo-konvejera-05-05-04-dorozhnie-stroitelnie-i-podemno-transportnie-mashini.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lot-1-priobretenie-mebeli-dlya-mou-nshs-kompensiruyushego-vida-32-skazka.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-sfere-zhilishnogo-stroitelstva-doklad-o-zakonodatelnoj-deyatelnosti-tyumenskoj-oblastnoj-dumi-tretego-soziva-2002-2006-gg.html
  • essay.bystrickaya.ru/demonstracionnaya-ploshadka-gou-vologodskaya-oblastnaya-vospitatel-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-sredstv-massovoj-informacii-v-reklame.html
  • klass.bystrickaya.ru/albickij-vyu-bibliograficheskij-ukazatel-knig-postupivshih-v-biblioteku.html
  • learn.bystrickaya.ru/fridman-a-vi-ili-vas-professionalnaya-ekspluataciya-podchinennih-aleksandr-fridman-stranica-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izdaniya-uchebnoj-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-nacionalnogo-issledovatelskogo-yadernogo-universiteta-mifi-na-2010-god-pp-stranica-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-sravnitelnoe-izuchenie-muzhchin-i-zhenshin-s-uchetom-psihologicheskogo-pola-kontrolnie-voprosi.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravki-k-razdelu-2-n-i-ismailov-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-strahovaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-r-timkaeva-aspirant-kaf-eiuss.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-v-chumanov-mart-2012-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tovaroznavcha-ekspertiza-ta-mitne-oformlennya-zamorozhenih-plodoovochv.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/marsh-v-osobih-usloviyah-chast-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tezisi-k-ekzamenu-po-statistike-finansov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-i-kv-2012-g-stranica-8.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krapivko-programma-speleoturizm-s-osnovami-karstovedeniya-i-speleologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-matematika-dlya-specialnosti-ej-130406-shahtnoe-i-podzemnoe-stroitelstvo-dlya-specializacii-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/putina-i-zubkova-priglasyat-na-pervoe-zasedanie-gosdumi-grizlov-b-v-monitoring-smi-15-17.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-igri-medved-vihodit-iz-berlogi-tolko-posle-proizneseniya-poslednih-slov-zachina-deti-v-zavisimosti-ot-povedeniya-medvedya-mogut-ne-srazu-bezhat-v-svoj-dom-a-podraznit-ego-pesenkoj-literatura.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mratbekizi-altinaj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temnie-borba-s-tyomnimi-borba-sveta-i-tmi-tma-dobro-zlo-strazhi-poroga-dugpa-oderzhanie-oborotni-samoubijstvo-tyomnie-borba-s-tyomnimi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/development-nedvizhimosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-sostoyanie-i-rol-kommercheskoj-deyatelnosti-v-sovremennih-usloviyah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.