.RU

Основные формы бытия - Учебно-методические материал



^ Основные формы бытия


Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрат и субстанция.

Субстрат – это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» – это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала. Существует две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя первооснова мира).

Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.

Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек, как существо, принадлежащее и объективному и субъективному миру.

Бытие – есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

Человек творит собственный мир – мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В процессе творения «исторической реальности» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного и материального) происхождения, подвергаемые обработке человека.

Основными формами бытия являются:

Среди бытия также выделяются:

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние единое с бытием и противоположно ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии, так и вне бытия. Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, а сейчас их нет, они находятся в небытии.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

  1. Сложное предложение (1).

  2. Составьте вопросный и назывной план текста.

  3. Запишите тезисы текста.

  4. Напишите конструкции трех предложений (по выбору).


Социальная структура общества


Общество – система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни).

По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы.

По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

  1. Сложное предложение (1)

  2. Составьте вопросный и назывной план текста.

  3. Запишите тезисы текста.

  4. Напишите конструкции трех предложений (по выбору).



Право


Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. Эти принципы отражают главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Справедливость и свобода – это краеугольные камни правового здания. В системе других принципов они занимают определенное место, ибо являются определяющими. В самом общем виде справедливость и свобода декларируются в наиболее важных нормативно-правовых документах, а затем получают развитие и детализации в других законодательных предписаниях.

Принципы права – это основополагающие идеи, начала, определяющие и выражающие сущность и назначение права.

Принципы характеризуют не только сущность, но и содержание права, его внутреннее строение, статику, весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установление гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.

Принципы права существуют у права любой страны. Они закрепляются прямо в законодательных актах или вытекают из содержания конкретных правовых норм.

Принципы права подразделяют на группы.

Специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

К специально-юридическим принципам права обычно относят:

  1. принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;

  2. принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

  3. принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

  4. принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

  5. принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия;

  6. принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

  7. принцип юридической ответственности за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; принцип презумпции невиновности.

Кроме названной градации принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права. Выделяют три основных нормы права: общие, межотраслевые и отраслевые.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

  1. Сложное предложение (1)

  2. Составьте вопросный и назывной план текста.

  3. Запишите тезисы текста.

  4. Сделайте анализ предложения.


Познавательные процессы


Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.

Этот процесс осуществляется при помощи органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Мышление – это высший познавательный процесс, это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Внимание – это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

Сложное предложение (1).

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Сделайте анализ предложения.


Предмет философии


Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Теоретические источники философии различны. Это и религиозно-мифологические учения, и элементы как обыденного, повседневного знания, так и зарождающегося научного знания. Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности отделение умственного труда от физического труд.

Впервые термин «философия» употребил Пифагор.

Философия (sophia – мудрость) – форма общественного сознания, поиск и мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия –нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Понятие «бытие» имеет значение существующего. Бытие – это существование всего бесконечного многообразия вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на:

2) бытие человека, которое подразделяется на:

3) бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Общечеловеческий социально-исторический опыт, конкретный практический опыт всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов позволяют утверждать, что первая природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. Это коренное, постоянное отличие природы как особой формы бытия. Первая природа, благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания, является реальностью особого рода. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его сознание рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека.

Человек существует как живой, конкретный индивид, а первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела (в первую очередь удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде, продолжении рода и т.д.). Без этого вообще невозможно человеческое существование. Но бытие отдельного человека – непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них с психикой, духовной жизнью индивида. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное.

Особенность существования человека заключается в том, что:

Особым видом бытия является духовное бытие, как индивидуализированное, так и внеиндивидуальное, объективированное. Индивидуализированное бытие включает в себя прежде всего сознание индивида, Но индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает в себя и бессознательное. Бытие индивидуализированного духовного лишь относительно самостоятельная форма бытия, поскольку оно неразрывно связано со всеми перечисленными выше формами бытия.

Материальные «носители» духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, проекты, мрамор, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и др.). Несмотря на относительную самостоятельность, бытие объективированного духовного неотделимо от бытия природы и человеческого бытия, оно изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

Четвертая форма бытия – социальное бытие. Социальное бытие включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира, как природного, так и социального.

Один из центральных разделов в философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии началось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

^ Задания к тексту:

1. Напишите реферат на тему «Предмет философии».


Объект и предмет социологии

Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».

Человеческое общество – это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля.

Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом.

Социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда – социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

    1. Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

  1. эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

  2. теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

  3. методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

    1. Второй подход – фундаментальная и прикладная социология. Фундаментальная (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

    2. Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.

Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:


^ Задания к тексту:

1. Напишите реферат на тему «Предмет социологии».


Предмет политологии


Политология – наука о политике. Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

Политология – точная наука. Политология – единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные методы.

Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов, государства, права и т.д.

Основным предметом изучения политологии является государство.

Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства, стало развитие хозяйственной деятельности человека. Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и самостоятельность.

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов.

Существует 2 самых общих типа государства – монархия и республика. В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Республика – форма правления, при которой главой государства является лицо выборное и сменяемое, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей.

Монархическая форма правления имеет несколько разновидностей:

  1. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. Сейчас она сохранилась лишь в некоторых странах.

  2. При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Дании, Бельгии, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства или министром, после чего они принимают юридическую силу. Всю ответственность за их осуществление несет государство.

  3. Республика – наиболее распространенная в современном мире форма правления. Различаются президентская и парламентская республики.

В президентской республике глава государства избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Типичный пример президентской республики – США, где впервые и была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Как правило, парламентские республики отличаются меньшей стабильностью по сравнению с президентскими, в них чаще происходят смены правительства и внеочередные выборы.

Различают 3 основных формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство обладает следующими признаками: в нем действует единая конституция; существует единая система высших органов власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система.

Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Субъекты федерации имеют право принимать собственные законы и конституции, вводить свое гражданство. Конституции большинства федеративных государств не предоставляют субъектам федерации права выхода из нее.

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Центральные органы конфедераций не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляются только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств.


^ Задания к тексту:

  1. Составьте тезисный план текста.

  2. Напишите развернутую аннотацию.


Сущность государства и его основные признаки


Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. Государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства, стало развитие хозяйственной деятельности человека. Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и самостоятельность.

К основным причинам возникновения государства относятся войны, завоевания и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание; необходимость проведения крупных хозяйственных работ, немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.

Дополнительным импульсом для возникновения государственных структур могли служить и конфликты этнически разнородных сообществ. Ведь в ходе завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена, принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие государства складывались прежде всего там, где шел постоянный приток иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении.

Сохранение и упрочение власти господствовавших в том или ином сообществе социальных групп было важной, но не единственной задачей государства. Вместе с этим государство всегда выполняло важные и для всего общества функции – организационно-хозяйственную, политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-идеологическую.

В ходе исторического развития сфера деятельности государства постоянно расширялась. В соответствии с главной своей функцией государство всегда выступало и выступает в качестве арбитра и активного участника отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать опасного для общества обострения социальных конфликтов и решать их мирными политическими средствами. Усложнение хозяйственных связей, необходимость обеспечения нормального функционирования экономики, от которого зависит благосостояние общества, потребовали от государства постоянного участия в регулировании и этой сферы жизнедеятельности людей, гибкого реагирования на сбои в экономическом механизме. Кроме того, оно оказывает прямое или опосредованное воздействие на систему образования, СМИ, от него во многом зависит состояние системы здравоохранения, науки, культуры.

Общими для государства являются следующие признаки:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов – управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления.

  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории.

  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

  5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонительной, экономической, социальной и т.д.

  6. Обязательность членства в государстве. Гражданство человек получает с момента рождения.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории населения.


^ Задания к тексту:

  1. Составьте тезисный план текста.

  2. Напишите справочную аннотацию.


Формы государственного правления


Государства различаются по формам правления и формам государственного устройства. Они разнообразны в силу исторической традиции государственности, особенностей ее становления и др.

Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Существует две основные формы правления – монархия (абсолютная, конституционная) и республика (президентская, парламентская).

Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу – монарху.

Среди монархий различаются две разновидности:

  1. Абсолютного, имперского, единодержавного типа – где монарх в своей высшей власти не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ);

  2. Конституционные монархии – в которых власть монарха ограничена конституцией. Законодательство осуществляется выборным органом – парламентом, под контролем главы государства и парламента создается ответственное правительство, формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление (Великобритания, Швеция, Испания).

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством; существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

В президентской республике, например, США, президент является одновременно главой правительства, премьер-министром, осуществляющим подбор министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены. Эта разделенность обеспечивается не только внепарламентским методом избрания президента и правительства, но и отсутствием у правительства прямой ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений.

Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу, и имеет ответственность перед парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем президентская, и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Исландии и некоторых других странах.

Смешанные республиканские формы правления имеют две модели:

Парламенты везде имеют сходные функции, а именно:

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Для унитарного государства (Италия, Франция, Дания, Швеция и др.) характерны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц.

Федеративная форма государственного устройства (Австралия, Австрия, Индия, Россия, США, ФРГ и др.) – это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

В конфедерации объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, внешнеполитической и др.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

Можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия – армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны, порядка и безопасности.

Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Государство, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества, поддержанию общественного порядка.


^ Задания к тексту:

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Напишите развернутую аннотацию.


Партийные системы


Термин «партия» происходит от латинского pars – часть. Политические партии и представляют собой наиболее активную, организованную часть населения.

Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи три основные черты:

  1. Солидарность, основанная на осознании коллективной принадлежности к одному объединению.

  2. Общая цель.

  3. Согласие в отношении средств и способов достижения этой цели.

Однако в отличие от других общественных объединений, политические партии нацелены на борьбу за завоевание и использование власти.

В качестве субъекта политического процесса партия выполняет определенные функции:

  1. Агрегирование социальных интересов: одна из главных задач политической партии состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов граждан, социальных групп в их совокупный политический интерес.

  2. Артикуляция, представительство социальных интересов. Между политическими партиями и их социальной основой существуют отношения представительства.

  3. Политическая социализация граждан, социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества.

  4. Организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и без использования вооруженного насилия и т. д.).

  5. Подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью.

Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Существует много критериев классификации политических партий.

С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более или менее четко оформленной идеологии); избирательные, которые используют те или иные идеи; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя.

По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на легальные, деятельность которых узаконена государством; нелегальные, деятельность которых запрещена законом.

По типу организационной структуры выделяются: массовые партии, они включают в свои ряды большое число членов; кадровые партии, в них существует строго определенное и постоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии немногочисленные по составу.

Выделяют партии демократические и тоталитарные.

Демократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями, стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою сторону широкий круг последователей. Демократические партии подчиняют свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартийной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.

Тоталитарные партии стремятся подчинить своим интересам все классы и слои общества, поставить законы на службу партийным целям. Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм, строгая дисциплина, отсутствие фракций. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, они часто совмещают различные характеристики.

Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему. Партийная система – это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.

В мире существует большое разнообразие партийных систем.

Политологи выделяют однопартийные и близкие им по сути «квазимногопартийные» системы, как бы прикрывающие многопартийными формами однопартийное содержание. Такими были системы в странах Восточной Европы.

Многопартийность – это результат длительного развития политических систем.

Двухпартийность может в некоторых странах оказаться достаточно устойчивой системой. Такая партийная система существует в США.

Трехпартийность – система, при которой функционируют и имеют заметное влияние в стране три политические партии. Чаще всего две партии являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той или другой основной партии.

Четырехпартийная система сложилась в странах, где общество расколото на два лагеря – правых и левых. Во Франции коммунисты и социалисты представляют левых, демократы и республиканцы – правых. Такое распределение политических сил соответствует наиболее влиятельным и устойчивым политическим симпатиям населения.


^ Задания к тексту:

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Напишите резюме.


Технические науки


Информация и ее роль в современном обществе


Информатика – наука, изучающая способы автоматизированного создания, хранения, обработки, использования, передачи и защиты информации.

Информация – набор символов, графических образов или звуковых сигналов, несущих определенную смысловую нагрузку. Например, этот или любой другой текст, имеющий определенный смысл, состоит из набора символов – букв, знаков препинания, цифр, которые объединяются в слова, в предложения и далее – в абзацы. Человек, чтобы сообщить что-либо собеседнику, произносит определенные фразы – то есть издает звуковые сигналы. Изображение на знаке дорожного движения доводит до водителя автомобиля определенную информацию, например, об имеющейся впереди опасности.

Электронно-вычислительная машина (ЭВМ), или компьютер, – устройство для автоматизированной обработки информации.

Принципиальное отличие использования ЭВМ от всех других способов обработки информации заключается в способности выполнения определенных операций без непосредственного участия человека, но по заранее составленной им программе. Информация в современном мире приравнивается по своему значению для развития общества или страны к важнейшим ресурсам. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф. Хандлер говорил: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания».

В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной.

Вся история развития человеческого общества связана с накоплением и обменом информацией (наскальная живопись, письменность, библиотеки, почта, телефон, радио, счеты и механические арифмометры и др.). Коренной перелом в области технологии обработки информации начался после второй мировой войны. В вычислительных машинах первого поколения основными элементами были электронные лампы. Эти машины занимали громадные залы, весили сотни тонн и расходовали сотни киловатт электроэнергии. Их быстродействие и надежность были низкими, а стоимость достигала 500-700 тысяч долларов.

Появление более мощных и дешевых ЭВМ второго поколения стало возможным благодаря изобретению в 1948 году полупроводниковых устройств – транзисторов. Главный недостаток машин первого и второго поколений заключался в том, что они собирались из большого числа компонентов, соединяемых между собой. Точки соединения (пайки) являются самыми ненадежными местами в электронной технике, поэтому эти ЭВМ часто выходили из строя.

В ЭВМ третьего поколения (с середины 60-х годов ХХ века) стали использоваться интегральные микросхемы (чипы) – устройства, содержащие в себе тысячи транзисторов и других элементов, но изготовляемые как единое целое, без сварных или паяных соединений этих элементов между собой. Это привело не только к резкому увеличению надежности ЭВМ, но и к снижению размеров, энергопотребления и стоимости (до 50 тысяч долларов).

История ЭВМ четвертого поколения началась в 1970 году, когда ранее никому не известная американская фирма INTEL создала большую интегральную схему (БИС), содержащую в себе практически всю основную электронику компьютера. Цена одной такой схемы (микропроцессора) составляла всего несколько десятков долларов, что в итоге и привело к снижению цен на ЭВМ.

90-ые годы ХХ-го века ознаменовались бурным развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир. Именно к началу 90-ых количество подключенных к ним компьютеров достигло такого большого значения, что объем ресурсов доступных пользователям сетей привел к переходу ЭВМ в новое качество. Компьютеры стали инструментом для принципиально нового способа общения людей через сети, обеспечивающего практически неограниченный доступ к информации, находящейся на огромном множестве ЭВМ во всем мире – «глобальной информационной среде обитания».


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

  1. Составьте вопросный план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Выпишите грамматические основы предложений первого абзаца.


Основные функциональные части ЭВМ


В любой ЭВМ должны иметься четыре основные функциональные части.

Человек вводит данные в компьютер через устройства ввода-вывода, эти данные могут храниться в устройствах хранения информации и обрабатываться в устройствах обработки информации. Полученные результаты также могут запоминаться в устройствах хранения информации и выдаваться человеку с помощью устройств ввода-вывода.

Различают устройства хранения информации, реализованные в виде электронных схем, и накопители информации, при помощи которых данные записываются на какой-либо носитель, например, магнитный или оптический (ранее использовались даже бумажные носители – перфокарты и перфоленты).

Устройства, представляющие собой электронные схемы, отличаются небольшим временем доступа к данным, но не позволяют хранить большие объемы информации. Накопители информации дают возможность хранить большие объемы информации, но время ее записи и считывания велико. Поэтому эффективная работа на компьютере возможна только при совместном использовании накопителей информации и устройств хранения, реализованных в виде электронных схем.

Оперативная память предназначена для хранения программ и необходимых для этого данных. Иными словами, в ОЗУ хранится информация, с которой ведется работа в данный момент времени.

Постоянное запоминающее устройство предназначено для хранения неизменяемой информации. В компьютере постоянно должна храниться информация, которая нужна при каждом его включении. Например, в ПЗУ записываются команды, которые компьютер должен выполнить сразу после включения питания для начала работы.

Содержимое оперативной памяти пропадает при выключении питания, содержимое в ПЗУ при выключении питания сохраняется. Поэтому ПЗУ иногда называют энергонезависимой памятью.

Принцип записи информации на магнитные ленты и диски аналогичен принципу записи звука в магнитофоне. В магнитооптических дисках информация также хранится на магнитном носителе, но чтение и запись осуществляются лучом лазера, что значительно повышает сохранность информации. Информация на лазерных дисках представляет собой участки в различной степени отражающие лазерный луч.

Для того, чтобы найти на диске нужную информацию, все данные, находящиеся на нем, нужно привести в систему.

В компьютере может иметься доступ к нескольким жестким дискам, дисководам для дискет, CD-ROMам. Каждый из них может представлять собой отдельный логический диск, но некоторые жесткие диски могут быть разделены на части, каждая из которых является отдельным логическим диском. Иногда и часть оперативной памяти может рассматриваться как логический диск (электронный диск), но при выключении питания содержимое такого электронного диска пропадает.

Компьютер работает с каждым логическим диском как с отдельным устройством, хотя на самом деле он может представлять собой лишь часть реального (физического) диска и даже часть оперативной памяти.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

  1. Составьте вопросный план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Выпишите грамматические основы предложений первого абзаца.


Механическое движение


Механическим движением называется перемещение одних тел относительно других, происходящее во времени и в пространстве. Для описания движения необходимо вводить систему отсчета. Под системой отсчета понимают тело отсчета, то есть некоторое тело, относительно которого рассматривают движение данного тела, систему координат. Линия, вдоль которой тело движется в процессе своего движения, называется траекторией. Длина траектории – путь. Это скалярная величина, обозначаемая s . Вектор, проведенный из начала движения в конечную точку, – вектор перемещения. При криволинейном движении модуль и s не совпадают.

Движение называется прямолинейным, если траектория – отрезок прямой, и криволинейным, если траектория – кривая линия. Равномерным прямолинейным движением называется движение, при котором за любые равные промежутки времени тело проходит одинаковые пути, двигаясь вдоль прямой.

Для характеристики движения пользуются величиной, которая называется скоростью. Для неравномерного движения пользуются понятием средней скорости. Часто вводят среднюю скорость как скалярную величину. Это скорость такого равномерного движения, при котором тело проходит тот же путь за то же время, что и при неравномерном движении.

Средней векторной скоростью называют отношение перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло. Часто удобно пользоваться мгновенной скоростью, то есть скоростью, которую имеет тело в данный момент времени.
Из неравномерного движения выделяют равнопеременное движение. Это движение, при котором тело за любые равные промежутки времени изменяет скорость на одну и ту же величину.

Для характеристики равнопеременного движения вводят понятие ускорения. Равнопеременное движение делят на равноускоренное (проекция вектора на координатную ось положительна и постоянна) и равнозамедленное (проекция вектора на координатную ось отрицательна и постоянна).

Среди систем отсчета существуют такие системы отсчета, которые называют инерциальными. Это системы отсчета, в которых выполняются законы Ньютона. Если какая-то система отсчета инерциальна, то все другие системы отсчета, движущиеся относительно данной системы равномерно и прямолинейно, также инерциальны.

Для инерциальных систем отсчета существует принцип относительности Галилея: все механические процессы протекают во всех инерциальных системах отсчета одинаково.
Свободным называется падение тела, которое происходит под действием гравитационных сил при отсутствии сил, препятствующих движению. Свободно падающее тело движется равноускоренно. Это ускорение вблизи поверхности Земли равно 9,8 м/сек и называется ускорением свободного падения. Пользуясь законом всемирного тяготения, можно его выразить через размеры Земли, ее массу и гравитационную постоянную.
Примеры свободного падения: тело, падающее вниз без начальной скорости при отсутствии сопротивления воздуха; тело, брошенное вертикально вверх или под углом к горизонту вблизи поверхности Земли; спутник Земли.

Одним из видов движения материальной точки является движение ее по окружности. При таком движении скорость тела направлена по касательной, проведенной к окружности в той точке, где находится тело (линейная скорость). Описывать положение тела на окружности можно с помощью радиус-вектора, проведенного из центра окружности к телу.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

  1. Сложное предложение (1)

  2. Составьте вопросный и назывной план текста.

  3. Запишите тезисы текста.

  4. Напишите конструкции трех предложений (по выбору).


Молекулярная физика


Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) заключаются в следующем:

  1. Вещества состоят из атомов и молекул.

  2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.

  3. Атомы и молекулы взаимодействуют между собой.

Характер движения и взаимодействия молекул могут быть разными, в связи с этим принято различать 3 агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. Наиболее сильно взаимодействие между молекулами в твердых телах. В них молекулы расположены в узлах кристаллической решетки, т.е. в положениях, при которых равны силы притяжения и отталкивания между молекулами. Движение молекул в твердых телах сводится к колебательному.

В жидкостях ситуация отличается тем, что поколебавшись около каких-то положений равновесия, молекулы часто их меняют.

В газах молекулы далеки друг от друга, поэтому силы взаимодействия между ними очень малы, и молекулы движутся поступательно, изредка сталкиваясь между собой и со стенками сосуда, в котором они находятся.

Молекулы малы, увидеть их даже в электронные микроскопы нельзя, поэтому об их наличии и движении можно судить по косвенным данным (броуновское движение и диффузия).

В экспериментах броуновского движения следят за макроскопической частицей, взвешенной в жидкости. Частица постоянно испытывает удары со стороны молекул жидкости. Из-за флуктуаций число ударов с каждой из сторон различно, из-за этого частица приходит в движение. Её траектория – ломаная линия. Движение броуновской частицы – отражение движения молекул

Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. Диффузия наблюдается во всех агрегатных состояниях.

Наиболее интенсивно диффузия происходит в газах. В жидкостях диффузия происходит медленнее, но если налить слой одной жидкости поверх другого, то через некоторое время граница размывается. С ростом температуры интенсивность диффузии возрастает. Возможна диффузия в твердых телах, но очень медленная и при высоких температурах.
Молекулы имеют достаточно маленькие размеры. Масса молекул тоже мала. Вводят понятие относительной молекулярной массы. Это отношение массы молекулы данного вещества к 1/12 массы атома углерода (изотоп 12).

В молекулярной физике существует понятие «количество вещества», которое измеряется числом молекул вещества. Но так как это число очень велико, то пользуются не их абсолютным количеством, а относительным. Вводят понятие «моль».

Один моль – это количество вещества, в котором содержится столько же молекул или атомов, сколько атомов содержится в углероде массой 0,012 кг. В моле любого вещества содержится одно и то же число атомов и молекул, которое называют числом Авогадро.

В газе молекулы удалены на большие расстояния друг от друга, поэтому силы взаимодействия между молекулами очень малы. Это позволяет построить модель идеального газа, молекулы которого можно считать материальными точками. Взаимодействие между молекулами полностью отсутствует, а соударения между молекулами и стенками сосуда происходят по законам упругого удара. Поскольку молекула имеет массу значительно меньшую, чем масса стенки, то после упругого удара о стенку она отлетает с такой же скоростью, какую имела до удара, но противоположно направленной. Передавая таким образом импульсы стенкам сосудов, молекулы создают на них давление.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

Сложное предложение (1).

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Напишите конструкции трех предложений (по выбору).


Безопасность деятельности человека


С момента своего появления на Земле Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, то есть деятельность Человека потенциально опасна – жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают и вредными факторами. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов.

В настоящее время список реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др.

Опасности причиняют вред здоровью Человека. В свою очередь, люди являются составной частью той или иной социальной группы, общества, государства. Следовательно, опасности – это то, что угрожает не только Человеку, но и обществу и государству в целом. Значит профилактика опасности и защита от них – очень важная проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Обеспечение безопасности деятельности – главная задача для личности, общества и государства. Абсолютной безопасности не бывает. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно согласиться.

Безопасность – это приемлемый риск. Как достичь эту цель? Единственный способ состоит в образовании Человека. Другого пути просто нет.

Опасности по своей природе потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны) и тотальны (т.е. всеобщи). Следовательно, нет на Земле Человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть много людей, которые об этом не подозревают. Для выработки идеологии безопасности, формирования соответствующего мышления и поведения и служит наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие проблемы опасности, угрожающие каждому Человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания Человека.

Под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Он включает следующие группы норм:

С учетом содержания норм всего этого института, а также формы источников, нормативные акты по охране труда подразделяются на:

Работник обязан:

Все производственные помещения, оборудование, технологические процессы
должны отвечать требованиям обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья, в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений – сфере труда. Для обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций по созданию соответствующих
безопасных условий для работников.

Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей приводит к юридической ответственности. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей, а в большей степени, чем другие работники.

Предусматривается ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда. Эта ответственность может быть дисциплинарной, административной и уголовной.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

Сложное предложение (1).

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Сделайте анализ предложения.


Видеоадаптер


Работой монитора руководит специальная плата, которую называют видеоадаптером (видеокартой). Вместе с монитором видеокарта создает видеоподсистему персонального компьютера.

В первых компьютерах видеокарты не было. В оперативной памяти существовал экранный участок памяти, куда процессор заносил данные об изображении. Контроллер экрана считывал данные об яркости отдельных точек экрана из ячеек памяти и руководил разверткой горизонтального луча электронной пушки монитора. При переходе от монохромных мониторов к цветным и с увеличением разрешающей способности экрана участка видеопамяти стало недостаточно для хранения графических данных, а процессор не успевал обрабатывать изображения. Все операции, связанные с управлением экрана были отведены в отдельный блок - видеоадаптер.

Видеоадаптер имеет вид отдельной платы расширения, которую вставляют в определенный слот материнской платы (в современных ПК это слот AGP). Видеоадаптер выполняет функции видеоконтроллера, видеопроцессора и видеопамяти.

За время существования ПК изменилось несколько стандартов видеоадаптеров:

На эти стандарты рассчитаны все программы, предназначенные для IBM-совместимых компьютеров.

Графическое изображение хранится во внутренней памяти видеоадаптера, которая называется видеопамятью. Необходимая емкость видеопамяти зависит от заданной разрешающей способности и палитры цветов, поэтому для работы в режимах с высокой разрешающей способностью и полноцветной гаммой нужно как можно больше видеопамяти. Если еще недавно типичными были видеоадаптеры с 2-4 Мбайт видеопамяти, то уже сегодня нормальной считается емкость в 32-64 Мбайт.

Большинство современных видеокарт обладает возможностью расширения объема видеопамяти до 128 Мбайт, а также свойством видеоакселерации. Суть этого свойства состоит в том, что часть операций по построению изображения может происходить без выполнения математических вычислений в основном процессоре, а чисто аппаратным путем – преобразованием данных в специальных микросхемах видеоакселератора.

Видеоакселераторы могут входить в состав видеоадаптера, а могут поставляться в виде отдельной платы расширения, устанавливаемой на материнской плате и подсоединяемой к видеокарте.

Различают два типа видеоакселераторов: для плоской (2D) и трехмерной (3D) графики. Первые более эффективны для работы с прикладными программами общего назначения и оптимизованные для ОС Windows, другие ориентированы на работу с разными мультимедийными и развлекательными программами.


^ Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

Сложное предложение (1).

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Сделайте анализ предложения.


Персональный компьютер


Процесс взаимодействия пользователя с персональным компьютером (ПК) непременно включает процедуры ввода входных данных и получение результатов обработки этих данных. Поэтому обязательными составляющими типичной конфигурации ПК являются разнообразные устройства ввода-вывода, среди которых можно выделить стандартные устройства и периферийные, т.е. дополнительные. К стандартным устройствам ввода-вывода относятся монитор, клавиатура и манипулятор «мышка».

Первые компьютеры мониторов не имели, был лишь набор мигающих светодиодов и распечатка результатов на принтере. С развитием компьютерной техники появились мониторы, и сейчас они являются необходимой частью базовой конфигурации персонального компьютера.

Монитор (дисплей) – это стандартное устройство вывода, предназначенное для визуального отображения текстовых и графических данных. В зависимости от принципа действия, мониторы делятся на виды:

Клавиатура – это стандартное клавишное устройство ввода, предназначенное для ввода алфавитно-цифровых данных и команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя: с помощью клавиатуры руководят компьютерной системой, а с помощью монитора получают результат.

Клавиатура относится к стандартным средствам ПК, поэтому для реализации ее основных функций не требуется наличие специальных системных программ (драйверов). Необходимое программное обеспечение для работы с клавиатурой находится в микросхеме постоянной памяти в составе базовой системы ввода-вывода BIOS. Именно поэтому ПК реагирует на нажатие клавиш на клавиатуре сразу после включения.

Клавиатура стационарного ПК – это самостоятельный конструктивный блок, а в портативных ПК она входит в состав корпуса.

Клавиатуры имеют по 101-104 клавише, размещенных по стандарту QWERTY (в верхнем левом углу алфавитной части клавиатуры находятся клавиши Q, W, E, R, T, Y). Отличаются они лишь незначительными вариантами расположения и формой служебных клавиш, а также особенностями, обусловленными используемым языком.

Набор клавиш клавиатуры разбит на несколько функциональных групп:

Основное назначение алфавитно-цифровых клавиш – ввод знаковой информации и команд, которые набираются по буквам. Каждая клавиша может работать в двух режимах (регистрах) и может использоваться для ввода нескольких символов. Переключение между нижним регистром (ввод маленьких символов) и верхним регистром (ввод больших символов) осуществляется при нажатии клавиши (нефиксированное переключение) или с помощью клавиши (фиксированное переключение).

Группа функциональных клавиш включает двенадцать клавиш, обозначенных от F1 к F12, она расположена в верхней части клавиатуры. Функции этих клавиш зависят от конкретной, работающей в данный момент времени программы, а в некоторых случаях и от операционной системы. Жесткого закрепленного значения клавиш нет.

Клавиши управления курсором подают команды на передвижение курсора по экрану монитора относительно текущего изображения. Курсором называется экранный элемент, указывающий на место ввода знаковой информации. Эти клавиши разрешают руководить позицией ввода данных. Конкретное значение клавиш управления курсором может зависеть от программы. Чаще всего клавиши со стрелками служат для перемещения курсора в направлении, указанном стрелкой, или прокручивании текста по экрану, Клавиши
и
прокручивают текст сразу на страницу вверх или вниз, соответственно, клавиша

osshi-auildi-okrug-bojinsha-2016-zhili-atarilan-zhmistar-turali-aparat.html
ostafevo-podolskij-r-n-kratkij-slovar-podmoskove-2004-pomozhet-preodolet-nekotorie-iz-takih-zatrudnenij.html
ostalnie-pyat-s-polovinoj-milliardov-lyudej-zemlyan-podlezhat-bezuslovnomu-i-pogolovnomu-unichtozheniyu.html
ostanaj-audani-kmn-apparati-memlekettk-mekemes.html
ostanaj-oblisi-arali-alasi-b-majlin-atindai-3-zhalpi-orta-blm-beretn-mekteb-bastauish-sinip-malm.html
ostanaj-taini-ktaphanasi-slm-medbaev.html
  • college.bystrickaya.ru/38-svedeniya-o-drugih-affiliirovannih-licah-emitenta-mangistauskaya-raspredelitelnaya-elektrosetevaya-kompaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-po-gannu-volkov-a-redaktori-perevoda-gorshkov-k-g-samotaev-i-v-shvager-d-sh-33-birzhevie-magi.html
  • grade.bystrickaya.ru/mishlenie-i-kultura-belik-andrej-aleksandrovich-kulturologiya-antropologicheskie-teorii-kultur-bbk71-1-b-43.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-stranica-16.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-kabardino-balkarskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-h-m-berbekova-do-2020-goda-soderzhanie-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/krediti-v-ukran-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-stranica-13.html
  • spur.bystrickaya.ru/makroekonomicheskij-aspekt-formirovaniya-konkurentosposobnogo-chelovecheskogo-kapitala-v-so.html
  • school.bystrickaya.ru/evropejskaya-valyutnaya-edinica-ekyu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nikolaj-rerih-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhitekturnaya-sreda-planeti-harbin.html
  • education.bystrickaya.ru/-8-principi-razrabotki-algoritmov-i-programm-dlya-resheniya-prikladnih-zadach-predislovie.html
  • education.bystrickaya.ru/1obshie-svedeniya-tehnicheskoe-zadanie-listov-soglasovano-prorektor-po-uchebno-metodicheskoj-rabote-vzfei.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-provedenie-iziskatelskih-rabot-po-ocenke-vetroenergeticheskih-resursov-dlya-obosnovaniya-shem-razmesheniya-i-proektirovaniya-vetroenergeticheskih-ustanovok-rd-52-04-275-89.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mestechkovaya-demokratiya-municipalnie-vibori-priobretayut-samie-prichudlivie-formi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologiya-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2004-goda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-planirovanie-rabot-po-ohrane-truda-rekomendacii-ob-organizacii-sistemi-upravleniya-ohranoj-truda-suot-v-organizacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-5-voeval-li-sovetskij-soyuz-na-storone-gitlera-vojna-i-mi-voennoe-delo-glazami-grazhdanina.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnoj-discipline-animacionnaya-deyatelnost-v-turizme-i-gostepriimstve.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obshi-polozheniya-stranica-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-neobosnovannie-ogranicheniya-dostupa-k-veb-sajtam-mezhdunarodnij-fond-zashiti-svobodi-slova-adil-soz.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vechernij-kurs-rasschitan-na-15-dnej-pn-pt-vremya-zanyatij-18-00-20-30-udalennoe-obuchenie.html
  • university.bystrickaya.ru/god-vsego-rabotayushih-tis-zaklyuchennih-tis-volnonaemnih-melnikov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kontrolnie-zadachi-po-kursu-buhucheta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-buhgalterskaya-otchetnost-za-6-mesyacev-2007-goda-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • control.bystrickaya.ru/brezultati-byuro-ocenki-gef-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-process-upravleniya-marketingom-kratkij-kurs-filip-kotler-izdatelskij-dom-vilyams-moskva-sankt-peterburg.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-4-idealno-sbalansirovannoe-derevo-polnij-obuchayushij-kurs-turbo-pascal-soderzhanie-vvod-vivod-4-zanyatie.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturnoe-issledovanie.html
  • studies.bystrickaya.ru/hishenie-na-sklade-hranilishe.html
  • knigi.bystrickaya.ru/safety-chek-bezopasnost-dlya-pacientov-sotrudnikov-i-administracii-v-v-stepanova-rossiya-g-hana-germaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-muzika-bejnelejd-asa-lan.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-dlya-rabotnikov-doshkolnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-i-roditelej-seversk-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viktorina-po-skazkam-a-s-pushkina-2008-2009-uchebnij-god-mart-1klass.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-ekonomicheskoj-informacii-chast-17.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.