.RU

Осипова З.В. Методическая служба – образованию России (о некоторых итогах конкурса муниципальных методических служб)


^ Осипова З.В. Методическая служба – образованию России (о некоторых итогах конкурса муниципальных методических служб)

Осипова З.В., методист Центра повышения квалификации и переподготовки менеджеров образования


Проблема повышения квалификации и методической поддержки педагогов сегодня важна настолько, что ее решение рассматривается как условие и ресурс реализации государственной и региональной образовательной политики. Усиление внимания к этой проблеме мы наблюдаем на всех уровнях: выстраиваются новые требования к системе повышения квалификации, определяются новые ориентиры ее развития и ставятся новые задачи.

В течение прошедшего 2006 года были проведены мероприятия федерального уровня (заседание Госсовета РФ «О развитии образования в РФ», Всероссийская конференция «Тематика», организационно-методический семинар «Вопросы совершенствования экспертно-аналитического сопровождения хода реализации ФЦПРО», принятие Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.), где ведущее место отводилось рассмотрению вопроса о роли системы дополнительного профессионального образования в развитии российского образования.

В качестве ориентиров для дальнейшего развития системы повышения квалификации и методической поддержки педагогических кадров можно принять следующие идеи, выделенные из документов, обсуждавшихся на этих мероприятиях:

· Цель системы повышения квалификации педагогов: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной мобильности педагогов в пространстве непрерывного образования;

· Условия: индивидуальная образовательная траектория педагогов, персонифицированное повышение квалификации и методическое сопровождение;

· Средства: расширение числа субъектов повышения квалификации и методической поддержки, сетевая организация ПКМП, расширение вариативности форм повышения квалификации, новые образовательные технологии, повышение роли внутрифирменного обучения.

В системе непрерывного педагогического образования значительное место занимает методическая работа на муниципальном уровне. В настоящее время содержание работы учреждений муниципальной методической службы с педагогами ориентировано на реализацию основных направлений развития российского образования. Именно этим определяется поиск новых форм организации деятельности муниципальных методических служб.

В целях активизации деятельности муниципальной методической службы и усиления ее влияния на развитие российского образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) объявила смотр-конкурс муниципальных методических служб «Методическая служба – образованию России», который проходил с января 2006 по январь 2007гг. в рамках мероприятий, посвященных 80-летию государственной системы повышения квалификации. Принять участие в смотре-конкурсе могли абсолютно все коллективы муниципальных методических служб.

Такой конкурс для методистов - уникальное событие, так как подобного мероприятия за все 80 лет существования государственной системы повышения квалификации не проводилось.

Задачами смотра-конкурса являлось следующее:

· Активизация деятельности учреждений муниципальной методической службы и усиление ее влияния на развитие российского регионального образования;

· Поиск новых идей и современных технологий организации методической работы;

· Выявление и распространение современного эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса;

· Сохранение и преумножение лучших традиций муниципальной методической службы;

· Повышение профессионального мастерства и престижа труда методистов;

· Привлечение внимания общественности и органов исполнительской власти субъектов РФ к проблемам методической службы регионов.

Смотр-конкурс проводился в три этапа: I этап - региональный (заочный); II этап - межрегиональный (заочный) (проходил в Хабаровске, Новосибирске, Краснодаре и Санкт-Петербурге в рамках межрегиональных научно-практических конференций, посвященных 80-летию государственной системы повышения квалификации); III этап - федеральный (очный).

Несмотря на то что у муниципальных методических служб нашей области наряду с определенными трудностями есть и свои несомненные достижения, они не проявили активного участия в конкурсе. Из 29 муниципальных методических служб заявки на участие прислали лишь 8 (27,5%). Материалы были присланы из 7 районов: Нерчинского, Балейского, Чернышевского, Тунгокочинского, Читинского, Петровск-Забайкальского и г. Читы. Оловяннинский ИМЦ свои материалы не представил, хотя заявка была подана.

Все участники постарались проанализировать свою деятельность как можно подробнее, иногда даже выходя за рамки Положения о конкурсе. Делая выводы, можно отметить следующие позитивные перемены к лучшему:

· возрастающую значимость в реформировании образовательных учреждений и повышении квалификации педагогических и руководящих кадров;

· несомненный вклад методических служб в обеспечение качества образования и развитие исследовательских умений и творческого потенциала учащихся и педагогов;

· поиск новых идей, форм работы, технологий, сопровождение инновационного движения образовательных учреждений и педагогов;

· разработку целевых программ развития методической службы (Читинский, Борзинский, Нерчинский районы);

· оперативность, мобильность в организации обучающих семинаров, методических дней (ЛУРО г. Читы, РЦРО Петровск-Забайкальского Образовательного округа, ИМО Тунгокоченского района);

· усиление взаимодействия с ЧИПКРО, попытки выстраивания сетевого взаимодействия субъектов методической деятельности (Нерчинский, Тунгокоченский, Читинский районы).

Следует отметить, что методические службы Борзинского, Нерчинского, Читинского и Тунгокоченского районов находятся в стадии разработки и апробации новой модели методической службы, что, по всей вероятности, сказалось на качестве подготовки представленных материалов. К сожалению, участники либо вообще не представили заполненную анкету, которая требовалась по положению, либо сделали это не в полном объеме (за исключением ЛУРО г. Читы и Петровск-Забайкальского РЦРО). В результате чего объективная оценка деятельности ММС была значительно затруднена.

Недостаточное качество содержания деятельности методических служб обусловлено, по нашему мнению, рядом причин: большие сроки прохождения информации по вертикали «федеральный центр - субъект Федерации – муниципальное образование», из-за чего теряется ее актуальность; самостоятельная интерпретация методистами полученной информации при отсутствии достаточной подготовленности, что ведет к дезинформации потребителя; неспособность к методическому сопровождению инновационных процессов из-за низкой квалификации методистов.

Основными проблемами в деятельности муниципальных методических служб Читинской области, на наш взгляд, можно считать следующие:

· слабое владение работниками ММС информационными технологиями;

· недостаточная методическая поддержка ММС школ, педагогов, участвующих в реализации национального проекта «Образование»;

· нерациональное распределение обязанностей работников ММС в пользу решения организационных вопросов и ослабление содержательной методической работы с педагогами в межкурсовой период;

· недооценка возможностей сетевой организации методической работы на муниципальном уровне.

Кроме того, методические службы не рассматриваются как ресурсные центры развития муниципальной системы образования, поэтому в условиях остаточного финансирования их деятельности они обладают бедной материально-технической базой, небольшой библиотекой, минимальным объемом подписки на профессиональные периодические издания.

По результатам проведения I-го этапа смотра-конкурса были выявлены лучшие муниципальные методические службы региона, которые и прошли на II-ой межрегиональный этап. Таковыми вполне заслуженно стали РЦРО Петровск-Забайкальского образовательного округа (директор Полянская Е.В.) и ЛУРО г. Читы (заведующий Сарапулов В.А.). Руководители этих методических служб вошли в состав делегации от Читинской области на межрегиональную конференцию в г. Хабаровске, в рамках которой проводился II-ой этап конкурса.

Всего прислали свои делегации в г. Хабаровск 9 территорий из 21, а материалы -11.

С первой минуты пребывания на конференции было ощущение единства собравшихся представителей методических служб всех уровней: от педагогов и руководителей образовательных учреждений до представителей АПКиППРО. У нас оказались общие проблемы и надежды.

Самой большой и представительной оказалась делегация из Республики Саха (Якутия) – 19 человек. Наша делегация состояла из пяти человек: два руководителя муниципальных методических служб и трое представителей от ЧИПКРО.

График работы конференции был достаточно плотный и насыщенный: нам удалось прослушать доклады проректора АПКиППРО И.Д. Чечель, ректора ХКИППК ПК А.Г. Кузнецовой; принять участие в заседаниях Малых пленумов, в работе проектных групп и дискуссионных площадок, пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.

Самой главной проблемой, волновавшей всех участников, оказалась проблема трансформации муниципальных методических служб. Модель трансформации муниципальной методической службы разрабатывается одновременно в нескольких территориях. Каковы перспективы развития муниципальной методической службы? Какова ее миссия? Какие требования предъявляются к современному методисту? Если методическая служба будет автономной, то сможет ли сельская муниципальная методическая служба выжить в условиях рынка? Эти и многие другие вопросы обсуждались на дискуссионных площадках.

Участники конференции пришли к выводу, что методическая служба сможет быть востребованной в том случае, если она будет способна опережать и правильно формировать заказ. Конечно, необходимо разработать новое типовое положение о ММС как образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, внести изменения в тарифно-квалификационные характеристики методистов в соответствии с современными требованиями к деятельности работников методических служб.

К сожалению, времени, чтобы познакомиться с материалами участников конкурса из других территорий более подробно, было недостаточно.

В последний день конференции были подведены итоги II-го этапа конкурса. Из 6 городских муниципальных методических служб ЛУРО г. Читы заняла 3-е место, ИМЦ г. Улан-Уде – 2-ое место, НМЦ г. Хабаровска – 1-ое место. Петровск-Забайкальский РЦРО получил диплом участника, работа этого центра по проведению методических дней в образовательных учреждениях была отмечена жюри как перспективный опыт.

Участие во Всероссийском конкурсе муниципальных методических служб показало, что у ММС Читинской области есть положительный опыт в работе по повышению квалификации и методической поддержке педагогов, который может стать отправной точкой в решении выявленных проблем. Но самое ценное, на наш взгляд, заключается в том, что проведение такого конкурса для методистов стало возможностью обсудить свои проблемы с коллегами из других регионов, обменяться опытом, вселить надежду (пусть и не очень большую) на дальнейшее совершенствование методической службы, на позитивное ее развитие.



pomorskiya-narodniya-skazki-skazka-eto-odna-iz-form-narodnago-tvorchestva-pered-kotoroj-preklonyayutsya-i-preklonyalis.html
pomosh-golodayushemu-naseleniyu-tassr-sovetskimi-i-inostrannimi-organizaciyami-v-1921-1923-gg.html
pomosh-lishennim-kanikul-intervyu-s-koordinatorom-dobrovolcev-zanimayushihsya-tusheniem-pozharov.html
pomosh-prishla-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-74-28-04-2012-c-1-2.html
pomosh-spasatelej-mchs-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-10-dekabrya-2009-g.html
pomosh-zhajsan-ata-byubyu-mariyam.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/resursnoe-obespechenie-vipolneniya-programmi-programma-prinyata-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-shkoli.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-postavku-literaturi.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskva-stranica-77.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-fiziko-himicheskih-metodov-obrabotki-i-ochistki-plazmennie-metodi-udaleniya-materiala-s-poverhnosti-tverdogo-tela.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kompleksnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-yaroslavlya-na-2010-2012-godi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-opublikovannih-rabot-po-teme-dissertacii-povsednevnaya-zhizn-gorodov-centralnogo-kazahstana-v-1945-1953.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-olimpijskih-igr.html
  • klass.bystrickaya.ru/anatomiya-i-morfologiya-cheloveka-uchebnij-plan-3-inostrannij-yazik-4-otechestvennaya-istoriya-18.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chislo-blokov-obshij-obem-blochnoj-pamyati-bit--xcv50-1-osobennosti-visokoproizvoditelnie-bolshoj-emkosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-348-krivie-obezvozhivaniya-galluazita-spravochnoe-posobie-pod-redakciej-prof-g-n-maslennikovoj-izdatelstvo-tpu-2009.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-direktor-f-i-o-m-p-rabochaya-uchebnaya-programma-po-himii-klass-11.html
  • abstract.bystrickaya.ru/27-volya-anarhiya-anarhizm-voprosi-i-otveti.html
  • books.bystrickaya.ru/bolshaya-rabota-provedena-v-ramkah-grazhdansko-patrioticheskogo-napravleniya-publichnij-otchet-direktora-shkoli.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-i-publikacii-2010-goda-ovodov-yu-s-shmakov-d-n-varlamova-n-g-pshunetleva-e-a-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/obem-proizvodstva-osnovnih-produktov-selskogo-hozyajstva-v-hozyajstvah-vseh-kategorij-v-yanvare-iyule.html
  • control.bystrickaya.ru/emfitevzis-i-superficij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednedneprovskaya-kultura-perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauka-bibliya-i-morrisianstvo.html
  • education.bystrickaya.ru/2-pozicionirovanie-visshih-organov-finansovogo-kontrolya-v-sisteme-gosudarstvennih-organov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-formi-i-sistemi-zarabotnoj-plati.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-bogosluzhebno-ierarhicheskie-opredelenie-osvyashennogo-arhierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/doklad-soveshaniya-ekspertov-po-metodam-i-rukovodyashim-principam-provedeniya-operativnoj-ocenki-biologicheskogo-raznoobraziya-vnutrennih-vodnih-ekosistem.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-rukovoditel-proekta-n-kulagina-literaturnij-redaktor-v-pahalyan-hudozhnik-e-dyachenko-korrektori.html
  • lesson.bystrickaya.ru/o-vozmozhnosti-izmeneniya-gravitacionnogo-vozdejstviya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-18-po-20-maya-v-regione-zaregistrirovali-23-dorozhno-transportnih-proisshestviya-v-kotorih-raneniya-poluchili-32-cheloveka.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-po-istorii-rossii-avtor-uchitel-istorii-lisak-andrej-alekseevich-mou-sosh5-g-krasnodara-uchebnik-istoriya-rossii-hh-vek-9klass.html
  • school.bystrickaya.ru/golubaya-aleksandriya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-o-familiya-voronezhskij-gosudarstvennij-universitet-aspirant-kafedri-marketinga-i-menedzhmenta-ekonomicheskogo-fakulteta-394006-g-voronezh-universitetskaya-pl-d-1-tel-4732-20-75-21-boevitovmail-ru.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhilutehnika-pnn-ou-dstemelk-keshen.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-muzej.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-analitiko-prognosticheskoe-obosnovanie-pasport-programmi-razvitiya-shkoli.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prirodnie-katalizatori-v-processah-vodopodgotovki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravo-na-ravenstvo-yavlyaetsya-odnim-iz-vazhnejshih-prav-cheloveka-ego-mozhno-traktovat-kak-svobodu-ot-diskriminacii-po-priznaku-pola-rasi-cveta-kozhi-yazika-relig.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-k-laboratornim-zanyatiyam-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-glasnih-zvukov-staroslavyanskogo-yazika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.