.RU

Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности результаты комплексного исследования проект финансируется Европейским союзом







Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности


РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ





Проект финансируется Европейским союзом






Апрель-Май 2006 www.accountingreform.ru


Содержание
Содержание 3

Основные выводы 4

цели исследования 6

Цели и задачи РЕФОРМ 6

Методология 7

8

основные результаты исследования 9

1. факторы, влияющие на внедрение мсфо в российской федерации 16

2. Потребности в обучении МСФО 33

3. Факторы улучшения финансовой отчетности 41

^ 4. Факторы, влияющие на внедрение управленческого учета в российские компании 43

5. Потребности в обучении управленческому учету 51

6. Консолидированная отчетность и оценка прозрачности информации в РФ 54

7. Региональные различия 58

8. приложение 60



^ Основные выводы ^ цели исследования
Данный отчет о проведении комплексного социологического исследования подготовлен ROMIR Monitoring в рамках в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации».

Главный подход к структуре исследования был определен, исходя из его целей – дать точное соответствие мнений о бухгалтерском учете и системе реформ профессиональным группам.
^ Цели и задачи РЕФОРМ
Основной целью исследования было обеспечение Проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности» репрезентативной, статистически надежной и достоверной информацией о мнениях российских бухгалтеров, аудиторов, преподавателей по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», а также студентов относительно:

В рамках исследования получена общая статистическая информация о российских коммерческих организациях, аудиторских фирмах и образовательных учреждениях.
Методология
Этапы исследования:

  1. Телефонные интервью с бухгалтерами профессиональных бухгалтерских ассоциаций и аудиторских фирм;

  2. Телефонные интервью с бухгалтерами коммерческих организаций;

  3. Личные интервью с преподавателями бухгалтерского учета и студентами, обучающимися по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

^ Выборка и методы сбора данных для опроса бухгалтеров, работающих в профессиональных и аудиторских фирмах.

На первом этапе создания выборки составлен перечень аудиторских фирм и профессиональных бухгалтерских ассоциаций. При формировании списка использованы данные Госкомстата, Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО), а также агентства деловой информации «Бизнес-карта». Однако очевидно, что составить всеобъемлющий перечень таких предприятий невозможно, используя даже самые полные данные Госкомстата и прочих организаций, предоставляющих базы данных. Поэтому, для обеспечения репрезентативности выборки, на втором этапе ее формирования, использовано квотирование исходного перечня организаций по численности работающих и формам собственности, а также регионам РФ. В окончательном перечне организаций представлены организации из всех регионов России с различной численностью работников и различными формами собственности пропорционально их численности по данным Госкомстата и «Бизнес-карты».

На третьем этапе выборка разделена на подгруппы (страты) по региональному принципу и, в ходе проведения опроса, внутри каждой страты (региона) использован принцип случайного отбора организаций для опроса. Размер выборки для каждой страты (региона) пропорционален размеру страты по отношению ко всей генеральной совокупности. Случайный отбор реализован с помощью «интервала скачка» (показатель, который рассчитывается как отношение размера исходной выборки к количеству организаций, которые планируется опросить).

Всего опрошено 400 респондентов методом телефонного интервью (CATI).

^ Выборка и методы сбора данных для опроса бухгалтеров, работающих в коммерческих организациях.

Выборка по категории 2 - бухгалтеры, работающие в коммерческих организациях, составлена и реализована аналогично выборке по категории 1 + квотирование перечня организаций на начальном этапе составления выборки по сферам деятельности.

Всего опрошено 1023 респондента методом телефонного интервью (CATI).

^ Выборка и методы сбора данных для опроса преподавателей бухгалтерского учета и студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет и аудит»

Выборка по категории 3 и 4 – преподаватели и студенты специальности «Бухгалтерский учет и аудит», составлена и реализована аналогично выборке по категории 1. Всего опрошено 800 респондентов методом личного интервью.

В результате суммарный объем выборки по всем этапам исследования составил 2223 респондента.
^ основные результаты исследования
Использование МСФО в компаниях

^ Социально-демографический потрет российских бухгалтеров

^ Осведомленность о МСФО и управленческом учете

^ Отношение к внедрению МСФО и управленческого учета в Российской Федерации

^ Перспективная оценка использования МСФО и управленческого учета

^ Рациональность применения МСФО и управленческого учета

^ Влияние МСФО и управленческого учета на внешнее развитие компании

^ Преимущества и недостатки МСФО и управленческого учета

  1. Отсутствие законодательной поддержки. МСФО необязательны для применения в России (29%). Позиция занимает верхнюю строку среди всех категорий респондентов.

  2. Несоответствие теоретической базы, способа изложения российским стандартам. Позиция отмечена 26% респондентов.

  3. Принципы применения на практике не соответствуют принятым в России нормам (25%).

^ Потребности в обучении МСФО и управленческому учету
^ 1. факторы, влияющие на внедрение мсфо в российской федерации 1.1 социально-демографические характеристики российских бухгалтеров и аудиторов
По аналогии с предыдущим исследованием результаты данного исследования показывают, что подавляющую долю российских бухгалтеров и аудиторов составляют женщины (90%). В большей степени это относится к бухгалтерам коммерческих организаций, где доля достигает 92%, тогда как, в аудиторских фирмах этот показатель ниже – 84%, но также превалирующий.

Люди в возрасте старше 35 лет составляют 60% российских бухгалтеров и аудиторов. Доля молодых специалистов (25-34 y.o) выше среди сотрудников аудиторских организаций.

^ Пол, %



Возраст, %



44% респондентов (коммерческие компании и аудиторские фирмы) имеют стаж работы в компании 6 лет и более.

^ Стаж работы в компании, %




Беря во внимание опыт работы в бухгалтерском учете, большинство представителей аудиторских фирм (72%) работают в данной сфере более 6 лет.

^ Опыт работы в бухгалтерском учете, %




Большинство респондентов имеют высшее экономическое образование (только диплом ВУЗа по бухгалтерскому учету (80%)). В большей степени это относится к сотрудникам аудиторских фирм.

^ Уровень экономического образования, %



Только одна треть респондентов имеет профессиональные аттестаты. При этом большинство респондентов из данной группы указывают на наличие аттестата Института профессиональных бухгалтеров РФ (ИПБ РФ). 10% указывают на аттестат аудитора (МинФин) – преимущественно сотрудники аудиторских организаций.

Большая часть респондентов (49%) получили аттестат от 1 до 5 лет назад.

^ Наличие профессионального бухгалтерского аттестата, %



Давность получения профессионального аттестата, %


^ 1.2 Использование мсфо в россии
Результаты исследования показывают, что только 16% опрошенных компаний применяют МСФО.

Относительно показателей 2004 года доля компаний, использующих МСФО, возросла на 5%.
^ 1.2.1 Организации, использующие МСФО
В настоящее время в основном МСФО применяются организациями, работающими на рынке финансов и страхования (37%) и производственными компаниями (15%).

В большинстве случаев эти стандарты используются в крупных компаниях (23%) (300 и более сотрудников) и в наименьшей степени в организациях с числом сотрудников менее 10 человек.

Структура компаний, использующих МСФО, осталась неизменной относительно показателей 2004 года.

^ Применение МСФО в коммерческих компаниях различных сфер деятельности (основные 8), %



В зависимости от размера компании, %



Около половины всех компаний (41%), использующих для подготовки финансовой отчетности МСФО, применяют подход параллельного учета. Данный подход преобладает в коммерческих компаниях. Аудиторские организации в большей степени обращаются к подходу трансформации.

^ Использование МСФО, %



Используемый подход при применении МСФО, %



Среди аудиторских организаций на использование МСФО для подготовки финансовой отчетности своих клиентов указывает каждая четвертая компания. Преобладающим является подход трансформации. Примерно в равных долях упоминается полное и частичное использование МСФО.

^ Применение МСФО для подготовки финансовой отчетности клиентов компании, %



Используемый подход при применении МСФО, %


^ 1.2.2 Оценки эффективности применения МСФО
В оценках эффективности применения МСФО клиентами аудиторских компаний в настоящее время преобладают высокие оценки (54% респондента выбрали позиции «Скорее полезно» и «Очень полезно»). Еще более высокие показатели получает признание полезности применения МСФО в будущем (61% две верхние оценки (4+5)).

Тем не менее, можно отметить, что по сравнению с 2004 годом, оценки эффективности применения клиентами компаний МСФО в будущем стали менее твердыми. На 13% возросла доля нейтральных значений, включая «затрудняюсь ответить».

31% представителей аудиторских фирм указывают на то, что 25% их клиентов используют МСФО при подготовке финансовой отчетности и 40% специалистов аудиторских фирм говорят, что никто из их клиентов не применяет МСФО. Несмотря на то, что этот показатель остается стабильным относительно данных 2004 года (38% в 2004 году), доля клиентов каждой отдельной аудиторской фирмы, применяющих МСФО, возросла.

^ Использование МСФО клиентами аудиторских фирм, %



Эффективность МСФО для клиентов аудиторских фирм, %



Более половины бухгалтеров коммерческих организаций (60%) выражают удовлетворение результатами использования МСФО. Доля респондентов с таким же мнением среди специалистов аудиторских фирм составляет 61%. Высокая оценка применения МСФО была получена и от преподавателей и студентов, где 71% респондентов согласны с тем, что использование МСФО в настоящее время может характеризоваться как «скорее полезно» и «очень полезно».

^ Оценка эффективности настоящего использования МСФО бухгалтерами, %




Оценка эффективности настоящего использования МСФО преподавателями и студентами, %




^ Динамика оценки эффективности применения МСФО в компаниях в настоящее время, %. Две верхние оценки (4+5 – «Скорее полезно» или «Очень полезно»).





Вне зависимости от факта использования МСФО, всем респондентам был задан вопрос о перспективе и эффективности применения МСФО в будущем. В связи с этим, в целом по выборке доля бухгалтеров, видящих эффективность использования МСФО в своей компании в будущем снизилась до 43%. Между тем, если сравнить компании, имеющие опыт применения МСФО в настоящее время и таким опытом не обладающие, очевидно, что потенциальная оценка МСФО значимо выше среди компаний применяющих МСФО (67%), тогда как низкие и нейтральные оценки более свойственны организациям не применяющим МСФО.

Преподаватели и студенты сохраняют стабильность в своем отношении к полезности применения МСФО в настоящем и в будущем – большинство респондентов (более 70%) согласны, что следование МСФО очень полезно для компаний сегодня и в будущем.

По сравнению с 2004 годом возрастает доля респондентов, неуверенных в полезности применения МСФО в компаниях в будущем (позиции «ни да, ни нет» и «затрудняюсь ответить»). Наиболее сильно это проявляется среди бухгалтеров коммерческих организаций. В аудиторских организациях данная ситуация имеет скорее положительную тенденцию, так как увеличение доли нейтральных позиций происходит за счет снижения количества низких оценок.

^ Оценка эффективности применения МСФО в будущем, бухгалтеры, %



Оценка эффективности применения МСФО в будущем, бухгалтеры, %



^ Оценка эффективности применения МСФО в будущем, преподаватели и студенты, %




Динамика оценки эффективности применения МСФО в компаниях в будущем, %. Две верхние оценки (4+5 – «Скорее полезно» или «Очень полезно»).





Подводя итог анализа отношения к использованию МСФО, можно сделать вывод, что большинство бухгалтеров и аудиторов, также как студенты и преподаватели специальности «Бухгалтерский учет и аудит» считают полезным внедрение МСФО в российские компании. Несмотря на снижение относительно 2004 года позитивного отношения к использованию МСФО в будущем среди коммерческих компаний, в целом сохраняется уверенность в преимуществе будущего применения данных стандартов, что усиливается реальным опытом их использования. Относительно оценок эффективности МСФО в различных регионах, среди компаний различных сфер деятельности и размера не было выявлено значимых различий.
^ 1.3 МСФО и развитие компании
Говоря о влиянии МСФО на развитие компании нужно подчеркнуть, что более половины (56%) респондентов твердо убеждены, что применение МСФО позволит повысить качество внутренней информации для принятия управленческих решений. Можно отметить, что оценки преподавателей и студентов более высокие, нежели оценки практикующих бухгалтеров. Именно практический опыт может служить объяснением различий во мнениях относительно влияния МСФО на повышение качества внутренней информации среди «теоретиков» (студенты и преподаватели) и «практиков» (специалисты компаний).

^ МСФО и качество управленческих решений: бухгалтеры, %



МСФО и качество управленческих решений, преподаватели и студенты, %.



Результаты исследования показывают, что составление отчетности в соответствии с МСФО оказывает положительное влияние на взаимоотношения с различными группами людей, имеющих отношение к бизнесу компании. Согласно оценкам респондентов, большую значимость имеет применение в компании МСФО для кредиторов и акционеров (72% и 70% соответственно). При этом основную долю данного мнения составляют ответы преподавателей и студентов. Бухгалтеры коммерческих организаций указывают на зависимость применения МСФО и уверенности в эффективности работы компании примерно в равных долях для всех групп, тогда как специалисты аудиторских фирм делают акцент на менеджерах и клиентах компании. В целом, можно сказать, что, по мнению большинства респондентов всех категорий, МСФО является неотъемлемой составляющей повышения уверенности участников бизнеса компании в эффективности ее работы.

В наименьшей степени МСФО, по мнению респондентов (59%), может влиять на поставщиков компании.


МСФО и эффективность компании, %



^ 1.4 ПРеимущества МСФО
Переход российских компаний на МСФО открывает новые возможности, как для компаний, так и для государства в целом. По мнению большинства участников исследования, основными преимуществами МСФО являются повышение качества управленческой информации и увеличение числа инвесторов.

Относительно 2004 года наиболее важные позитивные факторы МСФО остались без изменения. Можно лишь отметить снижение внимания к таким моментам, как удобство, простота, наглядность.

Результаты показывают, что основные причины внедрения МСФО связаны со стратегическим развитием бизнеса, в большей степени, чем с возможностью разрешить проблемы отчетности. Этот принцип характерен для всех компаний, вне зависимости от наличия опыта применения МСФО.

Преподаватели и студенты также в первую очередь в качестве основных преимуществ использования международных стандартов указывают на повышение качества информации и привлечение инвесторов. В целом данная группа респондентов реже указывает на отсутствие положительных моментов ведения финансовой отчетности в соответствии с МСФО, нежели практикующие бухгалтеры и аудиторы.

Преимущества МСФО (Основные 7), %



^ 1.5 Недостатки МСФО
Основными тремя проблемами, с которыми сталкивается внедрение МСФО, по мнению респондентов, являются:

  1. Отсутствие законодательной поддержки. МСФО необязательны для применения в России (29%). Позиция занимает верхнюю строку среди всех категорий респондентов.

  2. Несоответствие теоретической базы, способа изложения российским стандартам. Позиция отмечена 26% респондентов.

  3. Принципы применения на практике не соответствуют принятым в России нормам (25%).

В 2004 году отмечались аналогичные трудности внедрения МСФО в России.

Преподаватели чаще других групп респондентов указывают на несоответствие МСФО российским бухгалтерским стандартам. Это может являться результатом их более глубоких познаний деталей стандартов и их применения по сравнению с бухгалтерами коммерческих компаний и аудиторских фирм.

В большинстве случаев при отсутствии опыта применения МСФО на практике и минимальных знаниях о стандартах при ответе на данный вопрос указывались позиции «затрудняюсь ответить» или «нет трудностей».


Препятствия к применению МСФО (Основные 6), %


^ 1.6 Переход на МСФО
Мнение различных категорий респондентов имеет твердую позицию в отношении внедрения МСФО: более половины из всех участников опроса (59%) считают, что российский бухгалтерский учет должен быть основан на МСФО.

При этом нет четкой зависимости данного мнения с уровнем знаний респондентов о МСФО. Это позволяет предположить, что в большинстве случаев бухгалтеры и аудиторы соотносят следование МСФО с отсутствием законодательной поддержки, нежели с особенностями самих стандартов.


^ Необходимость внедрения МСФО, %




55% сторонников МСФО считают, что международные стандарты финансовой отчетности должны быть внедрены до 2009 года. В тоже время, доля респондентов, поддерживающих обязательный переход на МСФО к 2007 году значительно снизилась (12% против 38% в 2004 году) за счет переноса окончательного срока принятия стандартов на 1-2 года вперед.

^ Срок обязательного перехода на МСФО, %



МСФО и размер компаний, %



Половина всех респондентов полагают, что размер компании не может рассматриваться как неотъемлемый элемент внедрения МСФО, так как применение МСФО не связано с числом сотрудников на предприятии. Вместе с тем, большая часть респондентов, учитывающих размер компании, считают, что, в первую очередь, МСФО должны быть введены в компаниях с количеством сотрудников от 100 до 500 (20%).

Подавляющее большинство приверженцев перехода на МСФО считают, что Министерство Финансов РФ должно отвечать за принятие МСФО в России и осуществлять поддержку по его внедрению и применению.

^ Организации, ответственные за принятие, внедрение и применение МСФО в РФ,%





Более половины (56%) приверженцев перехода на МСФО подтверждают необходимость установления штрафных санкций за несоблюдение стандартов после их внедрения. Превалирует позиция установления штрафов (32%).

Практикующие бухгалтеры и аудиторы чаще, чем преподаватели и студенты, отмечают отсутствие необходимости в установлении наказаний за несоблюдение МСФО.

Необходимость в установлении штрафных санкций за несоблюдение МСФО, %


^ 2. Потребности в обучении МСФО 2.1 Уровень знаний по МСФО
Результаты исследования показывают, что, не смотря на факт широкой осведомленности бухгалтеров и финансистов коммерческих компаний о МСФО, более половины из них (64%) имеют минимальные знания о данных стандартах. Ситуация среди специалистов аудиторских фирм несколько лучше – треть респондентов (30%) оценивают свой уровень знаний по МСФО как средний. Таким образом, в целом уровень знаний по МСФО среди российских бухгалтеров и аудиторов можно охарактеризовать как «минимальный (базовый)».

В противоположность бухгалтерам, уровень знаний по МСФО среди преподавателей и студентов более высокий и может быть охарактеризован как «средний». Кроме остальных позиций, 32% преподавателей указывают на возможность преподавания МСФО (уровень преподавателя).

^ Уровень знаний по МСФО, %

Если говорить в общем, то как бы Вы определили Ваш уровень знаний по МСФО?





Более 60% респондентов отмечают, что они хотели бы улучшить свой уровень знаний по МСФО. Говоря о ближайшем будущем (2007 год), 71% бухгалтеров коммерческих предприятий, желающих повысить свой уровень знаний по МСФО, указывают на желание достичь «среднего» или «хорошего» уровня, тогда как остальные категории респондентов в большей степени нацелены на получение «хорошего» и «отличного уровня». Стремление повышать свой уровень знаний имеет позитивную направленность и в более отдаленном будущем (2008 год). Заметна тенденция увеличения доли «отличного» уровня и «уровня преподавателя».

По сравнению с показателями 2004 года заметно возросла доля респондентов, которые не видят необходимости в повышении своего уровня знаний по МСФО. Данную группу в основном составляют респонденты либо уже на данный момент высоко оценивающие свой уровень знаний по МСФО, либо не поддерживающие идею внедрения МСФО в российскую бухгалтерскую отчетность.

^ Ожидаемый уровень знаний по МСФО, %

Какой уровень знаний Вы хотели бы приобрести к 2007 году?

Какой уровень знаний Вы хотели бы приобрести к 2008 году?





Основной причиной желания улучшить свой уровень знаний по МСФО для бухгалтеров коммерческих и аудиторских компаний является решение повысить профессиональный уровень – этот пункт был отмечен в 63% случаях.

Треть данной категории респондентов (32%) связывают необходимость повышать знания с уверенностью в том, что МСФО станут обязательными для применения.

^ Мотив повышения уровня знаний по МСФО, бухгалтеры, %




Улучшение знаний по МСФО среди преподавателей и студентов в первую очередь также связано с желанием повысить свой профессиональный уровень. Кроме того, они считают, что стандарты являются неотъемлемой и востребованной в настоящее время дисциплиной для преподавания и обучения.

39% студентов уверены, что знания по МСФО помогут им в будущем, когда они станут обязательными для применения.


Мотив повышения уровня знаний по МСФО, преподаватели и студенты, %


^ 2.2 Источники информации о МСФО
Источники информации о МСФО, %



Более половины всех респондентов считают самыми доступными и эффективными источниками информации о МСФО специализированные журналы и газеты (61%). Интернет занимает вторую позицию (53%).

Бухгалтеры коммерческих компаний обращаются за информацией к профессиональным сообществам или коллегам в значительно меньшей степени по сравнению со специалистами аудиторских фирм и преподавателями (29%, 40% и 53% соответственно).

По сравнению с 2004 годом список основных источников информации о МСФО остается без изменений. Несколько ниже отмечается доля книг и учебников.

^ Источники информации о трансформации российской отчетности в МСФО, %



Получение информации о трансформации российской отчетности в МСФО характеризуется выбором основных источников, используемых и для получения информации по МСФО в целом. Для всех групп респондентов приоритетными являются специализированные журналы и газеты (62%).

Интернет и образовательные институты в большей мере эффективны для достижения молодой аудитории – эти позиции чаще отмечаются студентами.

Профессиональные сообщества и книги имеют большую значимость для преподавателей, по сравнению с другими категориями респондентов.
^ 2.3 Возможности и качество обучения МСФО
В целом, более 70% участников опроса говорят о наличии в их городе возможностей обучения МСФО.

Согласно мнению большинства опрошенных (67%), высшие учебные заведения наиболее широко предоставляют возможность обучения МСФО. В то же время, мнения практикующих бухгалтеров отличаются от суждений преподавателей и студентов. Тогда как преподаватели и студенты указывают в наибольшей степени высшие учебные заведения, бухгалтеры коммерческих и аудиторских организаций в равной степени видят возможности обучения МСФО и в коммерческих учебных центрах.

Преподаватели в более высокой степени имеют возможность получать знания в профессиональных сообществах.

^ Возможности обучения МСФО в настоящее время, %



Несмотря на широкую распространенность возможности получать информацию о МСФО и изучать МСФО, более половины аудиторов (62%) оценивают качество предоставляемого обучения в их городе как неудовлетворительное и низкое.

Подавляющее большинство (71%) преподавателей полностью поддерживают это мнение. В свою очередь, студенты ставят более высокую оценку качеству обучения МСФО, чем другие категории респондентов (45% студентов считают уровень предоставляемого обучения хорошим и отличным).

По сравнению с показателями 2004 года, ситуация не претерпела никаких изменений. Оценки респондентов остаются стабильными.


^ Оценка качества обучения МСФО, %

Как бы Вы в целом оценили качество обучения МСФО в Вашем городе?

1 - «Неудовлетворительно», 4 – «Отлично».





2
.4 Предпочитаемые способы и формы обучения МСФО
^ Предпочитаемые способы обучения МСФО, %




Мнения различных категорий респондентов относительно оптимальных способов обучения МСФО выглядят следующим образом: большинство практикующих бухгалтеров (45% и 43%) считают наиболее перспективными коммерческие учебные центры, тогда как преподаватели и студенты (41% и 72%) отдают предпочтение ВУЗам.

^ Предпочитаемые формы обучения МСФО, %



Более 40% отдают предпочтение очной (дневная или вечерняя) форме обучения. Заочная форма более популярна среди практикующих бухгалтеров (41% и 33%), по сравнению с преподавателями и студентами (20% и 17%).

^ Заинтересованность в получении международного сертификата по МСФО, бухгалтеры, %



Беря во внимание, что в настоящее время большинство респондентов не имеют профессиональных аттестатов, около половины бухгалтеров коммерческих организаций (41%) и более половины специалистов аудиторских фирм (53%) выражают заинтересованность в получении международного сертификата по МСФО. Уровень заинтересованности среди преподавателей и студентов еще более высокий, по сравнению с бухгалтерами: 62% преподавателей и 64% студентов подтверждают интерес получить общепризнанный международный сертификат. Ситуация стабильна относительно 2004 года.

Заинтересованность в получении международного сертификата по МСФО, преподаватели и студенты, %


^ 3. Факторы улучшения финансовой отчетности 3.1 Условия повышения качества финансовой информации
Улучшение и повышение качества бухгалтерской информации в России связывается с внедрением МСФО при условии их модификации с учетом особенностей России (61%).

^ Условия улучшения качества бухгалтерской информации в России, %








^ 3.2 Оценка важности усовершенствований финансовой отчетности в РФ
По мнению 75% опрошенных компаний бухгалтерский учет должен отражать экономическую сущность вне зависимости от юридического оформления (например, отражение имущества на балансе при лизинге, учет по справедливой стоимости активов и т.д.). 66% респондентов считают, что налоговый учет должен быть частью бухгалтерского. Эти два утверждения занимают верхние позиции по степени важности в рейтинге усовершенствований, предложенных с целью сделать финансовую отчетность на основе ПБУ более информативной. 


Оценка важности усовершенствований информативности финансовой отчетности, %





^ 3.3 Влияние аудита на надежность финансовой отчетности
Половина всех участников опроса придерживается позиции частичного позитивного влияния аудита на надежность бухгалтерской информации в России. В целом, подавляющее большинство всех категорий респондентов полагают, что аудит в России способен повысить надежность бухгалтерской информации (76%), при этом преподаватели и студенты проявляют в данном вопросу большую уверенность.


Влияние аудита на надежность финансовой отчетности, %


^ 4. Факторы, влияющие на внедрение управленческого учета в российские компании 4.1 Управленческий учет в РФ
Результаты исследования показывают, что «управление затратами и учет затрат» может быть назван самым популярным видом управленческого учета, который применяют 66% компаний. Вместе с тем «оценка инвестиций по объекту» применяется только в 40% организациях. Необходимо отметить, что преподавателям и студентам было предложено оценить степень применения различных видов управленческого учета в различных компаниях в целом, тогда как оценки практикующих бухгалтеров касались использования управленческого учета непосредственно в их компании.

Соотношение различных видов управленческого учета по доле их использования в российских компаниях остается неизменным, по сравнению с показателями 2004 года.

^ Применение управленческого учета, %




Говоря об уровне знания респондентов по различным видам управленческого учета, можно отметить, что в оценках бухгалтеров данный параметр находится в зависимости от факта использования данного вида управленческого учета в их компании: респонденты имеют выше знания по управлению затратами и учету затрат (75%) и в меньшей степени осведомлены об оценке инвестиций по объекту (60%).

Данная ситуация наблюдалась и в исследовании 2004 года. В целом, по сравнению с прошлым замером, заметно повышение уровня знаний по всем видам управленческого учета среди бухгалтеров коммерческих компаний и аудиторских фирм.


^ Уровень знаний по видам управленческого учета, %



Использование управленческого учета клиентами аудиторских фирм, %



По оценкам количества клиентов, использующих в своих компаниях управленческий учет, 23% представителей аудиторских фирм считают, что менее 25% их клиентов используют в работе различные виды управленческого учета. 22% респондентов говорят, что количество таких клиентов их компании варьируется от 25% до 50%. Только 6% респондентов указывают на то, что их клиенты вообще не используют управленческий учет – этот показатель служит признаком более высокой частоты использования управленческого учета в целом, по сравнению с МСФО.

Мнение специалистов аудиторских фирм в отношении полезности применения управленческого учета в компаниях клиентов однозначно подтверждает его эффективность. Более 80% респондентов говорят о том, что управленческий учет полезен для их клиентов, как в настоящем, так и в будущем, что в целом повторяет показатели 2004 года.


^ Оценка эффективности применения управленческого учета в компаниях клиентов в настоящее время и в будущем, %





Как и в 2004 году нынешнее исследование показывает высокую оценку эффективности применения управленческого учета в компаниях, как в настоящее время, так и в будущем. Около 90% преподавателей и студентов придерживаются данного мнения. Оценки практикующих бухгалтеров и аудиторов несколько ниже, но также высоки: более 70% дают высшие баллы полезности применения управленческого учета в настоящее время и в будущем.

^ Оценка эффективности применения управленческого учета в настоящее время: бухгалтеры, %



Оценка эффективности применения управленческого учета в настоящее время: преподаватели и студенты, %





^ Оценка эффективности применения управленческого учета в будущем: бухгалтеры, %



Оценка эффективности применения управленческого учета в будущем: преподаватели и студенты, %




^ 4.2 преимущества управленческого учета для российских компаний
Результаты исследования показывают, что основными преимуществами ведения в компаниях управленческого учета являются повышение эффективности управления компанией (50%) и своевременное выявление проблем (50%). Также как и в оценках МСФО, мнения всех категорий респондентов относительно положительных моментов управленческого учета практически идентичны. Между тем, очевидно, что преподаватели выражают большую уверенность в преимуществах ведения управленческого учета, по сравнению с другими группами респондентов. В целом, можно сказать, что преимуществ ведения управленческого учета связаны с решением финансовых, стратегических проблем, а также с повышением качества отчетности и контроля над деятельностью компании.

Лишь 2% респондентов указывают на отсутствие каких-либо преимуществ применения управленческого учета в компаниях.

Преимущества управленческого учета (Основные 4), %



^ 4.3 Проблемы управленческого учета
Примерно в равной степени основными трудностями ведения управленческого учета респонденты считают недостаток в человеческих и материально-технических ресурсах (25% и 22%), а также отсутствие в России государственной регламентации ведения управленческого учета (23%).

Можно отметить, что преподаватели и студенты в большей степени отмечают наличие препятствий на пути внедрения управленческого учета, хотя в целом, по сравнению с показателями 2004 года, возросла доля респондентов, указывающих на отсутствие каких-либо трудностей вообще.

Проблемы управленческого учета (Основные 6), %


^ 4.4 Управленческий учет и развитие компании
Управленческий учет и рентабельность: бухгалтеры, %



Респонденты абсолютно согласны, что результатом ведения в компании управленческого учета может служить повышение эффективности ее работы и рентабельности.

По сравнению с 2004 годом, снизилась уверенность в данном утверждении среди специалистов аудиторских фирм за счет увеличения числа нейтральных позиций. Хотя в целом оценки остаются также очень высокими. Что касается преподавателей и студентов, то данная категория респондентов сохраняет стабильность суждений относительно прежних показателей.


^ Управленческий учет и рентабельность: преподаватели и студенты, %



По мнению респондентов, ведение управленческого учета оказывает благотворное влияние на все категории людей, имеющих отношение к деятельности компании. В сравнении с влияние МСФО, где главную позицию занимает влияние на внешнее развитие компании, управленческий учет отражает влияние на внутреннее совершенствование: менеджеры (84%), акционеры (76%) и аналитики (74%).

Согласно ответам, в наименьшей степени это влияние имеет отношение к поставщикам компании (64% респондентов).


Управленческий учет и эффективность компании, %


^ 5. Потребности в обучении управленческому учету 5.1 Уровень знаний по управленческому учету
Результаты исследования показывают, что все респонденты более осведомлены об управленческом учете, нежели о МСФО. Как показатель этого, 70% бухгалтеров коммерческих компаний и 71% специалистов аудиторских фирм оценивают свой уровень знаний как «средний» и «хороший». В целом уровень знаний данной категории респондентов можно охарактеризовать как «средний».

По оценкам уровня осведомленности об управленческом учете преподавателей и студентов можно сказать, что в целом они имеют «хороший» уровень знаний. 32% преподавателей указывают на возможность преподавать управленческий учет.

В сравнении с результатами исследования 2004 года возросла доля бухгалтеров, оценивающих свой уровень знаний по управленческому учету на «отлично».

^ Настоящий уровень знаний по управленческому учету, %

Как бы Вы оценили Ваш нынешний уровень знаний по управленческому учету?


^ Ожидаемый респондентами уровень знаний по управленческому учету, %

Какой уровень знаний по управленческому учету Вы бы хотели приобрести к 2007 году?


^ Какой уровень знаний по управленческому учету Вы бы хотели приобрести к 2008 году?





Более половины бухгалтеров коммерческих компаний и аудиторских фирм хотели бы повысить свой уровень знаний по управленческому учету. В большинстве случаев упор делается на желание достичь «хорошего» и «отличного» уровня знаний.

Среди преподавателей и студентов доля желающих улучшить свои знания еще выше и составляет более 70%.

Можно отметить стремление продолжать совершенствовать свои знания, как в ближайшем, так и в более отдаленном будущем. К 2008 году ожидаемый уровень знаний становится выше относительно 2007 года среди всех групп респондентов.
^ 5.2 Предпочитаемые способы и формы обучения управленческому учету
Предпочитаемые способы обучения управленческому учету, %



Мнения различных категорий респондентов относительно оптимальных способов обучения управленческому учету выглядят следующим образом: большинство практикующих бухгалтеров (47% и 42%) считают наиболее перспективными коммерческие учебные центры, тогда как преподаватели и студенты (37% и 72%) отдают предпочтение ВУЗам. Выбор способов обучения полностью повторяет ситуацию с МСФО и показатели 2004 года.

^ Предпочитаемые формы обучения управленческому учету, %




Половина респондентов (50%) отдают предпочтение очной (дневная или вечерняя) форме обучения. Что касается заочной формы обучения, эта индивидуальная форма, также как и в отношении МСФО, более популярна среди практикующих бухгалтеров (41% и 33%), по сравнению с преподавателями и студентами (22% и 19%).
^ 6. Консолидированная отчетность и оценка прозрачности информации в РФ 6.1 Уровень знаний по консолидированной отчетности
Большая часть респондентов (56%) оценивают свой уровень знаний по консолидированной отчетности как средний и базовый. Хуже всего осведомлены по данной тематике бухгалтеры коммерческих предприятий и студенты, тогда как 28% преподавателей считают, что могут обучать по специальности «консолидированная отчетность».

^ Уровень знаний по консолидированной отчетности в настоящее время, %



Более 80% респондентов хотели бы повысить свой уровень знаний по консолидированной отчетности. При этом при «среднем» уровне, который существует в настоящее время, 31% респондентов к 2007 году хотели бы достичь «хорошего» уровня знаний.

С течением времени, также как в случае с МСФО и управленческим учетом, ожидаемый уровень знания по консолидированной отчетности становится выше – 36% респондентов говорят о намерении к 2008 году достичь «отличного» уровня.

Наибольшую активность проявляют преподаватели – 51% из данной группы респондентов к 2008 году хотели бы иметь возможность преподавать по данной тематике.

^ Ожидаемый уровень знания по консолидированной отчетности к 2007 году, %





Ожидаемый уровень знания по консолидированной отчетности к 2008 году, %




^ 6.2 Оценка прозрачности финансовой информации в РФ
Все категории респондентов единодушны во мнении, что в настоящее время финансовая информация предприятий не имеет открытого доступа для широкой общественности. Более 80% участников опроса дают по данному вопросу низкие оценки. При этом мнение разделилось практически поровну между теми, кто указывает позицию «ни да, ни нет» или затрудняется ответить и теми, кто отвечает «скорее недоступна» и «полностью недоступна».


^ Оценка прозрачности финансовой информации бухгалтерами, %



Оценка прозрачности финансовой информации преподавателями и студентами, %



^ Оценка необходимости доступности финансовой информации, %




Треть респондентов (31%) считает, что в России финансовая информация предприятий и организаций может стать доступной для широкой общественности не ранее, чем через три года.

Каждый четвертый (24%) не поддерживает общедоступность такой информации вообще. При этом практикующие бухгалтеры коммерческих компаний и аудиторы придерживаются данной позиции в большей степени, нежели преподаватели и студенты.


^ 7. Региональные различия 7.1 Применение МСФО
Использование МСФО компаниями (по Федеральным округам), %




Исследование показывает, что в настоящее время 16% компаний в России следуют МСФО.

При рассмотрении доли компаний, применяющих для составления финансовой отчетности МСФО в различных регионах РФ, можно отметить, что в среднем по выборке высшие позиции занимают Северо-Западный (19%) и Южный (17%) регионы. При этом аудиторские компании показывают более высокий уровень использования МСФО по сравнению с коммерческими предприятиями.

В целом, можно сказать, что внедрение МСФО происходит достаточно равномерно по всей территории РФ. В меньшей степени, чем в среднем по выборке, в настоящий момент этот процесс можно наблюдать в Уральском ФО.

Респонденты в различных регионах России, в общем, имеют сходные мнения относительно преимуществ МСФО и управленческого учета. На Урале и Дальнем Востоке несколько выше, относительно среднего показателя по выборке в целом, доля респондентов, полагающих, что ведение финансовой отчетности в соответствии с МСФО не имеет положительных сторон.

Участники опроса в Южном и Приволжском округах в большей степени полагают, что препятствиями на пути применения МСФО и управленческого учета служит отсутствие необходимых человеческих ресурсов, учебных курсов и материалов. В Центральном регионе чаще отмечается отсутствие государственной регламентации.

^ 7.2 Обучение МСФО
Возможности обучения МСФО (по Федеральным округам), %




Подавляющее большинство респондентов (77%) указывают на наличие возможности обучения МСФО в их городе. Чаще на это указывают жители Центрального и Северо-западного округов, в меньшей степени данное мнение наблюдается среди респондентов на Дальнем Востоке.

Оценки возможностей обучения МСФО в высших учебных заведениях показывают, что респонденты из Приволжского и Сибирского регионов реже упоминают о наличии в их регионе подобных институтов. Недостаток профессиональных сообществ, обеспечивающих обучение по МСФО, в большей степени ощущается в Северо-западном округе и на дальнем Востоке.

Говоря об оценках предпочитаемого способа обучения, респонденты Северо-западного и Дальневосточного регионов значительно чаще, по сравнению со средним показателем по выборке (43%), указывают на высшие учебные заведения (51% и 61% соответственно). Коммерческие центры чаще указываются в качестве наиболее предпочтительного способа обучения МСФО и управленческому учету на Урале, тогда как Южном округе чаще, относительно среднего показателя, делался выбор в сторону самообразования.

Оценка качества обучения по МСФО в Южном округе ниже, чем в среднем по выборке. Сумма двух верхних оценок составляет 29%, тогда как в среднем по выборке этот показатель равняется 37%.

8. приложение ^ 8.1 информация о компаниях и институтах
Должность: коммерческие и аудиторские организации, %




Статус: преподаватели и студенты, %



^ Дата основания компании, %



Тип собственности организации, %



^ Размер компании, %



Количество в компании бухгалтеров и аудиторов, %




Сфера деятельности: коммерческие организации, %




^ Клиенты аудиторских фирм, %




Количество клиентов в 2005 году, %



^ Опыт работы в сфере бухгалтерского учета, %



Опыт преподавания бухгалтерского учета, %



^ Количество студентов на различных формах обучения, %



Численность преподавательского состава, %




^ Форма собственности учреждения, %



Наличие профессионального аттестата: преподаватели, %



Срок получения профессионального аттестата: преподаватели, %


^ Информация о ROMIR Monitoring

Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring (www.rmh.ru) является крупнейшей российской независимой исследовательской структурой, которая была создана в декабре 2002 года в результате слияния исследовательского центра РОМИР и группы компаний monitoring.ru

Компании, входящие в  холдинг, являются членами ведущих исследовательских международных ассоциаций - Gallup International и EuroNet.

В собственную исследовательскую сеть ROMIR Monitoring входят около 30 локальных компаний в ключевых регионах России и бывших союзных республиках. Региональные компании-партнеры, соучрежденные ROMIR Monitoring, объединены единым брендом, единой методологией, едиными стандартами качества.

ROMIR Monitoring проводит все виды маркетинговых, социально-политических, медиа- и Интернет-исследований, помогая своим Клиентам решить самый широкий спектр задач - от получения базовой информации о рынке до построения аналитических моделей, описывающих характеристики и тенденции поведения потребителей (потребительские привычки и предпочтения, исследования стиля жизни, анализ конкурентной среды, ценовые исследования и стратегия ценообразования, тестирования продуктов и услуг, исследования имиджа марки и разработки идей для новых продуктов, анализ эффективности рекламы и тестирование рекламных концепций и т.д.).


Адрес: 119992, Москва, Зубовский бульвар, 4.

Тел.: (495)795 3388;

Факс: (495) 201 5045.

Интернет-сайт: www.rmh.ru

Электронная почта: info@rmh.ru


plan-uroka-organizacionnij-moment-podvedenie-uchashihsya-k-izucheniyu-novoj-temi-putem-ustnogo-oprosa-izuchenie-novogo-materiala.html
plan-uroka-organizacionnij-moment-proverka-domashnego-zadaniya-izuchenie-novogo-materiala.html
plan-uroka-organizacionnij-moment-uchitel-himii-frontalnij-opros-uchitel-himii-vivod-zakona-elektroliza-m-faradeya-uchitel-fiziki-prakticheskaya-rabota-elektroliz-vodnogo-rastvora-mednogo-kuporosa-uchitel-fiziki.html
plan-uroka-organizaciya-klassa-obyavlenie-celi-uroka-proverka-domashnego-zadaniya.html
plan-uroka-orgmoment-povtorenie-predidushej-temi-v-vide-kompyuternoj-igri-opredeli-narodnij-promisel-v-srede-logomiri-znakomstvo-s-osobennostyu-gzhelskoj-rospisi-prosmotr-prezentacii-sinyaya-skazka-gzheli.html
plan-uroka-po-fizike-tema-uroka-fotoelektricheskij-effekt-i-ego-zakoni.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolnenie-ugolovnogo-nakazaniya-v-vide-lisheniya-svobodi-zaklyucheniya-v-zarubezhnih-stranah.html
  • shkola.bystrickaya.ru/o-vospriyatii-mira-v-kontekste-beskonechno-konechnogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-arhitektura-i-skulptura-kitaya-rabotu.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-zdravstvujte-lord-malfoj-zdravstvujte-professor-snejp-germiona-s-otchayaniem-i-slezami-na-glazah-smotrela.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-mir-spasennij-k-yubileyu-pobedi-nad-fashizmom-materiali-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-29-aprelya-2015-g-kurgan-2015-bbk-74-200.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-pyatoe-neuzheli-vas-privlekli-nashi-uroki-i-vi-nachali-chitat-pervij-urok.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-i-vedeniya-boevih-dokumentov-uchebno-metodicheskoe-posobie-utverzhdeno-nachalnikom-topograficheskoj-sluzhbi-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dinora-pajnz-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-strahovogo-dela-v-kazahstane-napravleniya-deyatelnosti-strahovih-kompanij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-n-kedrov-glavnij-redaktor-o-l-knipper-chehova-a-d-popov-e-e-severin-n-m-gorchakov-p-a-markov-v-n-prokofev-n-a-abalkin-n-n-chushkin-stranica-33.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompleksnaya-poetapnaya-programma-reabilitacii-pacientov-perenesshih-ostroe-narushenie-mozgovogo-krovoobrasheniya-povrezhdenie-spinnogo-mozga-a-takzhe-cherepno-mozgovoj-travmu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/differencialnoe-ispolzovanie-resursov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novorossijsk.html
  • essay.bystrickaya.ru/deficit-gosudarstvennogo-byudzheta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-kulturologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/blochno-vremennoj-algoritm-filtracii-geolokacionnih-dannih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkaya-svyatost-v-godi-mongolo-tatarskogo-vladichestva-chast-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tatyana-kirillova-5-millionov-detej-otdohnut-za-schet-gosudarstva.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-sistemi-hraneniya-informacii-18-vopros-evolyuciya-metodov-hraneniya-dannih-18.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-d-dubrovo-ot-31-08-200-9-g-obshaya-harakteristika-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vpervie-godi-tak-nazivaemogo-mirnogo-sushestvovaniya-sssr-borolsya-za-ustanovlenie-bolee-ili-menee-priemlemih-diplomaticheskih-otnoshenij-s-kapitalisticheskimi-str.html
  • school.bystrickaya.ru/fortuna-botik.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-administrativnie-pravonarusheniya-posyagayushie-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vliyanie-televideniya-na-formirovanie-duhovno-nravstvennih-cennostej-mladshih-shkolnikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-discipline-osnovi-menedzhmenta-yaroslavl-2008-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5podacha-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-mirovih-pahotnih-zemel-pod-geneticheski-modificirovannimi-rasteniyami-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki.html
  • school.bystrickaya.ru/buryatskaya-tamozhnya-peredala-partiyu-odezhdi-detskim-domam-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-38-kompensiruyushego-vida-gorodskogo-okruga-orehovo-zuevo-moskovskoj-oblast.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-specialnost-210303-bitovaya-radioelektronnaya-apparatura.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-podbor-i-priem-na-rabotu-konspekt-lit-spisok-literaturi-page.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-10-subekti-predprinimatelskoj-deyatelnosti-ponyatie-priznaki-vidi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/41-komplekt-zapasnih-chastej-k-buldozeru-informaciya-o-provedenii-otkritogo-aukciona.html
  • testyi.bystrickaya.ru/astana-alasindai-ekspo-2017-haliarali-mamandandirilan-krmesn-tkzu-keznde-klktk-amtamasiz-etu-zhne-ozalisti-jimdastiru-zhnndeg-aparat.html
  • thesis.bystrickaya.ru/process-sukcessii-uchebnik-po-kursu-obshej-ekologii-prednaznachen-dlya-studentov-biologicheskih-fakultetov-pedvuzov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.