.RU

Осипова З.В. Методическая служба – образованию России (о некоторых итогах конкурса муниципальных методических служб)


^ Осипова З.В. Методическая служба – образованию России (о некоторых итогах конкурса муниципальных методических служб)

Осипова З.В., методист Центра повышения квалификации и переподготовки менеджеров образования


Проблема повышения квалификации и методической поддержки педагогов сегодня важна настолько, что ее решение рассматривается как условие и ресурс реализации государственной и региональной образовательной политики. Усиление внимания к этой проблеме мы наблюдаем на всех уровнях: выстраиваются новые требования к системе повышения квалификации, определяются новые ориентиры ее развития и ставятся новые задачи.

В течение прошедшего 2006 года были проведены мероприятия федерального уровня (заседание Госсовета РФ «О развитии образования в РФ», Всероссийская конференция «Тематика», организационно-методический семинар «Вопросы совершенствования экспертно-аналитического сопровождения хода реализации ФЦПРО», принятие Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.), где ведущее место отводилось рассмотрению вопроса о роли системы дополнительного профессионального образования в развитии российского образования.

В качестве ориентиров для дальнейшего развития системы повышения квалификации и методической поддержки педагогических кадров можно принять следующие идеи, выделенные из документов, обсуждавшихся на этих мероприятиях:

· Цель системы повышения квалификации педагогов: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной мобильности педагогов в пространстве непрерывного образования;

· Условия: индивидуальная образовательная траектория педагогов, персонифицированное повышение квалификации и методическое сопровождение;

· Средства: расширение числа субъектов повышения квалификации и методической поддержки, сетевая организация ПКМП, расширение вариативности форм повышения квалификации, новые образовательные технологии, повышение роли внутрифирменного обучения.

В системе непрерывного педагогического образования значительное место занимает методическая работа на муниципальном уровне. В настоящее время содержание работы учреждений муниципальной методической службы с педагогами ориентировано на реализацию основных направлений развития российского образования. Именно этим определяется поиск новых форм организации деятельности муниципальных методических служб.

В целях активизации деятельности муниципальной методической службы и усиления ее влияния на развитие российского образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) объявила смотр-конкурс муниципальных методических служб «Методическая служба – образованию России», который проходил с января 2006 по январь 2007гг. в рамках мероприятий, посвященных 80-летию государственной системы повышения квалификации. Принять участие в смотре-конкурсе могли абсолютно все коллективы муниципальных методических служб.

Такой конкурс для методистов - уникальное событие, так как подобного мероприятия за все 80 лет существования государственной системы повышения квалификации не проводилось.

Задачами смотра-конкурса являлось следующее:

· Активизация деятельности учреждений муниципальной методической службы и усиление ее влияния на развитие российского регионального образования;

· Поиск новых идей и современных технологий организации методической работы;

· Выявление и распространение современного эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса;

· Сохранение и преумножение лучших традиций муниципальной методической службы;

· Повышение профессионального мастерства и престижа труда методистов;

· Привлечение внимания общественности и органов исполнительской власти субъектов РФ к проблемам методической службы регионов.

Смотр-конкурс проводился в три этапа: I этап - региональный (заочный); II этап - межрегиональный (заочный) (проходил в Хабаровске, Новосибирске, Краснодаре и Санкт-Петербурге в рамках межрегиональных научно-практических конференций, посвященных 80-летию государственной системы повышения квалификации); III этап - федеральный (очный).

Несмотря на то что у муниципальных методических служб нашей области наряду с определенными трудностями есть и свои несомненные достижения, они не проявили активного участия в конкурсе. Из 29 муниципальных методических служб заявки на участие прислали лишь 8 (27,5%). Материалы были присланы из 7 районов: Нерчинского, Балейского, Чернышевского, Тунгокочинского, Читинского, Петровск-Забайкальского и г. Читы. Оловяннинский ИМЦ свои материалы не представил, хотя заявка была подана.

Все участники постарались проанализировать свою деятельность как можно подробнее, иногда даже выходя за рамки Положения о конкурсе. Делая выводы, можно отметить следующие позитивные перемены к лучшему:

· возрастающую значимость в реформировании образовательных учреждений и повышении квалификации педагогических и руководящих кадров;

· несомненный вклад методических служб в обеспечение качества образования и развитие исследовательских умений и творческого потенциала учащихся и педагогов;

· поиск новых идей, форм работы, технологий, сопровождение инновационного движения образовательных учреждений и педагогов;

· разработку целевых программ развития методической службы (Читинский, Борзинский, Нерчинский районы);

· оперативность, мобильность в организации обучающих семинаров, методических дней (ЛУРО г. Читы, РЦРО Петровск-Забайкальского Образовательного округа, ИМО Тунгокоченского района);

· усиление взаимодействия с ЧИПКРО, попытки выстраивания сетевого взаимодействия субъектов методической деятельности (Нерчинский, Тунгокоченский, Читинский районы).

Следует отметить, что методические службы Борзинского, Нерчинского, Читинского и Тунгокоченского районов находятся в стадии разработки и апробации новой модели методической службы, что, по всей вероятности, сказалось на качестве подготовки представленных материалов. К сожалению, участники либо вообще не представили заполненную анкету, которая требовалась по положению, либо сделали это не в полном объеме (за исключением ЛУРО г. Читы и Петровск-Забайкальского РЦРО). В результате чего объективная оценка деятельности ММС была значительно затруднена.

Недостаточное качество содержания деятельности методических служб обусловлено, по нашему мнению, рядом причин: большие сроки прохождения информации по вертикали «федеральный центр - субъект Федерации – муниципальное образование», из-за чего теряется ее актуальность; самостоятельная интерпретация методистами полученной информации при отсутствии достаточной подготовленности, что ведет к дезинформации потребителя; неспособность к методическому сопровождению инновационных процессов из-за низкой квалификации методистов.

Основными проблемами в деятельности муниципальных методических служб Читинской области, на наш взгляд, можно считать следующие:

· слабое владение работниками ММС информационными технологиями;

· недостаточная методическая поддержка ММС школ, педагогов, участвующих в реализации национального проекта «Образование»;

· нерациональное распределение обязанностей работников ММС в пользу решения организационных вопросов и ослабление содержательной методической работы с педагогами в межкурсовой период;

· недооценка возможностей сетевой организации методической работы на муниципальном уровне.

Кроме того, методические службы не рассматриваются как ресурсные центры развития муниципальной системы образования, поэтому в условиях остаточного финансирования их деятельности они обладают бедной материально-технической базой, небольшой библиотекой, минимальным объемом подписки на профессиональные периодические издания.

По результатам проведения I-го этапа смотра-конкурса были выявлены лучшие муниципальные методические службы региона, которые и прошли на II-ой межрегиональный этап. Таковыми вполне заслуженно стали РЦРО Петровск-Забайкальского образовательного округа (директор Полянская Е.В.) и ЛУРО г. Читы (заведующий Сарапулов В.А.). Руководители этих методических служб вошли в состав делегации от Читинской области на межрегиональную конференцию в г. Хабаровске, в рамках которой проводился II-ой этап конкурса.

Всего прислали свои делегации в г. Хабаровск 9 территорий из 21, а материалы -11.

С первой минуты пребывания на конференции было ощущение единства собравшихся представителей методических служб всех уровней: от педагогов и руководителей образовательных учреждений до представителей АПКиППРО. У нас оказались общие проблемы и надежды.

Самой большой и представительной оказалась делегация из Республики Саха (Якутия) – 19 человек. Наша делегация состояла из пяти человек: два руководителя муниципальных методических служб и трое представителей от ЧИПКРО.

График работы конференции был достаточно плотный и насыщенный: нам удалось прослушать доклады проректора АПКиППРО И.Д. Чечель, ректора ХКИППК ПК А.Г. Кузнецовой; принять участие в заседаниях Малых пленумов, в работе проектных групп и дискуссионных площадок, пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.

Самой главной проблемой, волновавшей всех участников, оказалась проблема трансформации муниципальных методических служб. Модель трансформации муниципальной методической службы разрабатывается одновременно в нескольких территориях. Каковы перспективы развития муниципальной методической службы? Какова ее миссия? Какие требования предъявляются к современному методисту? Если методическая служба будет автономной, то сможет ли сельская муниципальная методическая служба выжить в условиях рынка? Эти и многие другие вопросы обсуждались на дискуссионных площадках.

Участники конференции пришли к выводу, что методическая служба сможет быть востребованной в том случае, если она будет способна опережать и правильно формировать заказ. Конечно, необходимо разработать новое типовое положение о ММС как образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, внести изменения в тарифно-квалификационные характеристики методистов в соответствии с современными требованиями к деятельности работников методических служб.

К сожалению, времени, чтобы познакомиться с материалами участников конкурса из других территорий более подробно, было недостаточно.

В последний день конференции были подведены итоги II-го этапа конкурса. Из 6 городских муниципальных методических служб ЛУРО г. Читы заняла 3-е место, ИМЦ г. Улан-Уде – 2-ое место, НМЦ г. Хабаровска – 1-ое место. Петровск-Забайкальский РЦРО получил диплом участника, работа этого центра по проведению методических дней в образовательных учреждениях была отмечена жюри как перспективный опыт.

Участие во Всероссийском конкурсе муниципальных методических служб показало, что у ММС Читинской области есть положительный опыт в работе по повышению квалификации и методической поддержке педагогов, который может стать отправной точкой в решении выявленных проблем. Но самое ценное, на наш взгляд, заключается в том, что проведение такого конкурса для методистов стало возможностью обсудить свои проблемы с коллегами из других регионов, обменяться опытом, вселить надежду (пусть и не очень большую) на дальнейшее совершенствование методической службы, на позитивное ее развитие.



pomorskiya-narodniya-skazki-skazka-eto-odna-iz-form-narodnago-tvorchestva-pered-kotoroj-preklonyayutsya-i-preklonyalis.html
pomosh-golodayushemu-naseleniyu-tassr-sovetskimi-i-inostrannimi-organizaciyami-v-1921-1923-gg.html
pomosh-lishennim-kanikul-intervyu-s-koordinatorom-dobrovolcev-zanimayushihsya-tusheniem-pozharov.html
pomosh-prishla-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-74-28-04-2012-c-1-2.html
pomosh-spasatelej-mchs-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-10-dekabrya-2009-g.html
pomosh-zhajsan-ata-byubyu-mariyam.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-prognozirovanie-finansovoj-ustojchivosti-predpriyatiya-chast-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmator-i-konfigurator-i-prog-instrukciya-po-ekspluatacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-postroeniyu-i-funkcionirovaniyu-regionalnoj-informacionnoj-sistemi-oms-samarskoj-oblasti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/461073-verbovoj-af-suldina-tv-barabanova-na-2009-v-f-bezhenar-i-dr-zhurnal-akusherstva-i-zhenskih.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-e-s-ya-t-i-j-k-l-u-b-o-k-razgulyalas-nepogodushka-tucha-groznaya-podnimalas-rasshumelis-priklonilis-dubravushki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slovo-33-protiv-arian-i-o-samom-sebe-svyatitel-grigorij-bogoslov-slova-32-45-2000.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vivod-stepen-obespechennosti-obuchayushihsya-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-dinamika-ee-obnovlyaemosti.html
  • report.bystrickaya.ru/gruppa-vidov-rabot-7-montazh-sbornih-betonnih-i-zhelezobetonnih-konstrukcij.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-respublikanskogo-uchebno-nauchnogo-metodicheskogo-centra-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • write.bystrickaya.ru/etot-elektivnij-kurs-prizvan-sposobstvovat-rasshireniyu-krugozora-bolee-chetkomu-i-obemnomu-predstavleniyu-o-metodah-i-predmete-geometrii-povisheniyu-uspevaemosti-na-zanyatiyah-geometriej-soderzhanie-programmi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-sanitarno-bitovie-pomesheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-podprogramm-i-meropriyatij-gosudarstvennoj-programmi-goroda-moskvi.html
  • report.bystrickaya.ru/illyustracii-i-burmaginoj-oformlenie-a-f-sergeeva-pisahov-s-g-ledyana-kolokolnya-skazki-i-ocherkisost-l-yu-shulman-stranica-10.html
  • student.bystrickaya.ru/34-steklo-i-izdeliya-iz-stekla-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-kursa-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-stroitelnih.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvo-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-grupp-povisheniya-kvalifikaciii-kratkosrochnih-seminarov-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-na-2009-god-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-setevie-tehnologii-dlya-napravleniya-552808-magistratura-informacionnoe-i-programmnoe-obespechenie-avtomatizirovannih-sistem.html
  • books.bystrickaya.ru/chuvashskoj-respubliki-agro-innovacii-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uvazhaemie-podpischiki-glavnie-novosti-po-indeksu-citiruemosti-ic-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/audandi-dstemelk-keestn-2015-zhili-6-mamirindai-otirisinda.html
  • spur.bystrickaya.ru/meropriyatie-52-razrabotka-obrazovatelnih-programm-i-obrazovatelnih-modulej-dlya-visshih-i-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/631-podgotovka-processa-gosudarstvennij-standart-rf-gost-r-isomek-12207-99.html
  • school.bystrickaya.ru/dalnegorci-vibrali-mera-metallurga-grizlov-b-v-monitoring-smi-23-oktyabrya-2007-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-nikolas-sparks-angel-hranitel.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plodoovoshnie-tovari-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-11-marta-2012-g-20-oprovedenii-oblastnogo-lichnogo-zaochnogo-konkursa-na-luchshij-putevoditel-po-muzeyu-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shkolnomu-muzeyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-programma-v-londone-den-duvr-london.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stanovlenie-sinodalnoj-cerkovnoj-istoriografii-staroobryadchestva-issledovaniya-vtoroj-polovini-xvii-xviii-vv.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-1-stranica-13.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-podhodi-k-obucheniyu-specialistov-v-oblasti-informatiki-sozdaniyu-i-ispolzovaniyu-upravlyaemih-servisno-orientirovannih-prilozhenij-v-ramkah-kursa-web-orientirovannaya-platforma-net-moskva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-rekomendacii-po-prohozhdeniyu-professionalno-orientirovannoj-praktiki-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnost-100101-servis.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-v-antipova-stanovlenie-produktivnih-vzaimodejstvij-doshkolnikov-s-rovesnikami-kak-vazhnoe-napravlenie-ih-uspeshnogo-razvitiya-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/cel-zadachi-i-predmet-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-soglasovano.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-obespechenie-obsheobrazovatelnih-programm-pedagogicheskimi-kadrami.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-modulyu-filosofiya-nauki-i-iskusstva-b1-napravlenie-073400-vokalnoe-iskusstvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.