.RU

Осипова З.В. Методическая служба – образованию России (о некоторых итогах конкурса муниципальных методических служб)


^ Осипова З.В. Методическая служба – образованию России (о некоторых итогах конкурса муниципальных методических служб)

Осипова З.В., методист Центра повышения квалификации и переподготовки менеджеров образования


Проблема повышения квалификации и методической поддержки педагогов сегодня важна настолько, что ее решение рассматривается как условие и ресурс реализации государственной и региональной образовательной политики. Усиление внимания к этой проблеме мы наблюдаем на всех уровнях: выстраиваются новые требования к системе повышения квалификации, определяются новые ориентиры ее развития и ставятся новые задачи.

В течение прошедшего 2006 года были проведены мероприятия федерального уровня (заседание Госсовета РФ «О развитии образования в РФ», Всероссийская конференция «Тематика», организационно-методический семинар «Вопросы совершенствования экспертно-аналитического сопровождения хода реализации ФЦПРО», принятие Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.), где ведущее место отводилось рассмотрению вопроса о роли системы дополнительного профессионального образования в развитии российского образования.

В качестве ориентиров для дальнейшего развития системы повышения квалификации и методической поддержки педагогических кадров можно принять следующие идеи, выделенные из документов, обсуждавшихся на этих мероприятиях:

· Цель системы повышения квалификации педагогов: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной мобильности педагогов в пространстве непрерывного образования;

· Условия: индивидуальная образовательная траектория педагогов, персонифицированное повышение квалификации и методическое сопровождение;

· Средства: расширение числа субъектов повышения квалификации и методической поддержки, сетевая организация ПКМП, расширение вариативности форм повышения квалификации, новые образовательные технологии, повышение роли внутрифирменного обучения.

В системе непрерывного педагогического образования значительное место занимает методическая работа на муниципальном уровне. В настоящее время содержание работы учреждений муниципальной методической службы с педагогами ориентировано на реализацию основных направлений развития российского образования. Именно этим определяется поиск новых форм организации деятельности муниципальных методических служб.

В целях активизации деятельности муниципальной методической службы и усиления ее влияния на развитие российского образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) объявила смотр-конкурс муниципальных методических служб «Методическая служба – образованию России», который проходил с января 2006 по январь 2007гг. в рамках мероприятий, посвященных 80-летию государственной системы повышения квалификации. Принять участие в смотре-конкурсе могли абсолютно все коллективы муниципальных методических служб.

Такой конкурс для методистов - уникальное событие, так как подобного мероприятия за все 80 лет существования государственной системы повышения квалификации не проводилось.

Задачами смотра-конкурса являлось следующее:

· Активизация деятельности учреждений муниципальной методической службы и усиление ее влияния на развитие российского регионального образования;

· Поиск новых идей и современных технологий организации методической работы;

· Выявление и распространение современного эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса;

· Сохранение и преумножение лучших традиций муниципальной методической службы;

· Повышение профессионального мастерства и престижа труда методистов;

· Привлечение внимания общественности и органов исполнительской власти субъектов РФ к проблемам методической службы регионов.

Смотр-конкурс проводился в три этапа: I этап - региональный (заочный); II этап - межрегиональный (заочный) (проходил в Хабаровске, Новосибирске, Краснодаре и Санкт-Петербурге в рамках межрегиональных научно-практических конференций, посвященных 80-летию государственной системы повышения квалификации); III этап - федеральный (очный).

Несмотря на то что у муниципальных методических служб нашей области наряду с определенными трудностями есть и свои несомненные достижения, они не проявили активного участия в конкурсе. Из 29 муниципальных методических служб заявки на участие прислали лишь 8 (27,5%). Материалы были присланы из 7 районов: Нерчинского, Балейского, Чернышевского, Тунгокочинского, Читинского, Петровск-Забайкальского и г. Читы. Оловяннинский ИМЦ свои материалы не представил, хотя заявка была подана.

Все участники постарались проанализировать свою деятельность как можно подробнее, иногда даже выходя за рамки Положения о конкурсе. Делая выводы, можно отметить следующие позитивные перемены к лучшему:

· возрастающую значимость в реформировании образовательных учреждений и повышении квалификации педагогических и руководящих кадров;

· несомненный вклад методических служб в обеспечение качества образования и развитие исследовательских умений и творческого потенциала учащихся и педагогов;

· поиск новых идей, форм работы, технологий, сопровождение инновационного движения образовательных учреждений и педагогов;

· разработку целевых программ развития методической службы (Читинский, Борзинский, Нерчинский районы);

· оперативность, мобильность в организации обучающих семинаров, методических дней (ЛУРО г. Читы, РЦРО Петровск-Забайкальского Образовательного округа, ИМО Тунгокоченского района);

· усиление взаимодействия с ЧИПКРО, попытки выстраивания сетевого взаимодействия субъектов методической деятельности (Нерчинский, Тунгокоченский, Читинский районы).

Следует отметить, что методические службы Борзинского, Нерчинского, Читинского и Тунгокоченского районов находятся в стадии разработки и апробации новой модели методической службы, что, по всей вероятности, сказалось на качестве подготовки представленных материалов. К сожалению, участники либо вообще не представили заполненную анкету, которая требовалась по положению, либо сделали это не в полном объеме (за исключением ЛУРО г. Читы и Петровск-Забайкальского РЦРО). В результате чего объективная оценка деятельности ММС была значительно затруднена.

Недостаточное качество содержания деятельности методических служб обусловлено, по нашему мнению, рядом причин: большие сроки прохождения информации по вертикали «федеральный центр - субъект Федерации – муниципальное образование», из-за чего теряется ее актуальность; самостоятельная интерпретация методистами полученной информации при отсутствии достаточной подготовленности, что ведет к дезинформации потребителя; неспособность к методическому сопровождению инновационных процессов из-за низкой квалификации методистов.

Основными проблемами в деятельности муниципальных методических служб Читинской области, на наш взгляд, можно считать следующие:

· слабое владение работниками ММС информационными технологиями;

· недостаточная методическая поддержка ММС школ, педагогов, участвующих в реализации национального проекта «Образование»;

· нерациональное распределение обязанностей работников ММС в пользу решения организационных вопросов и ослабление содержательной методической работы с педагогами в межкурсовой период;

· недооценка возможностей сетевой организации методической работы на муниципальном уровне.

Кроме того, методические службы не рассматриваются как ресурсные центры развития муниципальной системы образования, поэтому в условиях остаточного финансирования их деятельности они обладают бедной материально-технической базой, небольшой библиотекой, минимальным объемом подписки на профессиональные периодические издания.

По результатам проведения I-го этапа смотра-конкурса были выявлены лучшие муниципальные методические службы региона, которые и прошли на II-ой межрегиональный этап. Таковыми вполне заслуженно стали РЦРО Петровск-Забайкальского образовательного округа (директор Полянская Е.В.) и ЛУРО г. Читы (заведующий Сарапулов В.А.). Руководители этих методических служб вошли в состав делегации от Читинской области на межрегиональную конференцию в г. Хабаровске, в рамках которой проводился II-ой этап конкурса.

Всего прислали свои делегации в г. Хабаровск 9 территорий из 21, а материалы -11.

С первой минуты пребывания на конференции было ощущение единства собравшихся представителей методических служб всех уровней: от педагогов и руководителей образовательных учреждений до представителей АПКиППРО. У нас оказались общие проблемы и надежды.

Самой большой и представительной оказалась делегация из Республики Саха (Якутия) – 19 человек. Наша делегация состояла из пяти человек: два руководителя муниципальных методических служб и трое представителей от ЧИПКРО.

График работы конференции был достаточно плотный и насыщенный: нам удалось прослушать доклады проректора АПКиППРО И.Д. Чечель, ректора ХКИППК ПК А.Г. Кузнецовой; принять участие в заседаниях Малых пленумов, в работе проектных групп и дискуссионных площадок, пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.

Самой главной проблемой, волновавшей всех участников, оказалась проблема трансформации муниципальных методических служб. Модель трансформации муниципальной методической службы разрабатывается одновременно в нескольких территориях. Каковы перспективы развития муниципальной методической службы? Какова ее миссия? Какие требования предъявляются к современному методисту? Если методическая служба будет автономной, то сможет ли сельская муниципальная методическая служба выжить в условиях рынка? Эти и многие другие вопросы обсуждались на дискуссионных площадках.

Участники конференции пришли к выводу, что методическая служба сможет быть востребованной в том случае, если она будет способна опережать и правильно формировать заказ. Конечно, необходимо разработать новое типовое положение о ММС как образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, внести изменения в тарифно-квалификационные характеристики методистов в соответствии с современными требованиями к деятельности работников методических служб.

К сожалению, времени, чтобы познакомиться с материалами участников конкурса из других территорий более подробно, было недостаточно.

В последний день конференции были подведены итоги II-го этапа конкурса. Из 6 городских муниципальных методических служб ЛУРО г. Читы заняла 3-е место, ИМЦ г. Улан-Уде – 2-ое место, НМЦ г. Хабаровска – 1-ое место. Петровск-Забайкальский РЦРО получил диплом участника, работа этого центра по проведению методических дней в образовательных учреждениях была отмечена жюри как перспективный опыт.

Участие во Всероссийском конкурсе муниципальных методических служб показало, что у ММС Читинской области есть положительный опыт в работе по повышению квалификации и методической поддержке педагогов, который может стать отправной точкой в решении выявленных проблем. Но самое ценное, на наш взгляд, заключается в том, что проведение такого конкурса для методистов стало возможностью обсудить свои проблемы с коллегами из других регионов, обменяться опытом, вселить надежду (пусть и не очень большую) на дальнейшее совершенствование методической службы, на позитивное ее развитие.



pomorskiya-narodniya-skazki-skazka-eto-odna-iz-form-narodnago-tvorchestva-pered-kotoroj-preklonyayutsya-i-preklonyalis.html
pomosh-golodayushemu-naseleniyu-tassr-sovetskimi-i-inostrannimi-organizaciyami-v-1921-1923-gg.html
pomosh-lishennim-kanikul-intervyu-s-koordinatorom-dobrovolcev-zanimayushihsya-tusheniem-pozharov.html
pomosh-prishla-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-74-28-04-2012-c-1-2.html
pomosh-spasatelej-mchs-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-10-dekabrya-2009-g.html
pomosh-zhajsan-ata-byubyu-mariyam.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-1obshestvenno-politicheskaya-zhizn-v-sssr-v-19531964gg-nshrushev-posobie-dlya-podgotovki-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-osnov-vzaimozamenyaemosti-i-standartizacii-na-baze-vuza.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-krasnoyarsk-2005-podgotovka-diplomnih-rabot-po-specialnosti-yurisprudenciya-metodicheskie-rekomendacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ii-tri-mira-i-ih-otrazheniya-razlichie-sostoyanij-soznaniya-starogo-i-novogo-vremeni.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliotechnij-fond-uchrezhdeniya-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-gimnaziya-19-g-orla.html
  • testyi.bystrickaya.ru/84-stroitelstvo-i-priemka-v-ekspluataciyu-postanovlenie-gosgortehnadzora-rf-ot-18-marta-2003-g-n-9.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zabelina-n-a-direktor-gbuk-g-moskvi-mgdb.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zeleninaig-zam-direktora-po-nmr-mou-sosh-97-razvitie-kreativnih-kachestv-lichnosti-cherez-realizaciyu-licejskogo-komponenta-v-obrazovatelnom-processe.html
  • college.bystrickaya.ru/3-razrabotani-sushnostnie-i-tipologicheskie-harakteristiki-innovacionnih-uslug-opredelyayushih-innovacionno-orientirovannoe-razvitie-servisnoj-sferi.html
  • control.bystrickaya.ru/eposi-legendi-i-skazaniya-stranica-29.html
  • studies.bystrickaya.ru/bank-kak-subekt-privlecheniya-inostrannih-investicij-v-region-na-primere-kb-centr-invest-chast-10.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-po-sledam-skazki-o-care-saltane-atlantida.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-drevnerusskoj-zhivopisi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shiis-azastan-oblisini-aumatarin-damitu-badarlamasin-ske-asiru-turali-esep.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-proektirovaniyu-i-montazhu-sistem-otopleniya-zdanij-iz-metalloplastikovih-trub-vsn-123-90-stranica-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-slushatelej-kursa-professionalnoj-perepodgotovki-po-specialnosti-profpatologiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-zhe-vse-taki-bit-schastlivim-specialnie-programmi-dlya-resheniya-zadach-v-takih-oblastyah-kak-sozdanie-garmonichnih-otnoshenij.html
  • write.bystrickaya.ru/globalizaciya-i-geopolitika-epohi-post-bipolyarnosti-politicheskaya-karta-mira-politicheskaya-karta-mira-kak-geopoliticheskoe.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8razreshenie-sporov-i-raznoglasij-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • student.bystrickaya.ru/22kriterii-ocenki-mezhdunarodnih-podhodov-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priblizitelnie-znacheniya-koefficientov-otrazheniya-sten-i-potolka-raschet-i-proektirovanie-iskusstvennogo-osvesheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-po-marketingu-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/gorkij-m-m-gorkij-pravda-bog-svobodnogo-cheloveka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-v-kambodzhu-sezon-2011-klassicheskie-programmi-s-posesheniem-ankor-vata.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-604-s-uglublennim-izucheniem-predmetov-hudozhestvenno-esteticheskogo-cikla-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/situaciya-s-prirodnimi-pozharami-v-rossii-kontroliruemaya-soobshil-zubkov-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-02082011.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-chast-6.html
  • education.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-uchastnikam-i-usloviya-dopuska-o-provedenii-oblastnih-sorevnovanij-po-vidam-sporta-na-2010-god.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-kak-naladit-upravlenie-personalom-gorodskoj-administracii-vvedenie-v-predmet.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-1-2-marta-2006-goda-orgkomitet-konferencii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anglijskij-dlya-nashih-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-razvitiya-federalnogo-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya-visshego-proffesionalnogo-obrazovaniya-moskovskogo-fiziko-tehnicheskogo-institututa-stranica-4.html
  • books.bystrickaya.ru/dobrenkov-v-i-kravchenko-a-i-metodi-sociologicheskogo-issledovaniya-uchebnik-dlya-vuzov-m-infra-m-2008.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-kontrolya-obespecheniya-bezopasnosti-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.