.RU

«Отраслевой профсоюз предлагает актуальные вопросы для обсуждения в коллективах образовательных учреждений»







ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Российской Федерации


ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ГОРОДСКАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ


ИНФОРМАЦИОННЫЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ № 26


Основная тема:

«Отраслевой профсоюз предлагает актуальные вопросы для обсуждения в коллективах образовательных учреждений».


Основная тема:


Основная тема:

оллективах образовательных учреждений».



г. Владивосток

октябрь 2006 г.

^ Уважаемые коллеги!


В настоящем сборнике предлагаем Вам информацию с комментариями специалистов ЦК Профсоюза по актуальным на сегодняшний день проблемам в области защиты трудовых прав, социально-экономических интересов работников отрасли.

Считаем, что данная информация поможет членам профсоюза правильно ориентироваться в ситуации, сложившейся в образовании, и найдёт отклик в каждом коллективе.

Кроме того, в информационном бюллетене помещены материалы, которые помогут председателям "первичек" в практической работе: рекомендации по расходованию средств профсоюзного бюджета, организации в коллективах оздоровительной работы.


Примечание: в бюллетене использованы материалы газет "Мой профсоюз", "Образовательное право", бюллетеней № 12, № 24 06 г. крайкома и горкома профсоюза, сб. нормативных документов "В помощь страхователю", Закон РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".


Составитель: Белик А. Г., тел. 60-89-37


По всем вопросам обращаться в ГК профсоюза:

ул. Светланская, 89, тел. 26-74-68


Председатель городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ

Карамова Л. Г.



^ Профсоюз предлагает для обсуждения

актуальные темы


Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам информацию по наиболее важным проблемам в области защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования и комментарии к ним специалистов ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.


^ Тема №1 - зарплата

О подготовке Единых рекоменда­ций РТК по установлению в 2007 году на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствую­щих бюджетов

Начиная с весны текущего года, предста­вители ЦК Профсоюза участвуют в работе межведомственной рабочей группы РТК, со­зданной для подготовки Единых рекоменда­ций по системам оплаты труда на 2007 год, проводят регулярные консультации с Минздравсоцразвития России по проблемам формирования и введения новой системы опла­ты труда в сфере образования, сроков и раз­меров индексации заработной платы в 2007 году,

В течение полугода продолжалась кон­структивная работа представителей ЦК Профсоюза в рамках рабочей группы со специалистами Минздравсоцразвития России по подготовке проекта постановления Правительства РФ «О совершен­ствовании организации заработной платы работников федеральных государствен­ных учреждений». С трудом, но определи­лись согласованные подходы к формирова­нию единых принципов организации оплаты труда работников бюджетной сферы.

В апреле Министерство образования и науки РФ и ЦК Профсоюза провели в Санкт-Петербурге совместный семинар по пробле­мам перехода на новую отраслевую систему оплаты труда, на который был приглашен один из основных разработчиков проекта постановления Правительства РФ, зам. начальника отдела Минздравсоцразвития РФ, выступивший с сообщением о принципах формирования системы оплаты труда работ­ников федеральных образовательных уч­реждений на основе базовых окладов, ста­вок, а также установления единых квалифи­кационных требований для соответствую­щих категорий работников.

Министерством здравоохранения и соци­ального развития РФ при активном участии представителей ЦК Профсоюза проводится работа по формированию системы оплаты труда работников государственных феде­ральных учреждений бюджетной сферы, ко­торую предполагается рекомендовать для применения в субъектах РФ и муниципали­тетах.

Проект постановления Правительства РФ, подготовленный Минздравсоцразвития, неоднократно направлялся в федеральные органы власти для замечаний и предложе­ний, обсуждался в рабочей группе с посто­янным участием специалистов ЦК Профсою­за и уже существенно переработан.

Следует отметить, что многие принципи­альные замечания и предложения, вырабо­танные специалистами профсоюза и Минобрнауки РФ, учтены Министерством здра­воохранения и социального развития РФ при дальнейшей доработке проекта. В том числе - предложение о создании дополнительной (высшей) профессионально-квалификаци­онной группы для лиц из числа профессорс­ко-преподавательского состава вузов, к ко­торым предъявляются требования к квали­фикации, связанные с наличием ученой сте­пени кандидата или доктора наук.

Создание такой группы, по мнению профсоюза позволит установить для них базовый гарантиро­ванный оклад в значительно большем раз­мере, поскольку размеры гарантируемых на федеральном уровне базовых окладов, ста­вок заработной платы предусмотрено опре­делять в зависимости от того, к какой про­фессионально-квалификационной группе будет отнесена та или иная должность с уче­том требований к квалификации (уровню профессионального образования, профес­сиональной подготовки), необходимой для соответствующей профессиональной дея­тельности.

Проектом постановления предусматрива­ются различные подходы к регулированию оплаты труда работников на основе базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы. В зави­симости от организационно-правовой формы учреждения, возможности или невоз­можности вести предпринимательскую дея­тельность руководителю образовательного учреждения предполагается предоставить большие или меньшие полномочия по регулированию конкретной оплаты труда работ­ников.

Одновременно предполагается провести унификацию надтарифных и стимулирую­щих выплат и определить порядок их приме­нения, сохраняя при этом самостоятель­ность учреждений бюджетной сферы по их установлению в пределах средств, предус­мотренных на оплату труда с учетом норм действующего законодательства.

В последнее время представители Минздравсоцразвития России проводили кон­сультации с администрациями некоторых регионов по поводу апробирования с 2007 года в ряде учреждений здравоохранения и образования системы оплаты труда, разрабатываемой министерством для фе­деральных государственных учреждений.

Одновременно начиная с мая ЦК Проф­союза проводил регулярные консульта­ции с руководителями комитетов по труду и социальной политике, по образованию и науке Государственной Думы по перспек­тивам введения в 2007 году новой системы оплаты труда в сфере образования, а так­же срокам и размерам индексации зарп­латы работников бюджетной сферы в предстоящем году.

В результате достигнутой договореннос­ти о необходимости широкого обсуждения вышеперечисленных проблем 4 июля 2006 года Комитет по труду и социальной поли­тике Государственной Думы организовал «круглый стол» на тему «О проекте Еди­ных рекомендаций Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию соци­ально-трудовых отношений по установле­нию в 2007 году на федеральном, регио­нальном и местном уровнях систем опла­ты труда работников организаций, финан­сируемых из соответствующих бюдже­тов». На заседании с докладом выступил председатель комитета А.К.Исаев, содокла­ды сделали директор Департамента трудо­вых отношений Минздравсоцразвития РФ А.Л.Сафонов и заместитель председателя профсоюза Т. В. Куприянова. В ходе обсуж­дения участники «круглого стола» внесли содержательные предложения, включенные в текст принятых рекомендаций.

Вместе с тем до середины июля отсутствовала официальная позиция Правительства РФ по вопросам условий и сро­ков введения новых систем оплаты труда работников в бюджетных отраслях, сро­ков и размеров индексации их зарплаты в 2007 году. Стала очевидной перспектива нарушения Трудового кодекса РФ в части сроков принятия Единых рекомендаций РТК по системам оплаты труда. В связи с этим Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ при поддер­жке ФНПР настоял на рассмотрении выше­названного вопроса, на заседании РТК 21 июля. Позицию Совета Ассоциации на засе­дании изложил его вице-президент, предсе­датель Российского Профсоюза работников культуры Г.П. Парошин. По итогам рассмот­рения данного вопроса принято решение Российской трехсторонней комиссии, по ре­гулированию социально-трудовых отноше­ний (опубликовано в газете «Мой профсо­юз» №32, 10 августа 2006 года).

Обращаем внимание на то, что в соответ­ствии с решением РТК от 21 июля в каче­стве базовой системы оплаты труда на 2007 год будет рекомендована Единая та­рифная сетка, учитывая неготовность - ни организационно, ни методически, ни финан­сово - к массовому переходу на новые системы оплаты труда учреждений бюд­жетной сферы. В то же время в 2007 году в ряде регионов России предполагается провести эксперимент в форме реализа­ции пилотных проектов по внедрению новых систем оплаты труда в сфере здравоохране­ния и образования.

В ходе подготовки к заседанию РТК ЦК Профсоюза провел ряд совещаний с от­ветственными работниками Минздравсоцразвития РФ, чтобы обсудить возмож­ность присоединения образовательных учреждений ряда регионов России к пи­лотному проекту по введению новой сис­темы оплаты труда, который на 2007 год будет объявлен по учреждениям здраво­охранения, на принципах, сформулирован­ных в проекте постановления Правительства России, разрабатываемом при активном участии специалистов ЦК Профсоюза ра­ботников народного образования и науки.

Это позволяло надеяться на приведение в 2007 году экспериментов по введению новой системы оплаты труда в сфере образования и здравоохранения в одних и тех же регио­нах, на основе единых принципов и с опо­рой на организационно-методическое обеспечение, осуществляемое Минздравсоцразвития России как главным феде­ральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку предложе­ний по определению государственной по­литики в сфере оплаты труда.

По имеющейся информации, Министер­ство здравоохранения и социального разви­тия РФ обратилось с просьбой в Правитель­ство РФ о переносе срока доработки проек­та постановления «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений» на ноябрь 2006 года.

Вместе с тем Министерство образования и науки РФ, не поставив ЦК Профсоюза в известность о своей инициативе, разрабо­тало и направило на согласование во все заинтересованные федеральные мини­стерства и ведомства проект постановле­ния Правительства РФ «О мерах государственной поддержки субъектов Российс­кой Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, вклю­чающие изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей». Данный проект предусматривает проведение, начиная с 2006 года конкурсного отбора регионов в со­ответствии с утверждаемыми правилами пре­доставления субсидий бюджетам субъектов РФ в течение трех лет (2007-2009 гг.) на осно­ве достигнутых с ними соглашений.

Кроме того, из целого ряда территориальных организаций профсоюза поступает ин­формация о некоторых действиях Мини­стерства образования и науки РФ и его представителей, цель которых настоятель­но рекомендовать государственным орга­нам власти субъектов РФ при принятии ре­шения о введении новых систем оплаты тру­да использовать методики, не учитываю­щие установленные Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами гарантии оплаты и нормы труда работников образования. Учитывая все эти факты, ЦК Профсоюза обратился к координатору РТК, заместителю предсе­дателя Правительства РФ А. Д. Жукову с просьбой о проведении в срочном поряд­ке совещания по этому вопросу.

Совещание с участием председателя профсоюза Г. И. Меркуловой, ее заместителя Т. В. Куприяновой, заместителя председате­ля ФНПР В. И. Бутько состоялось 4 августа. По итогам обсуждения проблем были даны поручения Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ и Минфину РФ рассмотреть обращение профсоюза с целью определения единых принципов в работе по введению но­вых систем оплаты труда. ЦК Профсоюза на­мерен добиваться реализации поручений ко­ординатора РТК в полной мере.

На заседании президиума Совета при, Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демогра­фической политике, состоявшемся 4 авгу­ста в Калуге, министр образования и на­уки РФ А. А. Фурсенко представил предло­жения по государственной поддержке субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, а также основные показатели, по которым будет осуществляться конкурсный отбор. Среди этих показателей - введение новой системы оплаты труда учителей, предпо­лагающей как учет результатов деятельно­сти работников, рост объема стимулирую­щих надбавок в фонде оплаты труда образовательных учреждений, так и эффективный учет и рациональное распределение в базовой части ФОТ различных видов труда педагогических работников, а также опти­мизацию соотношения между оплатой за почасовую аудиторную нагрузку, оплатой за сложность учебных предметов, оплатой за число обучаемых, оплатой за вне­урочную работу, а также положительную динамику наполняемости классов.

Согласно представленным на "президиум Совета материалам федеральную поддер­жку регионов, внедряющих комплексные проекты и ставших победителями конкур­са, предполагается осуществлять в тече­ние 3 лет: первый год - порядка 50% от объема трехлетней поддержки (в среднем по 400 миллионов рублей на регион); вто­рой год - в случае успешного выполнения обязательств за первый год - еще порядка 30% (в среднем по 200 миллионов рублей на регион); третий год - порядка 20% (в среднем по 100 миллионов рублей на регион).

С 2007 года предполагается начать госу­дарственную финансовую поддержку 20 ре­гионов, с 2008 года - дополнительно еще 10 регионов, с 2009-го-еще 10. В целом к 2010 году таких регионов должно быть порядка сорока.

^ Государственную поддержку субъек­тов РФ, прошедших конкурсный отбор, планируется осуществлять путем предос­тавления субсидий бюджетам соответству­ющих субъектов РФ (то есть на условиях софинансирования проектов) и направлять эти средства на развитие материально-технической базы и организационную ин­фраструктуру региональных образова­тельных систем.

Повышение качества образовательных услуг для населения и эффективности рас­ходования бюджетных средств, направляе­мых на образование, определены в предло­жениях Министерства образования и науки РФ в качестве стратегической задачи под­держки субъектов Российской Федерации в рамках предполагаемых пилотных проектов.

Обращает на себя внимание поставлен­ное учредителями конкурса условие учас­тия субъектов РФ в конкурсном отборе: описание уже имеющегося опыта модер­низации образования, уже достигнутых изменений (задела), планируемых мероприятий по каждому направлению проекта со сроками, ресурсами, показателями вы­полнения и ожидаемыми результатами с разбивкой по годам, а также обоснование планируемых расходов и социально-эконо­мической эффективности проекта.

Сами учредители конкурса ожидают, что реализация регионами всего комплек­са мероприятий проекта должна за 3 года обеспечить повышение ежегодных ассигновании на учебные расходы в расчете на 1 класс не менее чем на 20%, повышение заработной платы учителей за счет внут­ренних резервов отрасли на 20-25%, повы­шение охвата дошкольным образованием не менее чем на 20%, повышение уровня пред­метной обученности выпускников общего образования не менее чем на 10% (по ре­зультатам итоговой аттестации).

Как стало известно, предложения Мини­стерства образования и науки РФ, внесен­ные на обсуждение президиума Совета при Президенте РФ по национальным проектам, были в основном поддержаны.

^ Этот факт подтверждает размещенная на официальном сайте Президента России информация о состоявшейся 8 августа ра­бочей встрече В.В.Путина с первым заме­стителем председателя правительства Д.А.Медведевым, который проинформи­ровал президента о рассмотрении пилот­ных проектов в области здравоохранения и образования на президиуме Совета и отме­тил: «Первый проект - это образование. Мы хотели бы выйти на принципиально новую систему, формирования бюджета образования, имея ввиду более эффективный характер затрат, и, соответственно, выйти на новые условия труда. В конечном счете это должно привести к более каче­ственному состоянию образования и, соответственно, к другим материальным ус­ловиям работы педагогов. Здесь работа должна вестись по линии нормативно-по­душевого финансирования, которое было апробировано в ряде регионов - и доста­точно удачно. Ряд регионов внедряет у себя эту систему. Это и Петербург, и Тю­менская область, и некоторые другие. В результате этой работы общее количество образовательных учреждений должно измениться, но, естественно, не за счет ухуд­шения качества образовательных услуг...

В конечном счете, мы должны выйти на то, что по образовательному проекту порядка 20 регионов в следующем году и по 10 реги­онов в 2008 и 2009 годах перейдут на новую систему оплаты труда и работы, а по меди­цинскому проекту 10 регионов - в следую­щем году и 10 регионов - в 2008 году.

При этом есть серьезная уверенность в том, что реформы, которые мы планируем, пройдут за счет внутренних источников, которые содержатся в самой системе... И это такая рационализация работы, которая на пользу всем: и самим работникам, кото­рые в результате этого смогут получить луч­шие условия труда, и государству».

Также было сказано, что эти реформы пройдут за рамками формальных границ на­циональных проектов и будут направлены на «создание более оптимальной системы бюджетных расходов в стране и за счет этого - достижение результата нового ка­чества и в здравоохранении, и в образова­нии. То есть это не просто новая трата де­нег, а именно путь совершенствования бюджетной сети образования и здравоох­ранения».


^ УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В связи с избранным Правительством РФ и активно поддерживаемым в Админист­рации Президента путем повышения зара­ботной платы работников образования и здравоохранения преимущественно за счет внутренних резервов, в том числе за счет реструктуризации учреждений, оптими­зации сети и численности работающих, интенсификации труда, территориальным Организациям профсоюза, учитывая, что пилотные проекты будут проводиться на основе соглашений с руководителями субъектов РФ, необходимо выработать систему первоочередных мер с учетом специфики ситуации в каждом конкретном регионе. Это позволит способствовать формированию в субъектах РФ осознан­ного выбора пути решения острейшей проблемы повышения заработной платы работников образования:

- на основе объективной оценки имею­щихся финансовых ресурсов («стартовых» условий);

- с учетом необходимости соблюдения ус­ловия адекватного повышения заработной платы в случае роста интенсификации тру­да;

- с учетом кадрового обеспечения регио­нальной системы образования, реальных возможностей одновременной реализации дорогостоящих социальных программ, в том числе направленных на переобучение и пе­реподготовку высвобождаемых работников в трудоспособном возрасте;

- с учетом необходимости обеспечения материальной поддержки работников, в том числе оставляющих работу в связи с достижением пенсионного возраста, в результате намеченной реорганизации сети и конкретных образовательных учреждений. Сообщаем, что переговоры, консультации ЦК Профсоюза по вопросу о сроках и размерах индексации зарплаты работников бюджетной сферы в 2007 году будут продол­жаться как в рамках РТК, так и в Государ­ственной Думе.

Мы намерены добиваться максимального учета аргументированных предложений профсоюза при решении перечисленных выше вопросов.


^ Тема №2 - новшества Трудового кодекса

О совершенствовании Трудового кодекса Российской Федерации

Спустя три года с момента принятия в первом чтении проекта федерального зако­на о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесе­нии изменений в Трудовой кодекс Российс­кой Федерации, признании не действующи­ми на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых зако­нодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (да­лее - Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).

^ Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ вносит изменения в более чем 300 статей Трудового кодекса РФ, дополняет его новыми тринадцатью статьями. Указан­ный закон официально опубликован в «Рос­сийской газете» 7 июля 2006 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 3 июля 2006, №27 и вступит в силу в полном объеме по истечении 90 дней после его официального опубликования (7 октября 2006 года).

Принятые изменения в Трудовой кодекс РФ относятся не только к решению задач ус­транения имеющихся в тексте кодекса про­тиворечий и неточностей, исключения воз­можностей неоднозначного толкования правовых норм, но и вносят существенные но­вации по целому ряду принципиальных воп­росов регулирования трудовых отношений.

Следует отметить, что в рамках трехлет­него процесса работы над законопроектом ЦК Профсоюза с участием территориаль­ных организаций подготовил и представил профсоюзной стороне рабочей группы около 40 поправок к Трудовому кодексу РФ, на­правленных на защиту прав и интересов ра­ботников образования. Более 2/3 из них вошли в состав предложений от профсоюз­ной стороны РТК в окончательном вариан­те.

К числу поправок, подготовленных на­шим профсоюзом, в частности, относятся:

• предложения по снятию ограничений на работу по совместительству как по про­должительности работы (не 16 часов в неде­лю, а половина месячной нормы), так и по занимаемой должности (право на внутрен­нее совместительство по аналогичной про­фессии, специальности и должности);

• закрепление механизма реализации статей 142 и 236 о приостановке работы в связи с невыплатой заработной платы и выплате денежной компенсации при нару­шении срока выплаты заработной платы и других причитающихся работнику выплат независимо от вины работодателя;

• установление государственных гаран­тий и совершенствование порядка регули­рования оплаты труда работников государ­ственных и муниципальных учреждений;

• усиление гарантий для беременных женщин и женщин, работающих на селе, и многие другие.

В ходе подготовки законопроекта ко вто­рому чтению в апреле-июне 2006 года представители ЦК Профсоюза активно участвовали в рабочих и согласительных совещаниях в Государственной Думе по вопросам регулирования оплаты труда ра­ботников государственных и муниципаль­ных учреждений (статьи 129, 130, 133, 134, 135,139,143,144), особенностей регулиро­вания трудовых отношений с педагогичес­кими работниками, прежде всего в части заключения и прекращения трудового до­говора с работниками высших учебных за­ведений (статьи 332, 336).

Подробный анализ изменений в трудовое законодательство станет предметом от­дельного изучения специалистов в области трудового права, а также профсоюзных ра­ботников.

Учитывая масштаб изменений, остано­вимся только на особо актуальных для работников образования новациях.

Наиболее важными для работников об­разования при практической реализации положений Трудового кодекса РФ являются вопросы, связанные с порядком осуществ­ления социального партнерства, заключе­нием, изменением и прекращением трудо­вого договора, особенностями режима тру­да и отдыха, работой по совместительству, с оплатой труда, рассмотрением индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В целях дальнейшего укрепления меха­низма социального партнерства в бюджет­ной сфере и уточнения статуса органов вла­сти как стороны социального партнерства новой редакцией статьи 34 «Иные предста­вители работодателей» предусмотрено, что представителями работодателей - феде­ральных государственных учреждений, го­сударственных учреждений субъектов Рос­сийской Федерации, муниципальных учреж­дений и других организаций, финансируе­мых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения согла­шений, осуществлении контроля за выпол­нением соглашений, формировании комис­сий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельнос­ти также являются соответствующие феде­ральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государствен­ные органы, органы местного самоуправле­ния.

Кроме того, Трудовой кодекс РФ допол­нен статьей 35' «Участие органов социаль­ного партнерства в формировании и реали­зации государственной политики в сфере труда», в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны учитывать реше­ния комиссий по регулированию социаль­но-трудовых отношений или мнения их сто­рон, а в случае их отсутствия - заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), объединений работода­телей.


Существенно изменена статья 57 кодекса, определяющая содержание трудового дого­вора. Наряду с возможностью расширения индивидуально-договорного регулирования предусмотрены условия, которые являются обязательными для включения в трудовой договор. В частности, к обязательным усло­виям трудового договора относятся условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) ра­ботника, доплаты, надбавки и поощритель­ные выплаты), а также другие условия в слу­чаях, предусмотренных трудовым законода­тельством и иными нормативными правовы­ми актами, содержащими нормы трудового права, к которым относятся, например:

- нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 Трудового ко­декса РФ постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжи­тельности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработ­ной платы) педагогических работников об­разовательных учреждений»;

- особенности режима рабочего време­ни, установленные для педагогических ра­ботников в соответствии со статьей 100 ко­декса и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха от­дельных категорий работников, имеющих особый характер работы», Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства об­разования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. №69 и зарегистрирован­ным в Минюсте России 26.07.2006 г. (реги­страционный №8110).

Установлено также, что если при заклю­чении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) усло­вия, в том числе из числа обязательных, то это не является основанием для признания трудового договора., незаключенным или его, расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями этой же статьей кодекса.

Более четко урегулирован порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора, которое допускается только по соглашению сторон, за исключе­нием случаев, предусмотренных непосред­ственно кодексом (ст.72), а также порядок изменения по инициативе работодателя оп­ределенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с измене­нием организационных или технологичес­ких условий труда, если они не могут быть сохранены в связи с изменениями в технике и технологии производства, в связи со структурной реорганизацией производства, другим причинам. Применительно к образо­вательным учреждениям такие изменения, как правило, связаны с сокращением коли­чества часов по учебному плану или сокра­щением количества классов (групп), кото­рые могут повлечь за собой уменьшение учебной нагрузки учителей или преподава­телей (ст. 74 кодекса).

Существенные коррективы внесены в статьи 58 и 59 Трудового кодекса РФ, кото­рые уточняют правила заключения срочных трудовых договоров.

Практика применения статьи 59 в пре­жней редакции показала, что возникло мно­го вопросов и неясностей в связи с предус­мотренным подходом к определению осно­ваний для заключения срочных трудовых договоров.

Теперь случаи и основания для заключе­ния срочных трудовых договоров разделены на две группы.

Первая группа предусматривает случаи, установленные частью первой статьи 59 в новой редакции, которые обусловлены объективной невозможностью заключения трудовых договоров на неопределенный срок с учетом характера предстоящей рабо­ты и условий ее выполнения. При этом пере­чень этих случаев не является исчерпываю­щим и может быть дополнен другими осно­ваниями, предусмотренными Кодексом или иными федеральными законами.

Во вторую группу входят случаи, предус­мотренные частью второй статьи 59, когда срочный трудовой договор может заклю­чаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Таким об­разом, закреплено правило, которое позволяет сторонам договариваться об установ­лении определенного срока трудового дого­вора даже при отсутствии объективных ос­нований для заключения срочного трудово­го договора, что, по нашему мнению, не от­вечает интересам работников и не согласу­ется с международными трудовыми норма­ми.

Следует особо отметить, что благодаря настойчивой позиции ЦК Профсоюза и под­держке представителей науки трудового права предусмотрена новая редакция ста­тьи 332 «Особенности заключения и прекра­щения трудового договора с работниками высших учебных заведений», которая уста­навливает, что трудовые договоры на заме­щение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторона­ми трудового договора (ранее предусматри­валось заключение только срочного трудо­вого договора продолжительностью до 5 лет). При этом, как и раньше, заключению трудового договора, а также переводу на должность научно-педагогического работ­ника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Впервые четко установлено, что конкурс на замещение должности, занимаемой ра­ботником, с которым заключен трудовой до­говор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет. Таким образом, сделан определенный шаг в сторону улучшения по­ложения научно-педагогических работников вузов, чьи трудовые права за последние де­сять лет были в этом отношении ущемлены. Учитывая опасность возникновения на практике вопросов и проблем с применени­ем этих нововведений, требуется скорей­шая корректировка соответствующих поло­жений Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном обра­зовании», а также Положения о порядке за­мещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении (утверждено приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. №4114).

Трудовой кодекс РФ дополнен статьями 60¹ и 60². Статья 60¹ дает определения поня­тиям совместительства (внутреннего и внешнего), а статья 60² впервые в законода­тельном акте РФ устанавливает, что с пись­менного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определен­ной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную опла­ту. То есть наряду с совмещением профес­сий (должностей) дополнительная работа может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема ра­бот.

До внесения изменений в Трудовой ко­декс РФ возможность выполнения- работы путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работ и оплаты за нее регулировалась подзаконным актом - поста­новлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. №1145 «О порядке и усло­виях совмещения профессий (должнос­тей)». Регламентация этих вопросов законо­дательным актом снимает возникавшие ра­нее споры о правомерности такой формы работы, расширяя возможности сторон тру­дового договора как в целях получения ра­ботниками дополнительной оплаты за до­полнительную работу в рамках существую­щего трудового договора, так и для обеспе­чения работодателем бесперебойной рабо­ты организации и рационального использо­вания имеющихся трудовых ресурсов.

Признана утратившей силу статья 98, ко­торая устанавливала ограничения при внут­реннем совместительстве, поскольку работ­ник не мог работать в этой же организации по своей профессии, должности или специ­альности, ограничения по времени выпол­нения работы по совместительству - не бо­лее 4 часов в день и 16 часов в неделю, а также другие ограничения.

Теперь статьей 284 «Продолжительность рабочего времени при работе по совмести­тельству» предусмотрено, что продолжи­тельность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать че­тырех часов в день, а в дни, когда по основ­ному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он мо­жет работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного ме­сяца (другого учетного периода) продолжи­тельность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать по­ловины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учет­ный период), установленной для соответ­ствующей категории работников.

Следует отметить, что возвращение пре­жней нормы работы по совместительству в объеме половины месячной нормы (т.е. нор­мы, действовавшей до 1 февраля 2002 года), с одной стороны, предоставляет рабо­тодателю право привлекать к работе по совместительству работников, для которых ус­тановлена 36 или 40-часовая рабочая неде­ля, в большем объеме, а с другой стороны, ограничивает возможность работы по со­вместительству для педагогических работ­ников, продолжительность рабочего време­ни которых по совмещаемой должности со­ставляет 30 и менее часов в неделю.

Например, учителям, которые могли в порядке совместительства в другой школе вести преподавательскую работу в объеме 16 часов в неделю на условиях тарифика­ции (т.к. разрешенное совместительство определялось в недельном количестве ча­сов), со вступлением указанных поправок в силу работа по совместительству на усло­виях тарификации может предоставляться только в объеме половины месячной нор­мы рабочего времени, что в пересчете на недельную норму составляет 9 часов. Больший объем преподавательской рабо­ты в другой школе может иметь место толь­ко на условиях почасовой оплаты в количе­стве 300 часов в год, как это установлено подпунктом «в» пункта 2 постановления Министерства труда и социального разви­тия Российской Федерации от 30 июня 2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, меди­цинских, фармацевтических работников и работников культуры».

При этом представляется, что в указан­ное постановление Минтруда России, определявшее особенности регулирования ра­боты по совместительству для отдельных категорий работников, помимо особеннос­тей, установленных кодексом и иными фе­деральными законами, в соответствии со статьей 282 кодекса и постановлением Пра­вительства РФ от 4 апреля 2003 г. №197 должны быть внесены соответствующие из­менения.

Статья 126 «Замена ежегодного оплачи­ваемого отпуска денежной компенсацией» в новой редакции дополнена положением, уточняющим порядок замены отпуска де­нежной компенсацией при суммировании отпусков или перенесении отпуска на следу­ющий рабочий год. Установлено, что дёнежной компенсацией пои суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении отпуска на следующий рабочий год могут быть заменены часть каждого ежегод­ного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количе­ство дней также из части, превышающей 28 календарных дней отпуска. Это дает осно­вание полагать, что работники, не имеющие ни дополнительных отпусков, ни удлинен­ной его продолжительности, никогда, ни при каких обстоятельствах, в период работы не смогут получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск.

В соответствии с поправками в статью 139 кодекса изменяется порядок исчисле­ния средней заработной платы (среднего за­работка) для оплаты отпуска и выплаты ком­пенсации за неиспользованный отпуск. Пос­ле вступления Федерального закона от 30.06.06 № 90-ФЗ в силу средняя заработ­ная плата будет исчисляться, исходя из заработной платы работника за 12 календар­ных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняет­ся средняя зарплата, путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4. При этом календарным месяцем счита­ется период с 1 -го по 30-е (31-е) число соот­ветствующего месяца включительно (в фев­рале - по 28-е (29-е) число включительно).

Новацией в регулировании оплаты труда работников государственных и муниципаль­ных учреждений стало включение в статью. 129 Трудового кодекса РФ понятия «базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы». С уче­том установления многоуровневого порядка регулирования оплаты труда в бюджетной сфере базовые оклады и ставки могут стать более весомыми государственными гаран­тиями, чем сегодняшний минимальный раз­мер оплаты труда.

Системам оплаты труда в государствен­ных и муниципальных учреждениях посвя­щена новая редакция статьи 144 Трудового кодекса РФ, которая определяет порядок установления систем оплаты труда, в том числе тарифных, в зависимости от уровня бюджетного финансирования учреждений. Этой же статьей Правительству РФ предос­тавлено право устанавливать базовые окла­ды (базовые должностные оклады), базо­вые ставки заработной платы по професси­ональным квалификационным группам работников, которые должны обеспечиваться во всех государственных и муниципальных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов.

Кроме того, предусматривается, что сис­темы оплаты труда работников государ­ственных и муниципальных учреждений ус­танавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и прогрессий рабочих, единого квалификаци­онного справочника должностей руководи­телей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию соци­ально-трудовых отношений, которые разра­батываются в соответствии с частью третьей статьи 135 ТК РФ, и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодате­лей.

Дается также определение, что профес­сиональные квалификационные группы -это группы профессий рабочих и должнос­тей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профес­сиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения к ним профес­сий рабочих и должностей служащих утверждаются федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере труда.

Несмотря на неоднократные предложе­ния по законодательному закреплению ме­ханизма реализации, предусмотренного статьей 142 права работников на приоста­новление работы в случае задержки выпла­ты зарплаты на срок более 15 дней, измене­ния, внесенные в статью 142, касаются толь­ко регулирования вопросов присутствия на рабочем месте и выхода на работу после по­лучения письменного уведомления от рабо­тодателя о готовности произвести выплату задержанной зарплаты. Принципиальный вопрос о сохранении заработной платы ос­тался нерешенным и по-прежнему отдан на откуп судебным органам.

Вместе с тем в статье 236 в соответствии с судебной практикой законодательно закреплена обязанность выплаты работодате­лем денежной компенсации за задержку за­работной платы и других выплат, причитаю­щихся работнику, независимо от наличия вины работодателя. Это означает, что при невыплате в установленные сроки заработ­ной платы, в том числе за время отпуска, у работодателя помимо обязанности по вып­лате невыплаченной заработной платы воз­никает безусловная обязанность по начис­лению и выплате денежной компенсации.

Статьей 410 в новой редакции предус­мотрено, что собрание работников об учас­тии в забастовке является правомочным, если на нем присутствует не менее полови­ны от общего числа работников (ранее - не менее двух третей от общего числа работни­ков), а в случае объявления забастовки про­фессиональным союзом (объединением профсоюзов) примирительные процедуры в каждой организации, охваченной коллек­тивным трудовым спором, не проводятся, что уже было апробировано при проведении Всероссийских забастовок работников об­разования, здравоохранения и культуры в 2005-2006 годах.


plan-finansirovaniya-fonda-socialnoj-podderzhki-i-socialnih-programm-universiteta-na-2011-g-prilozhenie-12-k-kollektivnomu-dogovoru-stranica-2.html
plan-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
plan-fizkulturno-sportivnih-meropriyatij-na-territorii-vostochnogo-administrativnogo-okruga-v-period-s-19-po-25-marta-2012-goda-.html
plan-funkcii-gidroliticheskih-fermentov-v-processah-katabolizma-obshie-mehanizmi-transporta-pitatelnih-veshestv-v-kletku.html
plan-glava-i-teoreticheskie-aspekti-i-rol-nacionalnoj-valyuti-v-sovremennih-usloviyah-vozniknovenie-sushnost-i-rol-deneg.html
plan-gorodisha-dostoprimechatelnosti-otchyot-o-gornom-pohode-ikategorii-slozhnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/1-translate-the-sentences-into-english-using-active-vocabulary-of-unit-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-n-vorobejchik-rukovodstvo-po-autopsihoterapii-stranica-20.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-metodkabineta-metodsluzhbi-itogi-deyatelnosti-gou-spo-sahalinskij-kolledzh-iskusstv-v-20092010-uchebnom-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelya-ekaterinburg-sokrat-1998-96-s-izmenenie-1-k-gostu-1-84-vved-01-07-2000.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obsheteoreticheskie-osnov-psihologii-sporta-razdel-nauka-psihologii-sporta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-predpriyatiem.html
  • books.bystrickaya.ru/determinirovannie-ekonomiko-matematicheskie-modeli-i-metodi-faktornogo-analiza.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prof-michaela-bhmig-vladimir-vladimirovich-mayakovskij-i-russkij-futurizm-poshechina-obshestvennomu-vkusu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/territorialnij-gorodskoj-otdel-11-tgo-11-plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-nauka-v-kontekste-kulturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-chast-1-dlya-vseh-napravlenij-i-specialnostej-sankt-peterburg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teatr-v-drevnej-grecii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-rabota-s-kadrovimi-dokumentami-1-sistema-upravleniya-personalom-organizacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/bertyaev-vd-bulatov-la-latishev-vi-mityaev-ag-prajs-list.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-g-yu-ksenzova-ocenochnaya-deyatelnost-uchitelya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtori-programmi-kol-vo-chasov-v-nedelyu-uchebniki.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-fiziologiya-truda-i-ee-zadachi.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-10-oktyabr-2010-g.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-iformacionnie-sistemi-v-nalogooblozhenii-dlya-specialnosti-010502-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-proekta-dlya-uchastiya-v-nacionalnom-professionalnom-psihologicheskom-konkurse-zolotaya-psiheya.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-mnogourovnevoe-bibliograficheskoe-opisanie-mezhgosudarstvennij-sovet-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • student.bystrickaya.ru/1-sushnost-i-osnovnie-elementi-byudzhetnogo-processa-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-festivale-studentov-balakovskogo-politehnicheskogo-tehnikuma-salyut-pobeda-posvyashyonnom-65-letiyu-pobedi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strukturnoe-modelirovanie-i-sintez-sistemi-avtomaticheskogo-upravleniya-processom-shlifovaniya-na-koordinatno-shlifovalnom-stanke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/urok-chteniya-vo-2-klasse.html
  • institut.bystrickaya.ru/taraz-memlekettk-pedagogikali-instituti-f15-382-1-1-003.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-tehnologii-obucheniya-rekomenduemie-k-ispolzovaniyu-v-processe-obucheniya-inostrannomu-yaziku.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-period-stranica-15.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nachalo-i-konec-vselennoj-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080301-kommerciya-torgovoe-delo-moskva-2007.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-mastahskaya-sosh-za-2006-2007-uchebnij-god-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-obobshenie-opita-raboti-na-pravah-rukopisi-soderzhanie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-roli-i-meste-russkogo-yazika-v-prepodavanii-inostrannih-yazikov-v-mgimo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aud-419-k-programma-provedeniya-dnej-molodezhnoj-nauki-v-altgu-21-aprelya-2008-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-problemi-psihologicheskogo-konsultirovaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-vistavochno-yarmarochnih-i-drugih-meropriyatij-provodimih-v-kurskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.