.RU

Опорный конспект лекций Основные понятия, термины, законы, схемы Для студентов заочной и дистанционной форм обучения




Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет


Л.Н. Блинов, Н.Н. Ролле


Экология

Опорный конспект лекций

Основные понятия, термины, законы, схемы

Для студентов заочной и дистанционной

форм обучения


Санкт-Петербург

2005

Л.Н. Блинов, Н.Н. Ролле. Экология: опорный конспект лекций. Основные понятия, термины, законы, схемы. СПб.: Изд. СПбГПУ. 2005. 110с.


Настоящее издание предназначено прежде всего для студентов заочной и дистанционной форм обучения СПбГПУ, изучающих курс «Экология». Оно также может быть полезно для студентов очно-заочной и очной форм обучения, изучающих данный курс.

В кратком опорном конспекте лекций даны базовые понятия, термины и законы, составляющие основу курса. Для более интегрального и системного подходы к курсу, а также с учетом современного рассмотрения экологии как большой экологии или мегаэкологии, в конспект включены новые разделы «Экология и кибернетика», «Системный подход», а также различные функциональные схемы и построения, способствующие более качественному пониманию курса «Экология» в целом.

Опорный конспект лекций содержит необходимое количество табличных данных, рисунков и схем.

Приведенный в конце издания список литературных источников может быть использован студентами при написании рефератов по курсу. Примерная тематика рефератов приведена там же. В приложениях студенты найдут конкретные данные, необходимые для проведения сопоставительных анализов и расчетов.

В целом, настоящий опорный конспект лекций будет также полезным и нужным для повышения качества подготовки к экзамену по курсу «Экология».


© Блинов Л.Н., Н.Н. Ролле, 2005

© Санкт-Петербургский

государственный политехнический

университет, 2005

Содержание

1. Основные понятия 4

2. Биоценоз, биотоп, биогеоценоз, окружающая среда 23

3. Атомные и молекулярные частицы 31

4. Основные законы, правила и принципы экологии 32

5. Оболочки планеты: состав, основные процессы. 37

Атмосфера 37

6. Гидросфера 41

7. Литосфера 48

8. Биосфера – особая оболочка планеты 51

9. Взаимодействие веществ в оболочках планеты 62

10. Природные ресурсы 64

11. Загрязнение и загрязнители окружающей среды 68

12. Токсичность 77

13. Локальная среда обитания. Факторы воздействия. 80

Пищевые добавки 80

14. Экология и кибернетика. Системный подход 86

15. Полезные мысли и высказывания 92

16. Список примерных тем для рефератов и 98

компьютерных работ 98

17. Приложения 100

18. Список литературы 108



^ 1. Основные понятия
Экология – наука о взаимоотношениях и закономерностях взаимосвязей организмов и их систем между собой и средой их обитания (окружающей их средой), о круговороте веществ и потоках энергии, делающих возможной жизнь на Земле. Предметом экологии является изучение совокупности и структуры связей между организмами и средой.

Сегодня экология превращается из раздела биологии в своеобразную гипернауку, в комплекс фундаментальных и прикладных дисциплин, в так называемую мегаэкологию, т.е. «большую экологию» или «макроэкологию».

До середины 19 века развитие экологии неотделимо от развития естествознания, поскольку накопление эмпирических знаний происходило на протяжении всей истории человечества. Огромный вклад в развитие естественных наук и накопление экологических знаний внесли лучшие умы античности (Анаксимандр, Демокрит, Фалес, Гиппократ, Пифагор, Евклид, Архимед, Платон, Аристотель, Лукреций, Птолемей) и средневекового Ближнего Востока (Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Юнас). Эпоха Возрождения изменила фундаментальные воззрения в естествознании благодаря трудам Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галиллея, Л. да Винчи, И. Кеплера, Р. Декарта, дав новый мощный толчок развитию наук о природе, а в 18 веке работы К. Линнея, И. Канта, П. Лапласа, Ж. Кювье, Ж. Ламарка, Ч. Дарвина позволили систематизировать накопленные естественнонаучные знания, используя диалектический метод познания.

Вторая половина 19 века была ознаменована новыми открытиями во всех разделах естествознания: клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна; теория эволюции Ч. Дарвина; геологическая эволюция Ч. Лайеля; явление электромагнитной индукции М. Фарадея и Д. Максвелла; закон сохранения энергии Г. Гельмгольца, синтез первых органических соединений Ф. Веллером; периодический закон Д. И. Менделеева; законы наследования Г. Менделя и др.

Именно в этот период в 1866 г. немецкий зоолог ^ Эрнст Геккель, изучавший адаптации организмов к факторам среды и сформулировавший закон рекапитуляции (онтогенез организма повторяет филогенез вида), выдвинул специальный термин «экология». В своем труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений всего живого с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт». Полный спектр экологических проблем еще за 10 лет до этого определил знаменитый русский зоолог Карл Рулье, не нашедший, однако, подходящего выразительного термина для обозначения этой науки, но четко определивший принцип взаимоотношений организма и среды: «Ни одно органическое существо не живет само по себе, каждое вызывается к жизни и живет постольку, поскольку находится во взаимодействии с относительно внешним для него миром».

К началу 20 века, когда экология уже вполне сформировалась как новое научное направление в биологии, началось изучение надорганизменных биологических систем, и благодаря работам К. Мебиуса, С. Форбса, Ф. Клементса, А. Тинеманна появилась концепция биоценозов. В 1927 году американский биолог Ч. Элтон опубликовал первый учебник-монографию по экологии, в котором он не только четко охарактеризовал своеобразие биоценотических процессов, определил понятие трофической ниши и сформулировал правило экологических пирамид, но и выделил особое направление - популяционную экологию. В 1926 г. вышел в свет труд В.И. Вернадского «Биосфера», где впервые была показана планетарная роль совокупности живых организмов – «живого вещества», определены его роль и функции и рассмотрена его роль в эволюции биосферы. В 1934 году микробиолог Г.Ф. Гаузе в книге «Борьба за существование» подробно исследовал межвидовые взаимоотношения типа «хищник-жертва» и сформулировал принцип конкурентного исключения. В 1935 году английский геоботаник А.Тенсли предложил понятие «экосистема» для любой совокупности организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ, а в отечественной литературе представления об экосистемах были развиты в 1942 г. в работах В.Н. Сукачева, обобщившего их в учении о биогеоценозе. Примерно с этого времени утвердилось деление экологии на аутэкологию – экологию отдельных организмов, демэкологию – экологию популяций, и синэкологию – экологию межвидовых сообществ.

В начале 1970-х годов взгляд на экологию как на сугубо биологическую науку изменился: по-прежнему уходя корнями в биологию, экология вышла за ее рамки, став сложной и многогранной, интегрированной дисциплиной, связывающей естественные, общественные и технические науки.

Термин «экология», впервые использованный немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» в 1866 г., который образовал его от греческих слов oikos, что означает дом, жилище, и logos – наука, в буквальном смысле означает «наука о местообитании».

Следует отметить, что в западной литературе и в ряде наших специальных изданий по биологии термин «экология» часто употребляют для традиционного круга объектов и методов, а все, что связано с экологией человека, окружающей средой и охраной природы называют наукой об окружающей среде (environmental science). В отечественной литературе оба эти понятия часто используют или как синонимы, или включают последнее в экологию.

Мегаэкология – межпредметная область знаний; комплекс фундаментальных и прикладных дисциплин.





Уровни знаний

(I-VI)







Фактор – движущая сила совершающихся процессов или влияющее на эти процессы условие.

Все, что окружает организмы (живые системы), прямо или косвенно влияя на их состояние и функционирование, носит название окружающей среды, которая включает как природную, так и техногенную, созданную человеком, составляющие. Компоненты среды, способные оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы, называются экологическими факторами, которые по природе их происхождения традиционно делят на три группы: абиотические, биотические и антропогенные.

Компоненты (части) природной среды, которые влияют на состояние и свойства организма, называют экологическими факторами.




^ Абиотические экологические факторы – все компоненты неживой природы. К этим факторам относятся: свет, температура, давление, влажность, ветер, состав воздуха, воды и почвы, долгота дня и т.д.

^ Биотические экологические факторы – факторы, которые связаны с живыми организмами, они характеризуют влияние одних организмов на другие. К этим факторам относятся: конкуренция, хищничество, паразитизм, сотрудничество и т.д.

^ Антропогенные экологические факторы – факторы, которые связаны с влиянием деятельности человека на природную среду. Человек загрязняет и тем самым разрушает природную среду. К этим факторам относятся: загрязнение атмосферы и водной среды, вырубка леса, осушение болот, уничтожение животных и т.д.

Экологические факторы подразделяют в зависимости от:

природы – абиотические и биотические;

происхождения – естественные и искусственные;

периодичности – периодические и непериодические;

времени образования и начала действия – первичные и вторичные;

среды – водные (гидросферные),

возникновения воздушные (атмосферные),

почвенные (литосферные);

степени воздействия – лимитирующие,

экстремальные,

летальные;

спектра воздействия – общего, избирательного действия;

характера и состава – химические,

воздействия физические,

биологические, механические,

информационные и т.д.

^ Часто встречающаяся классификация экологических факторов

(факторов среды)

^ ПО ВРЕМЕНИ:

эволюционный, исторический, действующий

ПО ПЕРИОДИЧНОСТИ:

периодический, непериодический

^ ПО ОЧЕРЕДНОСТИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ:

первичный, вторичный

ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:

космический, абиотический (он же абиогенный), биогенный, биологический, биотический, природно-антропогенный, антропогенный (в т.ч. техногенный, загрязнения среды), антропический (в т.ч. беспокойства)

ПО СРЕДЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ:

атмосферный, водный (он же влажности), геоморфологический, эдафический, физиологический, генетический, популяционный, биоценотический, экосистемный, биосферный

^ ПО ХАРАКТЕРУ:

вещественно-энергетический, физический (геофизический, термический), биогенный (он же биотический), информационный, химический (солености, кислотности), комплексный (экологический, эволюции, системообразующий, географический, климатический)

^ ПО ОБЪЕКТУ:

индивидуальный, групповой (социальный, этологический, социально-экономический, социально-психологический, видовой ( в т.ч. человеческий, жизни общества)

^ ПО УСЛОВИЯМ СРЕДЫ:

зависящий от плотности, не зависящий от плотности

ПО СТЕПЕНИ

ВОЗДЕЙСТВИЯ:

летальный, экстремальный, лимитирующий, беспокоящий, мутагенный, тератогенный; канцерогенный

^ ПО СПЕКТРУ

ВОЗДЕЙСТВИЯ:

избирательный, общего действия


Экологические факторы могут оказывать на организм положительное или отрицательное влияние. Недостаток или избыток экологического фактора отрицательно влияет на жизнь организма. Для каждого организма существует определенный диапазон действия экологического фактора.

Благоприятные для нормальной жизнедеятельности организма значения экологического фактора называются зоной оптимума. Чем значительнее отклонение действия фактора от оптимума, тем больше данный фактор в диапазоне, называемом стрессовой зоной, угнетает жизнедеятельность живой системы. Максимально и минимально переносимые значения экологического фактора - это критические точки, отмечающие начало зоны гибели, где существование организма или популяции уже невозможно. Диапазон между минимумом и максимумом экологического фактора называется диапазоном толерантности (от лат. tolerantia – терпение) и определяет величину выносливости или экологическую валентность организма к данному фактору (см. рис.).

^ Зоны воздействия экологического фактора на организм




Широкий диапазон толерантности вида по отношению к экологическим факторам обозначают добавлением к названию фактора приставки «эври-» (от греч. eurys – широкий), а низкая экологическая валентность вида характеризуется приставкой «стено-» (от греч. stenos – узкий). Так, например, животные, способные выносить значительные колебания температуры, называются эвритермными, а в случае их неспособности к этому они называются стенотермными. Небольшие изменения температуры мало сказываются на эвритермных организмах, но могут оказаться гибельными для стенотермных. Экологически непластичные, т.е. маловыносливые виды, для существования которых необходимы строго определенные экологические условия, называют стенобиотными, а более выносливые виды, приспосабливающиеся к экологической обстановке с широким диапазоном изменения параметров, - эврибиотными.

Способность организма приспосабливаться к действию экологических факторов и выживать в изменяющихся условиях среды за счет эволюционно возникших морфологических, физиолого-биохимических и поведенческих приспособлений называется адаптацией (от лат. adaptatio – приспособление).

Разные организмы характеризуются разной экологической валентностью, но диапазон толерантности организма может меняться даже при переходе из одной стадии развития в другую – например, молодые организмы часто оказываются более уязвимыми и более требовательными к условиям среды, чем взрослые особи.

Любой организм одновременно испытывает воздействие целого комплекса экологических факторов, связанных между собой и влияющих друг на друга, в связи с чем границы диапазона толерантности организма по отношению к какому-либо фактору среды могут смещаться в зависимости от того, в каком сочетании действуют другие факторы (например, жару и холод легче переносить при сухом, а не влажном воздухе). В результате взаимодействия экологических факторов может происходить их частичная компенсация, однако полностью заменить один из факторов другим нельзя, несмотря на самые благоприятные сочетания других условий.

Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением какого-то одного экологического фактора, то именно он становится решающим для жизни конкретных организмов (популяций), ограничивая (лимитируя) их развитие, в связи с чем его называют лимитирующим фактором. Еще в середине XIX века немецкий химик-органик Ю. Либих экспериментально доказал, что развитие живых организмов ограничивает недостаток какого-либо компонента (например, минеральных солей, влаги, света и т.п.) и назвал это явление законом минимума. Однако, как позже выяснил американский зоолог В.Шелфорд, сформулировавший закон толерантности, лимитирующим может быть не только недостаток (минимум), но и избыток (максимум) экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину выносливости (предел толерантности) или экологическую валентность организма к данному фактору.

Каждый вид организмов возник в определенной среде, в той или иной степени приспособился к ее колебаниям и изменениям и дальнейшее существование вида возможно лишь в данной или близкой к ней среде, соответствующей его генетическим возможностям адаптации. Резкое и быстрое изменение экологических факторов может привести к тому, что генетические возможности вида окажутся недостаточными для приспособления к новым условиям, из-за чего коренные преобразования природы человеком могут быть опасны для многих видов живых организмов, в том числе и для него самого.

Разные организмы характеризуются разной величиной толерантности.

^ Экологические, факторы связаны между собой и влияют друг на друга.

Вывод: существует экологическое равновесие между живыми организмами и средой их обитания:




Один из основных факторов в экологии – химический фактор.

^ Экологическая химия – новый раздел химии, в котором рассматриваются химическиё состав и взаимодействия между основными компонентами и загрязнителями неорганического и органического происхождения в атмосфере, гидросфере, литосфере и их влияние на среду обитания и биосферу в целом.

Система – совокупность элементов (веществ, тел, объектов живой и неживой природы) со связями между ними, мысленно или реально выделенных из окружающего пространства.

Различают химические системы, физические системы, биологические (живые) системы, экологические системы и другие.

Биологическая система – это упорядоченная совокупность взаимозависимых живых компонентов, динамически взаимодействующих с неживой средой. Выделяют следующие основные уровни организации биологических систем: молекулярный (генный), клеточный, органный, организменный, популяционно-видовой и экосистемный.

Иерархическая организация биосистем, более простые из которых входят в состав более сложно организованных, проявляется в эмерджентности (от англ. emergent – внезапно возникающий), когда по мере объединения в более крупные системы следующего уровня, у них возникают качественно новые свойства, отсутствовавшие на предыдущем.

^ Экологическая система (экосистема) – система, в которой организмы и среда их обитания объединены в единое функциональное целое через обмен веществ и энергии; любая совокупность организмов и окружающей их среды. Экосистема – основная функциональная единица в экологии.

Более конкретно, экосистема – это сообщество живых организмов - биоценоз (от греч. bios – жизнь и koinos – общий) и его среда обитания – биотоп (от греч.topos - место), объединенные в единое функциональное целое. Обмен веществом, энергией и информацией связывает биотические и абиотические компоненты экосистемы таким образом, что она сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.

К термину «экосистема», предложенному в 1935 г. английским биологом А. Тенсли для определения основной функциональной единицы живой природы, очень близок термин «биогеоценоз», который предложил в 1940 г. В.Н.Сукачев, и который в большей степени отражает структурные характеристики географического пространства, на котором развивается биоценоз.

^ Химическая система – совокупность веществ, между которыми происходят химические реакции с образованием новых веществ – продуктов реакции.

Физическая система – совокупность тел (веществ), между которыми не происходит химических взаимодействий; система, характеризуемая отсутствием химических реакций.

^ Кибернетическая система – система, способная воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею с другими системами.

Общая экология изучает биологические системы начиная с организменного уровня и в зависимости от размерности этих систем в ней выделяют следующие разделы: аутэкология (уровень отдельных организмов), демэкология (уровень популяций) и синэкология (уровень экосистем).

Популяция - это совокупность организмов одного вида, обменивающихся генетической информацией и населяющих определенное ограниченное пространство в течение многих поколений. Популяция характеризуется рядом признаков, присущих группе в целом, а не отдельным ее особям: численностью, плотностью, рождаемостью, смертностью, возрастной структурой, распределением в пространстве, биотическим потенциалом и т.д.

Численность – число особей в популяции, которое зависит от биологического потенциала вида и внешних условий и может значительно изменяться во времени.

Плотность – число особей, приходящееся на единицу площади или объема. Оптимальная плотность – это такой уровень плотности, при котором совмещается рациональное использование территории и осуществление внутрипопуляционных функций. Поддержание оптимальной плотности - сложный процесс биологического регулирования, основанный на принципе обратной связи.

^ Половая структура популяции – соотношение особей женского и мужского пола в популяции, тесно связанное с ее генетической и возрастной структурой.

Возрастная структура популяции – соотношение в популяции особей разных возрастных групп. Темпы роста популяции определяются долей половозрелых особей в ней. Если процент неполовозрелых высок – это говорит о потенциальном увеличении численности популяции.

^ Генетическая структура популяции – соотношение в популяциях различных генов. Она отражает богатство генофонда популяции (совокупность генов всех особей популяции), который определяет общие видовые свойства, а так же особенности, возникшие в порядке приспособления популяции к определенным условиям среды.

^ Пространственная структура популяции – это распределение особей в пределах ареала, зависящее от особенностей организмов и среды их обитания. Оно может быть равномерным (характеризуется равным удалением особей друг от друга), диффузным (особи распределяются по территории случайно) или мозаичным (особи распределяются группировками, на определенном расстоянии друг от друга).

Рождаемость – число новых особей, появившихся в популяции за единицу времени в результате размножения.

Смертность – число особей, погибших в популяции за единицу времени от всех причин.

^ Скорость роста популяции – изменение численности популяции в единицу времени. При отсутствии лимитирующих факторов среды удельная скорость роста (отношение скорости роста популяции к исходной численности) называется биотическим потенциалом. В природе под действием лимитирующих факторов, представляющих собой так называемое сопротивление среды, биотический потенциал никогда не реализуется полностью, составляя разницу между рождаемостью и смертностью в популяции.


^ Кривые роста численности популяций




Кривая 1 (J – образная) отражает экспоненциальный рост численности популяции, который возможен, пока биотический потенциал реализуется полностью.

Кривая 2 (S – образная) отражает логистический рост численности популяции, темпы которого снижаются с увеличением плотности популяции.

Выживаемость – это число особей, сохранившееся в популяции за определенный промежуток времени.

^ Кривые выживания





Кривая 1 свойственна организмам, смертность которых в течении жизни мала, но резко возрастает в конце жизни (поденки, слоны, человек). Кривая 2 характерна для видов, у которых смертность примерно постоянна в течение всей жизни (птицы, рептилии). Кривая 3 отражает массовую гибель особей в начальный период жизни (рыбы, растения).

Эволюционно в популяциях сложился комплекс свойств, направленных на повышение выживаемости – экологические стратегии выживания, разнообразие которых заключено между двумя типами стратегий:

r–стратегия – особи в популяции размножаются быстро (высокая плодовитость, быстрая смена поколений), они менее конкурентоспособны, скорость размножения не зависит от плотности популяции (J–образная кривая), расселяются широко и быстро, малые размеры особей, малая продолжительность жизни (бактерии, тли, однолетние растения).

К–стратегия – популяция состоит из медленно размножающихся, но более конкурентоспособных особей, скорость роста популяции зависит от ее плотности (S–образная кривая), расселяются медленно, населяют стабильные местообитания, имеют крупные размеры и большую продолжительность жизни (человекообразные приматы, деревья).

Между этими крайними стратегиями существует множество переходных форм. Популяции, как и другие живые системы, способны к гомеостазу – т.е. поддержанию динамического постоянства численности под воздействием ряда факторов среды и за счет саморегуляции своей численности.

^ Гомеостаз – это способность популяции или экосистемы поддерживать устойчивое динамическое равновесие в изменяющихся условиях среды. В его основе лежит принцип обратной связи, обусловливающей поддержание гомеостаза за счет механизмов саморегуляции. Эту закономерность можно сформулировать следующим образом: в конкретных условиях для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции (так называемый принцип Олли).

Схемы различных по открытости систем

Пример: Химическая система

1. Открытая

2. Замкнутая

3. Изолированная




По своему происхождению экосистемы могут быть естественными (природными) – например, лес, озеро, луг и т.д., - и искусственными (антропогенными) – например, пашня, водохранилище, сад и др. Экосистемы могут быть наземными и водными. Крупные наземные экосистемы, приуроченные к однородным природно-климатическим зонам, называются биомами (тундра, тайга, степь, пустыня). Водные экосистемы подразделяются на морские и пресноводные, а последние еще и на стоячие (озерные) и проточные (речные) экосистемы.




Для любой естественной экосистемы характерны три признака:

1) она представляет собой совокупность функционально связанных живых и неживых компонентов;

2) она сохраняет устойчивость в течение некоторого времени, что обеспечивается определенной структурой ее биотических и абиотических компонентов

3) в ее рамках осуществляется круговорот веществ, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие.

Антропогенные природно-технические системы (ПТС) должны представлять собой образования, в которых устойчивое и экологически безопасное взаимодействие между природной средой и «погруженным в нее» техническим объектом происходит за счет обмена веществом, энергией и информацией в некотором диапазоне допустимых воздействий, регулируемых человеком.

Любая естественная экосистема способна к саморегулированию: в экосистеме во времени и в пространстве поддерживаются основные параметры. При этом она находится в состоянии динамического равновесия.

Способность экосистемы сохранять свою структуру и функции при воздействии внешних и внутренних факторов, называют стабильностью экосистемы.

Структура системы – инвариантная во времени фиксация связей между элементами системы. Может быть формализована математическим понятием «граф».

^ Сложные системы – системы, включающие в себя в качестве хотя бы одной подсистемы решающую систему (поведению которой присущ акт решения).

Экологическая ниша – совокупность характеристик, показывающих положение вида в экосистеме; место вида в природе (Б.М. Миркин, Н.Ф. Реймерс).

^ Круговорот веществ – упрощение модели циркуляции основных химических элементов и веществ в оболочках планеты по характерным замкнутым путям.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое и повторяющееся отношение между явлениями. Различают законы природы, законы науки, законы функционирования (связь в пространстве, структура системы), развития (связь со временем), динамические, статические.

Концепция – основная точка зрения, понимания, трактовки какого-либо явления, процесса.

^ Принцип – основное исходное положение какой-либо теории («главный» закон).

Правило – положение, в котором отображена какая-либо закономерность, постоянное соотношение или последовательность каких-нибудь разрешающих (или запрещающих) действий.

patriotizm-istoriya-velikoj-pobedi-i-osnova-budushego-uspeha-strani-centr-socialno-konservativnoj-politiki-gazetnij-per-d-3-5-str-1-stranica-3.html
patriotizm.html
patrisiya-kori-kosmos-dushi-zov-k-probuzhdeniyu-chelovechestva-stranica-11.html
patronat-trbieshilerge-berilgen-balani-balalardi-asirap-baua-ashalaj-arazhat-tleud-taajindau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
patrul-trezvosti-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
pattern-interpreter-e-gamma-r-helm-r-dzhonson-dzh-vlissides.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-utverzhdayu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-istoricheskaya-tema-v-zhivopisi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovanie-zakritoe-administrativno-territorialnoe-obrazovanie-zheleznogorsk-krasnoyarskogo-kraya-sovet-deputatov-zato-g-zheleznogorsk-postanovlenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-andreev-stranica-28.html
  • literature.bystrickaya.ru/diskussiya-i-m-kaspe-aspirantka-rggu-konflikt-uchitelej.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-internet-kursov-intuit-intuit-189-vvedenie-v-informatiku.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kam-dhe-jam-na-osnovu-chlana-stav-zakona-o-osnovnom-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni-glasnik-sr-srbie-bro.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iii-procedural-contrasts-in-comparative-perspective-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anglijskij-yazik-kurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-k-pervomu-izdaniyu-17.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-ya-zhivu-v-rossii-avtor-vospitatel-detskogo-doma-volzhskij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poslednie-posetiteli-bunkera-krah-nacistskoj-imperii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shulc-d-p-shulc-e-s.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-27-fevralya-2008-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelnie-materiali-perechen-zhurnalov-i-izdanij-v-kotorih-dolzhni-bit-opublikovani-rezultati-dissertacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bankovskij-krizis-v-rossii-globalnij-proekt-razvitiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-obsledovaniyu-predpriyatij-.html
  • lesson.bystrickaya.ru/substantivnie-opredeleniya-v-povesti-paustovskogo-o-zhizni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-kratkie-svedeniya-ob-istorii-shkoli-po-materialam-muzeya-istorii-shkoli-105.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritie-voprosi-izdatelskaya-programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-300-letiya-sankt-peterburga.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervie-shagi-s-unix-glava-dlya-nachinayushih-tehnika-setevih-atak.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovremennogo-estestvoznaniya-alhimiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabotavipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-20092010-uchebnij-god.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-2050-strategiyasi-bolashati-zharin-damu-zholdari.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-kaf-svchikr-po-rezultatam-deyatelnosti-v-2008-g-kolichestvo.html
  • crib.bystrickaya.ru/kareliya-bibliotechnaya-associaciya-respubliki-kareliya-bibliotechnij-vestnik-karelii-vipusk-1-9-2-6-biblioteki-karelii-v-2005godu-petrozavodsk-2006-stranica-22.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vi-kofejnij-korol-evgenij-nekrasov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protiv-metoda-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hristianstvo-stol-znachitelno-dlya-sovremennogo-cheloveka-ne-tolko-potomu-chto-eto-mirovaya-religiya-no-i-potomu-chto-v-techenie-dvuh-tisyach-let-ono-igralo-ogrom-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-gigiena-i-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastyu-svoi-glaza-na-koncerte-svoi-ushi-i-chto-udivitelno-tak-eto-to-nejrolingvisticheskoe-rogrammirovanie-podborka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-obrazovanie-socialnaya-rabota-aktualnie-i-prioritetnie-napravleniya-issledovanij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-chteniya-v-4-m-klasse-k-paustovskij-korzina-s-elovimi-shishkami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-podgotovka-plovcov-k-sorevnovaniyam.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.