.RU

Отчет научно исследовательская деятельность высшей школы народных искусств (института) за 1-ое полугодие 2010 г




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (ИНСТИТУТ)







ОТЧЕТ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (ИНСТИТУТА) ЗА 1-ое полугодие 2010 г.


Санкт-Петербург

2010


Содержание


Стр.

РАЗДЕЛ I. НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНСТИТУТА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧ...................................................................................... 3


^ РАЗДЕЛ 2. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР.................................................................. 6


РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР..................7

3.1 Инновационные проекты, проводимые в рамках

научно-исследовательской работы..............................................................8

3.2 Краткие показатели НИР за отчетный период и сравнительная характеристика показателей с 2009 г........................................................14


^ РАЗДЕЛ IV. АННОТИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

за отчетный период (01.01.2010 - 30.06.2010)......................................... 15

4.1Список публикаций и выставок, отражающих результаты работы...15

- Монографии...........................................................................................15

- Учебники и учебные пособия .............................................................16

- Публикации в ведущих научных журналах.......................................16

- Статьи в других изданиях....................................................................18

- Доклады.................................................................................................20

- Другие публикации...............................................................................24

- Выставочная деятельность...................................................................33


^ РАЗДЕЛ V. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ............................................ 39

5.1 Аспирантура ...........................................................................................41

5.2 Курсы повышения квалификации.........................................................46


^ РАЗДЕЛ I. НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Научно – исследовательская деятельность Высшей школы народных искусств (института) в 2010 году направлена на развитие инновационных научных исследований в сфере традиционного прикладного искусства, решение проблем применения его потенциала в образовательной деятельности профессиональных учебных заведений, привлечение внимания общественности к традиционным культурам и сохранению ее ценностей, а также проблемам традиций и ее месту в социокультурной деятельности современных этносов.. Эти направления являются актуальными и необходимыми для сохранения уже имеющегося научного потенциала в существующих центрах традиционного прикладного искусства и реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов высшего звена в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, характерных не только для России, но и для других стран мира, что располагает к международному сотрудничеству в образовательной деятельности. Продолжена работа по фундаментальному исследованию процессов непрерывного профессионального художественного образования в современном пространстве культуры, трансляции и сохранению ценностей традиционной культуры.


^ Научно-исследовательская работа института в подотчетный период была ориентирована на решение следующих задач:


•  внедрение национально-региональных компонентов традиционной культуры в российское образование и дальнейшее развитие традиций отечественной педагогики с целью сохранения самобытности культуры России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования;

• развитие фундаментальных исследований как основы для получения новых знаний, наращивания интеллектуального потенциала вуза, формирование эффективного инструментария интеграции науки и образования в сфере традиционного прикладного искусства;

• создание научной, образовательной и производственной структуры, которая позволит решать проблемы дальнейшего развития традиционной культуры России, сохранения духовных ценностей и воспитания народа собственной культурой;

•  развитие интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и обеспечивать качество образования, внедрение новых образовательных технологий с сохранением уникального ручного труда и исторических художественных и духовных традиций;

•  использование нравственного потенциала традиционного прикладного искусства как средства формирования и развития этнокультурной основы менталитета студентов и школьников и формирование общечеловеческих ценностей, эстетических идеалов и духовного совершенствования личности;

•  формирование междисциплинарного (интегрированного) видения изучаемых специальных дисциплин с целью организации целостного образовательного пространства, развития основных направлений научно-исследовательской деятельности кафедр по изучению и анализу традиционного прикладного искусства России для воспитания творческой личности художника;

•  развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников, аспирантов, студентов, применение полученных научных результатов в учебном процессе;


• развитие системы непрерывного образования в области традиционного прикладного искусства и народных художественных промыслов;

• подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации, посредством получения послевузовского профессионального образования; создание специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, развитие аспирантуры по основному направлению научной специальности традиционного прикладного искусства;

•  систематизация и научный анализ передового педагогического опыта отечественных и зарубежных учебных заведений, ведущих подготовку специалистов в области традиционного декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

• проведение научных конференций, семинаров, чтений по актуальным проблемам образования в сфере традиционного прикладного искусства и специфике современного развития традиционного прикладного искусства;

• развитие форм научного сотрудничества с музеями, другими вузами и творческими учреждениями;

• активизация международного сотрудничества в сфере образовательных услуг с целью плодотворного научного взаимообмена и привлечения дополнительных средств финансирования из зарубежных фондов, организаций и представителей бизнеса;

•  активизация работы студенческого научного общества с целью развития художественно-творческой и научной деятельности студентов, содействия информационному обеспечению научных исследований студентов и пропаганде научного творчества молодежи.


^ РАЗДЕЛ 2. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР


Разработка и проведение научно-педагогических исследований, новых научных направлений и формирование научных школ, сохранение уже имеющегося научного потенциала в существующих центрах традиционного прикладного искусства, и реализацию 11 образовательных программ профессиональной подготовки специалистов высшего звена в области декоративно - прикладного искусства и народных промыслов России осуществлялась в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (пр. №393 от 11.02.2002г. Министерства образования.) и Концепции художественного образования в Российской Федерации, в том числе и в области традиционного декоративно-прикладного искусства (пр. Министерства образования и Министерства культуры №1403 от 28.12.2001г.).

Порядок организации и проведения научной работы регламентировался Положениями о научно-образовательном центре, научно-методическом совете, кафедрах и студенческом научном обществе, а также перспективными и годовыми планами научно-исследовательской работы института и кафедр, утвержденными решениями Ученого Совета ВШНИ.

Данные документы разработаны на основе нормативно-правовых актов Минобразования РФ и Минобрнауки России, Постановлений Правительства и Федеральных законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике».

Для повышения эффективности научных исследований в институте создана соответствующая структура организаций и учреждений с их вертикальными связями подчинения и горизонтальными – взаимодействия, состоящая из Ученого и Научно-методического советов, информационного центра, кафедр, межкафедральной научно-исследовательской лаборатории, студенческого научного общества.

Научно-методический совет призван координировать инновационную научно – исследовательскую и научно - методическую работу в вузе, осуществлять целенаправленную деятельность по разработке и проведению фундаментальных и прикладных исследований, по интеграции научно-исследовательской, научно - методической и художественно-творческой работы института, способствовать совершенствованию и повышению качества образовательного процесса, развитию и внедрению современных технологий обучения. Состав Совета состоит из 5 секций:

- секция планирования, контроля и оценки качества научных и научно-методических исследований;

- редакционно-издательская секция;

- секция планирования, оценки и внедрения результатов интеллектуальной деятельности;

- секция информационной, выставочной работы и общехудожественной подготовки студентов;

- секция научно-исследовательской работы со студентами (НИРС).

Финансирование НИР осуществлялось:

- Федеральным агентством по образованию (517,3 тыс.руб.на 2010г.);

- Средства института;

- Средства из других источников.


^ РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР


Исследования кафедр в подотчетный период, первое полугодие 2010 года, главным образом были сосредоточены:

• На фундаментальных научных исследованиях, средоточием которых явилось стратегическое направление работы института по разработке и реализации концепции создания крупной научной, образовательной и производственной структуры – научно-образовательного комплекса, учебно - материальная база которого позволит объединить весь спектр вопросов и проблем дальнейшего развития традиционной культуры России. Создание научно-образовательного центра на базе Высшей школы народных искусств будет способствовать сохранению народной культуры, возвращению духовных ценностей, возрождению забытых традиций воспитания народа собственной культурой, являющейся основой национального самосознания.

• Разработке учебно – методического комплекса основных образовательных программ (создание учебников, научно-методических и учебных пособий, методических рекомендаций, разработке новых и модернизации существующих учебных программ, по специальностям: 070801 Декоративно-прикладное искусство; 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; 070906 История и теория изобразительного искусства.

• Развитии интерактивных форм обучения и подготовке научных и научно - педагогических кадров высшей квалификации, а также их переподготовке в связи с возросшими требованиями к компетентности профессорско-преподавательского состава (академически-предметным, дидактическим, коммуникативным, организаторским, интеллектуальным).


^ 3.1 Инновационные проекты, проводимые в рамках

научно-исследовательской работы


1. Теория и практика совершенствования системы профессионального непрерывного образования в области традиционного прикладного искусства. Теоретические и практические основы профессионального непрерывного образования в области традиционного прикладного искусства «основная общеобразовательная школа - среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование – аспирантура – дополнительное профессиональное художественное и педагогическое образование».

2. Теоретические основы развития системы профессионального непрерывного образования в области традиционного прикладного искусства.

3. Развитие мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах.

4. Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах.

5. Разработка методики обучения педагогике и психологии художников традиционного прикладного искусства.

6. Теоретические и практические основы преподавания мастерства и композиции художественной вышивки в процессе подготовки художника декоративно - прикладного искусства.

7. Теоретические и практические основы преподавания мастерства, технического рисунка и композиции художественного кружевоплетения в процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства. Совершенствование содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении в системе непрерывного образования.

8. Теоретические и практические основы подготовки студентов отделения косторезного искусства.

9. Теоретические и практические основы преподавания лаковой миниатюрной живописи в процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства. Разработка образцов для преподавания специальных дисциплин: исполнительское мастерство, основы композиции, композиция, проектирование, производственное обучение, миниатюрная живопись по специальности 070801 Декоративно-прикладное искусство (иконопись, лаковая миниатюрная живопись Палеха, Холуя, Мстеры).

10. Сохранение и развитие художественных особенностей нижнетагильской лаковой живописи в XX веке.

11. Изучение народного орнамента в учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

12. Научное обоснование и разработка программ по специальности 070906 «История и теория изобразительного искусства», для подготовки искусствоведов, в т.ч. специализирующихся по традиционному прикладному искусству.

13. Модернизация содержания образования в области истории и теории изобразительного искусства. История русского искусствоведения. Теоретические и практические особенности преподавания разделов истории мирового искусства Древнего мира и Средних веков по специальности 070906 «История и теория изобразительного искусства». Теоретическое исследование в области русского иконописания. Женщины-иконописцы XVII - начала XX вв. Теоретическое исследование периодов российской истории, отраженных в произведениях русских художников.

14. Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах.

15. Традиционное прикладное искусство России как предмет философского познания (теоретико-методический аспект). Сложение коллективной идентичности и трансляция культурной памяти в современной российской культуре в контексте обучения студентов русскому традиционному прикладному искусству. Теоретические и практические особенности преподавания гуманитарных наук в учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

16. Профессиональное образование в ювелирном искусстве.

Современные технологии (3d моделирование), их изучение и внедрение в учебный процесс.

17. Филологические дисциплины в профессиональной подготовке специалистов в области традиционного прикладного искусства. Разработка учебно – методического комплекса дисциплин «Отечественная литература» и «Зарубежная литература» для студентов Высшей школы народных искусств (института). “Устное народное творчество”. Разработка учебно – методического комплекса. О самооценке и внешней оценке личности библиотекаря в социуме: на уровне «всех» и на уровне «своих по профессии».

18. Совершенствование языковой подготовки в учебных заведениях декоративно-прикладного искусства. Разработка двуязычных словарей по направлениям традиционного прикладного искусства.

19. Формирование нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры. Сбор, обработка и анализ информации и социологических данных о роли и месте физической культуры в образе жизни студентов, о значимости физкультурно-оздоровительной деятельности и путях актуализации ценностей физической культуры. Особенности профессионально-прикладной физической культуры студентов Высшей школы народных искусств (института).

20. Разработка методик обучения различным техникам рисунка, развития пространственного мышления и конструктивного видения для специальности «Художник декоративно-прикладного искусства».

21. Разработка методики преподавания специальных дисциплин художественной росписи ткани: Основы композиции, Проектирование, Производственное обучение по специальности 070801 Декоративно-прикладное искусство. Композиция, Колористические гармонии в художественной росписи тканей, Исполнительское мастерство по специальности 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

22. Живопись в системе непрерывного профессионального образования художников традиционного прикладного искусства. Пластические основы декоративной композиции в конкретных видах традиционного прикладного искусства в системе непрерывного профессионального образования.

23. Специфика обучения студентов скульптуре в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

24. Учебно-методический комплекс обеспечения программы курсов повышения квалификации «Педагогика профессионального художественного образования в традиционном прикладном искусстве» по следующим специализациям: художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественный металл, художественная обработка кости, художественная роспись (лаковая миниатюрная живопись, декоративная роспись).

25. Корректирующий контроль над формированием мотивационных целевых установок как условие для профессионального развития субъектов, в сфере ВПО.

26. Химические элементы в организме человека и проблемы рака молочной железы (тема докторской диссертации кафедры естественно - научных дисциплин).

27. Педагогические основы обучения художественной вышивке в системе непрерывного художественного образования.

28. Развитие проектной культуры студентов ДПИ (на примере художественной вышивки).

29. Развитие внимания в процессе обучения декоративно – прикладному искусству на примере художественной вышивки.

30. Профессиональное обучение как основа сохранения народных промыслов на примере подготовки художников-мастеров декоративно-прикладного искусства по художественной вышивке.

31. Педагогические условия формирования культуры цвета как фактора профессионального художественного образования.

32. Развитие творческого мышления студентов в профессиональном образовании по росписи ткани.

33. Развитие композиционных способностей в процессе профессиональной подготовки художников-ювелиров.

34. Театральное искусство в содержании профессионального образования будущих художников традиционного прикладного искусства.

35. Исследование возможностей непрерывного художественного образования и роли традиционных искусств во вхождении ребенка в культурное пространство Отечества.

В рамках выполнения научных исследований были проведены Международные конференции, семинары, выставки. Результаты экспериментальных проверок научных исследований докладывались на заседаниях кафедр, Ученом совете, Научно-методическом совете, научных тематических чтениях, отчетах по научной работе, на Международных научных и научно-практических конференциях. За отчетный период проведены: Международная научно-практическая конференция «Эволюция кружева», Финляндия г.Порвоо; Международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство. Философия познания» г.Калининград; Международная научная студенческая конференция «Культура России в XXІ веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем», в ходе которых были проведены мастер-классы, творческие выставки преподавателей и студентов, конкурсы и олимпиады.

Активное внедрение результатов экспериментальной работы в практику учебного процесса проводилось в ходе публикаций статей, выпуска монографий, учебников, учебных и методических пособий, программ, методических рекомендаций, публикаций выступлений на Международных научных и научно-практических конференциях, научных семинарах, проведения мастер-классов, участия в многочисленных Международных, Всероссийских, региональных и городских выставках декоративно-прикладного искусства, живописи и графики.

Преимущества полученных результатов научно-исследовательской работы по сравнению с результатами аналогичных отечественных или зарубежных НИР следующие:

а) по новизне: результаты являются новыми

б) по широте применения: на межотраслевом уровне

в) в области получения новых знаний: полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области художественной и педагогической деятельности в традиционном прикладном искусстве, оптимизации содержания научно-исследовательской деятельности художественных профессиональных учебных заведений, модернизации и актуализации содержания подготовки художника-педагога.

^ 3.2 Краткие показатели НИР за отчетный период и сравнительная характеристика показателей с 2009 г.




Показатель

Количество

Количествен-

ный показатель 2009 г.

1

2

3

4

1.

Число монографий работников вуза, изданных в российских издательствах


3

8

2.

Число сборников научных трудов, изданных по решению Ученого совета, Научно-методического совета вуза


14

3

3

Число учебников работников вуза, изданных российскими издательствами, включая изданные в вузе тиражом не менее 50 экз.


3

4

4

Число учебных пособий работников вуза, изданных российскими издательствами, включая изданные в вузе тиражом не менее 50 экз.

4

18

5

Число статей работников вуза, опубликованных в научных рецензируемых журналах


16

37

6

Число статей работников вуза, опубликованных в российских и зарубежных изданиях (в том числе в сборниках научных трудов, изданных по решению Научно-методического совета вуза)


24

129

7

Другие публикации, из них методические рекомендации, положения, изданные по решению Научно-методического и Ученого советов


127

18

8

Количество выставок творческих работ преподавателей и студентов


74

58

9

Число сотрудников вуза (из числа основного (штатного) персонала), защитивших степень кандидата наук за отчетный период

1

3

10

Число аспирантов, выпущенных из аспирантуры вуза за отчетный период


2

3

11

В том числе, защитивших диссертацию досрочно за отчетный период


2

3

12

Число докладов на конференциях (Международных, Всероссийских, региональных)

40

28




polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-7.html
polnoe-tehnicheskoe-osvidetelstvovanie-kranov-bezopasnaya-ekspluataciya-gruzopodemnih-mashin.html
polnomochiya-organa-mestnogo-samoupravleniya-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
polnomochiya-prezidenta-respubliki-belarus-v-sfere-ispolnitelnoj-vlasti.html
polnomochiya-rukovoditelya-i-ego-zamestitelej-v-federalnom-mediko-biologicheskom-agentstve.html
polnosvyaznaya-topologiya-lekciya-1-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-i-perspektivi-razvitiya-integracii-stran-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-5620-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-utverzhden-na-zasedanii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-tehnologii-5a5b5v-klassi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhazititai-nktelerd-geometriyali-orni-orta-perpendikulyar-zhne-brishti-bissektrisasi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regionalnie-i-mestnie-nalogi-i-sbori-ih-sostav-ekonomicheskoe-i-finansovoe-znachenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnologiya-virashivaniya-ozimoj-pshenici-v-aoo-simferopolskij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zinichev-igor-valerevich-mesto-provedeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/biografiya-cezarya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-kursu-po-viboru-russkaya-rech-prikamya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-grafik-po-podgotovke-i-provedeniyu-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-v-forme-gia-i-ege-obuchayushihsya-mou-sosh-pos-ulyanovo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-mirovaya-ekonomika-i-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-263-sistema-nalogooblozheniya-v-vide-edinogo-naloga-na-vmenennij-dohod-dlya-otdelnih-vidov-deyatelnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transport---naimenovanie-predpriyatiya-katalog-konkurentnosposobnih-predpriyatij-kubani.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poiskovie-raboti-prodolzhatsya-soobshaet-mchs-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-15-yanvarya-2010-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-mestnogo-byudzheta.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-profsoyuznogo-dvizheniya-belarusi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompyuternie-prestupleniya-chast-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eksperimentalnie-issledovaniya-v-mehatronnih-sistemah.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-evropejskie-programmi-nauchno-tehnologicheskogo-i-obrazovatelnogo-sotrudnichestva-6rp-7rp-konkursi.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-razrezki-kladki-3-2-oblegchennaya-kladka-8-3-ukladka-kirpicha-9-2-organizaciya-rabochego-mesta-i-truda-kamenshikov-11-3-kladka-iz-kamnej-pravilnoj-formi-14.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorshkov-sergej-georgievich-2-vasilevskij-aleksandr-mihajlovich.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-ponyatie-tovarnogo-znaka-i-ego-vidi-stoimost-tovarnogo-znaka-i-faktori-na-neyo-vliyayushie-metodi-ocenki-tovarnogo-znaka-1-zatratnie-metodi-ocenki-tovarnih-znakov.html
  • tests.bystrickaya.ru/marlen-prekrasnoe-uteshenie-nuzhno-bilo-bi-vskrit-otek-kater-dejstvuyushie-lica-v-poryadke-poyavleniya-dzho.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-po-napravleniyu-podgotovki-050100-68-pedagogicheskoe-obrazovanie-kvalifikaciya-stepen-magistr.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-reviziya-i-audit-tovarnih-operacij-v-optovoj-torgovle.html
  • teacher.bystrickaya.ru/f-i-o-uchenaya-stepen-zvanie-dolzhnost-naimenovanie-ou-spo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-razvitie-umenij-vesti-besedu-v-voprosno-otvetnoj-forme-razvitie-umenij-audirovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-opisanie-obekta-2-faktori-formiruyushie-modeli-ruemoe-yavlenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ekonometrika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-16-maya-2011-goda-471-sh-o-poryadke-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-h-klassov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-osobennostyah-raboti-po-sovmestitelstvupedagogicheskih-medicinskih-farmacevticheskihrabotnikov-i-rabotnikov-kulturi.html
  • books.bystrickaya.ru/edet-vanya-v-krasnoj-shapke-prazdnichno-informacionnaya-programma-dlya-detej-5-7-let-117-provodi-zimi-scenarij-dlya-detej-5-6-let-121.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-1-fevralya-2010-g-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-eta-issledovanie-prichin-hirurgiya-anatomiya-raspada-sovetskogo-soyuza-avtor-knigi-general-organov-gosbezo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-pedagogika-i-metodika-nachalnogo-obrazovaniya-programma-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-snk-2011-20-aprelya-2011-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-ponyatie-os-zadachi-os-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.