.RU

Организация и ведение дискуссий - Практическое пособие Москва удк 159. 98 Ббк 88. 5 К89


^ Организация и ведение дискуссий

Чтобы деловое совещание было плодотворным и не превратилось в балаган, председательствующий менеджер должен владеть техникой организации и проведения дискуссий. Их организация требует определенных усилий со стороны устроителей и прежде всего самого пред­седательствующего. Главное, надо стремиться вести групповую дискус­сию цивилизованно. Это предполагает наличие деликатности в отно­шениях дискутантов и, следовательно, исключает использование про­тивоположных ей - по знаку - средств аргументации своей точки зрения в виде насмешек, прерывания оппонентов, резких выпадов в их адрес, а иногда и очевидного хамства (словом, всего того чем так сла­вятся дискуссии наших доморощенных парламентариев) Но чтобы дискуссия приобрела действительно цивилизованный характер надо особенно внимательно следить, чтобы деловой спор между участника­ми дискуссии был определенным и имел временные границы а также за тем, чтобы не допустить перехода на личности. Включаясь в спор в качестве одного из его участников, прежде всего четко сформулируй­те то положение, которое обосновывается или отвергается а также точ­но определите основные понятия, чтобы не спорить о совершенно раз­ных вещах. Терминология спора должна быть понятна всем присутствующим.

Внимательно и до конца выслушивайте доводы оппонента трезво взвесьте и оцените их. Вначале приводите только сильные доводы а о слабых говорите после и как бы вскользь. В процессе спора старайтесь убеждать, а не уязвить оппонента. Не упорствуйте в отрицании дово­дов оппонента, если они ясны и очевидны.

Еще один очень важный совет: никогда не вступайте в дискуссии и споры неподготовленным. Предварительно готовьтесь к ним составь­те хотя бы самый общий план борьбы за истину, подберите наиболее весомые и очевидные аргументы, которые ни у кого не вызывают со­мнения. Особенно впечатляют точные цифровые данные, которые не­возможно опровергнуть.

При проведении совещания следует исходить из того, что зачас­тую приходится иметь дело с одними и теми же характерными типами участников обсуждения. Ниже следуют советы относительно того, как с ними обходиться или как их нейтрализовать28.


1. Спорщик.



Сохранять невозмутимость.

Предоставить группе опровер­гать его утверждения.

2. Позитивист



Предложить ему подведение

итогов, сознательно втянуть в дискуссию.

3. Всезнайка.



Призвать группу занять определенную позицию по отношению к его утверждениям.

4. Словоохотливый.


Тактично прерывать. Напоминать о регламенте.

5. Застенчивый.



Ставить несложные вопросы, укрепить его уверенность в своих силах.

6. Негативист.


Признать, оценить его знания и опыт.

7. Не проявляющий интереса



Спросить его о работе.

Привести примеры из его сферы интересов.

8. «Крупная шишка».


Избегать прямой критики, применять технику «да, но».

9. Расспрашивающий.

Адресовать его вопросы группе.


Наряду с рассмотренными выше психологическими типами учас­тников деловых обсуждений существуют и другие, не менее детализи­рованные их классификации. К их числу относится и классификация участников таких совещаний, играющих в них блокирующие роли, ко­торая описана в справочнике Н. Власовой29. Рассмотрим эту класси­фикацию, а также те приемы, которые помогают нейтрализовать их не­гативную роль.

«БЛОКИРОВЩИК». Такой человек упрямо ни с кем не соглаша­ется, приводит примеры из личного опыта, возвращается к вопросам, которые уже решены.

Совет: 1. Напомнить о цели и предмете обсуждения. Задавать ему вопросы типа: «То, что вы говорите, относится к нашей цели или к этому обсуждению?». 2. Тактично напоминать «блокировщику», что он уходит в сторону.

«АГРЕССОР». Критикует всех подряд, принижает статус участни­ков, не соглашается с тем, что предлагается.

Совет: 1. На любое его высказывание и опровержение задавать воп­рос: «А что вы предлагаете?». 2. Напоминать ему, что излишняя кри­тика гасит конструктивные идеи.

^ «ПРЫГАЮЩИЙ С ТЕМЫ НА ТЕМУ». Постоянно меняет тему раз­говора.

Совет: Останавливать вопросами типа: «Мы разве закончили рас­смотрение проблемы?» Или: «То, что вы говорите, относится к наше­му совещанию?»

«УДАЛИВШИЙСЯ». Не хочет участвовать в общем обсуждении. Рассеян. Разговаривает на личные темы.

Совет: Предложить ему высказаться и внести свои предложения: «А вы что думаете по этому поводу...?» Или: «Какие предложения есть у вас?»

«ДОМИНИРУЮЩИЙ». Пытается захватить власть и манипули­ровать присутствующими.

Совет: Спокойно и уверенно останавливать его высказывания встречными: «Ваше предложение — это только лишь одна из возмож­ных альтернатив. Давайте послушаем и другие предложения».

^ «АДВОКАТ ДЬЯВОЛА». Специально задает острые вопросы, за­ведомо ведущие в тупик. Всеми способами блокирует совещание. Стре­мится к его провалу.

Совет: 1. Оценивайте остроту его вопросов: «Ваш новый вопрос не обостряет рассматриваемую проблему, а только уводит нас от нее». 2. Акцентируйте внимание на неоправданной полемичности или про­вокационное™ его заявлений. 3. Переадресовывайте его вопрос ему же для ответа: «А вы сами что думаете по этому вопросу?» Или: «Мы бы хотели услышать ваш вариант ответа на ваш же вопрос».

«ИЩУЩИЙПРИЗНАНИЯ». Хвастается, много говорит, стремит­ся утвердить свой статус.

Совет: Задавайте вопросы, показывающие, что его высказывания — это рассуждения о самом себе, а не о деле: «То, что вы нам сообщили, можно ли использовать для решения обсуждаемого вопроса?»

«ПОВЕСА». Тратит время собравшихся, «пуская пыль в глаза», рассказывает развлекательные истории, анекдоты. Беспечен и ци­ничен.

Совет: Каждый раз задавайте ему один и тот же вопрос: «Соответ­ствует ли ваше высказывание теме совещания?»

Проводя совещание, следует соблюдать общие правила ведения спора. Вступая в него, необходимо:

— четко разграничивать, по каким вопросам спорить можно и от обсуждения каких лучше отказаться;

— стараться так возражать, чтобы не вызывать неприязни и раз­дражения собеседника;

— не допускать превращения спора относительно деловых проблем в выяснение личных отношений;

— не вводить собеседника в замешательство в присутствии дру­гих, демонстрируя его некомпетентность;

— проигрывать и побеждать достойно. При поражении не сердиться и не теряться. При победе оставаться спокойным и скромным. Дать воз­можность проигравшим в споре «сохранить свое лицо»;

— во всех случаях поблагодарить участников за то, что деловой разговор состоялся, за высказанную критику и за принятые предло­жения.

Вовремя дискуссии приходится критиковать собеседника. Исполь­зовать критику, даже конструктивную, надо очень осторожно и в огра­ниченных дозах. Какой бы объективной, спокойной, товарищеской кри­тике мы ни подвергались, удовольствия она нам не доставляет. Разбор аргументов, их анализ, хотим мы этого или нет, все-таки уличает оппо­нента, представляет его в невыгодном свете. Любая критика — вещь весьма тонкая и деликатная. Поэтому для успешного ее использова­ния целесообразно соблюдать ряд правил, которые выработаны мно­голетним опытом деловых дискуссий.

1. В процессе критики следует избегать проявления раздражения и злости. Не стоит напоминать о прошлых ошибках. Неудовлетворен­ность можно демонстрировать только тоном голоса, но не жестами и мимикой.

2. Критиковать вообще лучше всего наедине, поскольку присут­ствие посторонних ослабляет восприятие критики и усиливает защит­ную реакцию. Совершенно недопустимо критиковать за спиной, когда собеседник не имеет возможности возразить.

3. Нельзя требовать от собеседника открытого признания собствен­ных ошибок. Достаточно того, что он внимательно выслушал крити­ческое замечание.

4. Любую критику лучше всего начинать с самокритики. Разговор следует вести без эмоций, в спокойном тоне и так, чтобы у собеседника не возникло ощущения безысходности.

5. Никогда не стоит извиняться за критику, ибо это не признак веж­ливости, а скорее всего, неуверенность в своей правоте.

Надо уметь не только критиковать, но и выслушивать критику. Здесь можно дать следующие советы:

— не считайте, что критикующий настроен враждебно и желает только зла;

— сохраняйте полное спокойствие, скрывайте свое плохое настро­ение, демонстрируйте внимание к тому, что говорит критикующий;

— не отшучивайтесь и не пытайтесь сменить тему разговора;

— если критическое замечание высказано не строго, следует уточ­нить, что именно критикующий имел в виду, и не приписывать ему того, чего он не говорил;

— дайте понять, что критика воспринята и все замечания будут вни­мательно изучены и по возможности учтены.

В практике проведения дискуссий очень часто возникают непред­виденные ситуации, которые порой оказывают весьма существенное влияние на их итоги. Рассмотрим наиболее распространенные из таких ситуаций и дадим советы по поведению в каждой из них.

Ситуация 1. Оппонент пытается ПЕРЕ­ХВАТИТЬ ИНИЦИАТИВУ в выборе темы разговора: а) подменяет принципиальные вопросы мелочными; б) выдвигает тезисы не по существу проблемы; в) пред­лагает контрпроблему, игнорируя ваши аргументы.

Совет: Предусмотрите заранее возражения оппонента, изучите их мо­тивы для того, чтобы: а) указать оппо­ненту на его уход от спорного вопроса; б) спросить его, какую мысль он доказыва­ет; в) попросить высказать отношение к вашей аргументации.

Ситуация 2. Оппонент РАЗДУВАЕТ ПРОБЛЕМУ, выводит ее за границы дискуссии, размывая проблему и умерщвляя в зародыше новое.

^ Совет: Напомните о рамках дискуссии, о ее цели. Попросите еще раз уточнить его антитезис и вернуть разговор в прежнее русло.

Ситуация 3. Оппонент ВЫХВАТЫВАЕТ МЕЛОЧИ, не затраги­вая основного тезиса.

^ Совет: Спросите, не забыл ли он цель разговора, свою собствен­ную цель. Верните его к спорной проблеме.

Ситуация 4. Оппонент намеренно ПОДВОДИТ вас К ЛОЖНЫМ ВЫВОДАМ, подтасовывая факты для того, чтобы впоследствии ули­чить вас в безграмотности и дилетантстве.

^ Совет: Прекратите обмен мнениями, похвалите оппонента за глу­бину анализа и попросите его сделать обобщающий вывод.

Ситуация 5. Оппонент постоянно МЕНЯЕТ ПОЗИЦИЮ, ходит вокруг да около, пытается найти что-то третье.

Совет: Не настаивайте на признании, согласии и поддержке ваше­го предложения. Сверните разговор, который все равно ни к чему не приведет.

Ситуация 6. Оппонент УЛИЧАЕТ ВАС В НЕКОМПЕТЕНТНО­СТИ, играет на ваших ошибках и недоработках, игнорирует факты «за» и «против», тенденциозно толкует ваши слова.

Совет: Не проявляйте излишней деликатности. Спросите, о чем конкретно идет речь. Попросите высказать его соображения, как вый­ти из затруднительного положения.

Ситуация 7. Оппонент СКРЫВАЕТ резко ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТ­НОШЕНИЕ к вашей позиции или к вам под маской доброжелательности.

Совет: Остроумно сорвите его маску, напомните об уже имевших место случаях подобной «доброжелательности» и ее результатах, рас­кройте его замысел всем присутствующим.

Непредвиденные ситуации в дискуссиях могут возникать не толь­ко из-за целенаправленных попыток оппонентов помешать принятию запланированных решений, но и вследствие их неуравновешенности и слишком высокой эмоциональности. Нормализовать ситуацию помо­гут здесь спокойный призыв председателя сохранять порядок, подчер­кнутая терпеливость и настойчивость. Для преодоления сложных эмо­циональных ситуаций американский психолог Дэвид М.Мартин реко­мендует действовать следующим образом .

1. Оставайтесь все время спокойным.

2. Записывайте факты или противоположные мнения без немед­ленного комментирования их. Поспешные комментарии могут только усугубить ситуацию. Чем дольше один или несколько участников го­ворят без вмешательства, тем больше они способны преодолеть давле­ние, которое чувствуют. Необходимо постараться убедить всех в том, чтобы участники говорили отдельно и ждали, не вмешиваясь, пока не закончит говорить один человек.

3. Пусть участник говорит дольше и объяснит причину потери са­мообладания. Если вы будете задавать нейтральные вопросы, пытаясь таким образом раскрыть дело как можно больше, это может снизить повышенный интерес к такой ситуации.

4. Попытайтесь расслабить участников с помощью прохладитель­ных напитков, разрешив покурить или даже объявив перерыв. Цель пе­рерыва — дать время на размышление или продумывание, а также на приведение в порядок чувств и мыслей.

5. При возобновлении обсуждения перепроверьте и уточните фак­ты. Это позволит выяснить подозрительные факты и мнения, а значит, узнать, в чем суть столкновения и его причины30.

6. Дайте участникам как можно больше времени, чтобы успокоить­ся. Чем больше, тем лучше, так как тогда выше вероятность, что сове­щание войдет в нужное русло.

7. Если возможно, добивайтесь отсрочки решения, это даст пред­седателю время провести расследование спорного вопроса.

8. Вынося решение под давлением, нужно проявлять осторожность и постараться избежать прецедентов. Вообще в таких случаях лучше принимать решения, носящие временный характер.

9. Если принято временное решение, в нем должно быть простав­лено число и время, чтобы впоследствии можно было пересмотреть спорный вопрос и принять окончательное решение.


pnn-ou-dstemelk-keshen-zharatilistanu.html
pnn-ou-dstemelk-keshenn-tituldi-parai.html
pnn-zdk-ou-dstemelk-keshen-bajaui.html
pnnen-ou-dstemelk-keshen-lshemderd-zhalpi-teoriyasi.html
pnpo-v-chitinskoj-oblasti-o-programme-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-chitinskoj-oblasti-na-2006-2010-godi.html
po-akmolinskomu-filialu-otchet-po-kontrolnoj-i-pravoprimenitelnoj-deyatelnosti-departamenta-za-1-polugodie-2011-goda-g-astana.html
  • college.bystrickaya.ru/3-drugie-mesta-obnaruzheniya-drevnih-rukopisej-v-palestine-izuchenie-rukopisej-mertvogo-morya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tomskij-gosudarstvennij-universitet-istoricheskij-fakultet-utverzhdayu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razlichie-mezhdu-dejstvuyushim-licom-i-nablyudatelem-devid-majers-socialnaya-psihologiya.html
  • university.bystrickaya.ru/formi-organizacii-tvorcheskogo-deyatelnostnogo-poznavatelnogo-dosuga-obuchayushihsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-sni-kazhdaya-novaya-stupen-v-razvitii-kulturi-psihologicheski-predstavlyaet-soboj-rasshirenie-soznaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/agropromishlennij-kompleks-12-stroitelstvo-21-promishlennost-25.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-profsoyuza-2101-2010-g-stranica-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/kremnij-poluchennij-s-ispolzovaniem-getterirovaniya-rasplava.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-13-preduprezhdenie-14-mediko-biologicheskie-i-paraklinicheskie-disciplini-16-anatomiya-cheloveka-16-stranica-22.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovij-scenarij-kurs-rublya-k-dollaru-po-pps-19-2-24-2-25-8-27-7-29-1-30-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-fizicheskoj-kulture-dlya-specialnosti-040400-stomatologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-b-1-istoriya-stranica-9.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xviii-viderzhka-iz-diskussii-po-dokladu-o-fizicheskom-dejstvii-na-rasstoyanii-sbornik-dokladov-i-statej.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyatootecheskij-podhod-k-sektantstvu-eresi-ponyatie-sekta-v-antikultovom-dvizhenii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyuksemburg-belgiya-niderlandi-germaniya-polsha.html
  • lesson.bystrickaya.ru/us-china-relations-essay-research-paper-after.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleksnij-upravlencheskij-analiz-v-planirovanii-i-ocenka-effektivnosti-biznesa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programmi-gazifikaciya-krasnodarskogo-kraya-na-2007-2011-godi-pri-razrabotke-proektov-zakona-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2008-2011-godi-stranica-19.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-provedeniya-konferencii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-kem-bit.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-chastotnoj-harakteristiki-programma-disciplini-po-kafedre-avtomatiki-i-sistemotehniki-teoriya-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-pered-drugimi-subektami-byudzhetnogo-planirovaniya-35-razdel-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-38-razdel-byudzhetnie-celevie-programmi-40.html
  • report.bystrickaya.ru/izdaniya-dlya-detej-v-ryazanskoj-oblasti-vzglyad-bibliotekarya-kniga-knigoizdanie-istoriya-i-sovremennost.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-igroterapiya-dlya-specialnostej.html
  • letter.bystrickaya.ru/nanotehnologii-i-novie-materiali-stranica-6.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskih-poiskov-novij-put-polevoj-kotel-vmesto-zheludka-a-d-bili-vremena-kogda-ekstrasensov-bilo.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvennoj-organizacii-federaciya-ezdovogo-sporta.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predlozheniya-po-povisheniyu-kachestva-predostavlyaemih-publichnih-uslug-k-voprosu-o-sravnitelnom-issledovanii-konstitucionno-pravovoj.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriko-arhivnij-voenno-memorialnij-centr-stranica-43.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-chtobi-stat-grazhdaninom-kosmosa-kniga-pervaya.html
  • college.bystrickaya.ru/14-formirovanie-domennoj-plavki-redakcionno-izdatelskogo-soveta-uralskogo-gosudarstvennogo-gornogo-universiteta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-ufms-rossii-po-respublike-buryatiya-na-2012-god-i-planovij-period-2013-2015-g-g-ulan-ude-2012.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shel-tisyacha-vosemdesyat-shestoj-den-oboroni-zapolyarya-zdes-za-polyarnim-krugom-kak-soobshalos-v-svodkah-sovinformbyuro-v-seredine-leta-sorok-chetvertogo-goda-p-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-rechi-predmet-i-zadachi-discipini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-nacionalnij-medicinskij-universitet-imeni-n-i-pirogova-minzdravsocrazvitiya-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.