.RU

Официально-деловой стиль (10 ч.) - Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання



^ Официально-деловой стиль (10 ч.)

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

^ Официально-деловой стиль: сфера применения, функции, стилевые черты

Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер (повторение, углубление)


Основные нормы стиля и ошибки, возникающие в результате их наруше­ния


^ Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля

Лексические особенности делового стиля


Морфологические нормы делового стиля

Синтаксические нормы делового стиля


Структура официально-деловых текстов разных жанров (углубление, изучение): заявление, доверенность, автобиография, расписка, протокол, отчет о проделанной работе, деловые письма разных видов

^ Виды работ:

Слушание

слушание-понимание текстов официально-делового стиля (автобиография, отчет о проделанной работе, деловое письмо)

Чтение

Чтение-понимание текстов официально-делового стиля (Закон о языке, документы о развитии системы образова­ния в стране, отчёты о про­деланной работе)


Говорение

Лингвистический анализ и редактирование текстов делового стиля.


Деловая беседа по телефону

Письмо

Списывание с элементами редактирования и стилисти­ческой правки (заявление, автобиография, деловое письмо, отчет).


отчет о проделанной работе


Ученик

  • знает сферу применения и функции, стилевые черты официально-делового стиля

  • знает основные признаки официально-делового стиля




  • соблюдает нормы официально-делового стиля, находит ошибки, связанные с нарушением официально-делового стиля и устраняет их



- знает лексические особенности делового стиля: речевые формулы, шаблоны, термины, кан­целярские значения, использует их при создании текстов официально-делового стиля


- владеет морфологическими нормами делового стиля

- использует при создании текстов официально-делового стиля отглагольные существительные и производные предлоги, существительные мужского рода для названия лиц женского пола по профессии и званию


- владеет синтаксическими нормами делового стиля: регламентированность и клишированность, стандартизация синтак­сических единиц и грамматической структуры словосочетания, словоформы, сокращения, , простые предложения, рубрикация просто­го предложения, согласование подлежащего со сказуемым, осложнение однородными членами, причаст­ными и деепричастными оборотами, прямой порядок слов


  • владеет основными жанрами устной и письменной публицистической речи, знает их структуру




  • определяет стиль воспринимаемого на слух текста

  • называет стилевые черты и под­тверждает своё мнение примерами из тек­ста

  • определяет особенности текста официально-делового стиля

  • понимает содержание воспринимаемого на слух текста официально-делового стиля




  • определяет стилевые черты и обосновывает свое мнение, используя элементы стилистического анализа текста

- находит в тексте характерные языковые особенности официально-делового стиля, обосновывает их семантико-стилистическую роль


  • анализирует форму и содержание текста делового характера, обнаруживает нарушения композиционной формы, анализирует содержание

  • обнаруживает в тексте отклонения от нормы, определяет их вид и устраняет недочеты

  • делает стилистический анализ официально-делового текста по плану

  • оценивает устные и письменные высказывания/тексты делового стиля с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач (по плану)




  • ориентируется в условиях общения, пра­вильно выбирает стиль и речевое поведе­ние, отбирает необходимые для офици­альной беседы формулы речевого этикета

  • корректно предлагает, настаивает, исполь­зуя вместо категоричных менее категорич­ные формы выражения приказа или прось­бы

- уместно и правильно использует языковые средства официально-делового стиля, точно и однозначно выражает свои мысли


  • трансформирует тексты других стилей в текст официально-делового стиля, устраняет ошибки, связанные с нарушением норм стиля

- обнаруживает в предложении или тексте нарушение норм официально-делового стиля, определяет вид стилистической ошибки, устраняет её


  • создаёт текст официально-делового стиля в жанре отчёта о проделанной работе, совершенствует написанное

^ Разговорный стиль (6 ч.)

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

^ Разговорный стиль: сфера применения, функции, сти­левые черты (повторение и углубление знаний). Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Разграничение понятий разговорный стиль и устная речь.


Фонетические, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорного стиля

Фонетические особенности разговорного стиля. Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Ук­раине


Лексические особенности разговорного стиля


Словообразовательные особенности разговорного стиля


Синтаксические особенности разговорного стиля

Жанры устной речи: устная разговорная речь, беседа, диалог, телефонный разговор.

^ Виды работ

Слушание

Слушание-понимание тек­стов художественного сти­ля, содержащих фрагмен­ты, которые соответствуют разговорному стилю (объ­ём текста – 1000-1100 слов; время звучания – 9-10 минут)

Чтение

Чтение-понимание (молча и вслух) текстов художественного стиля, содержащих фрагменты, которые соответствуют разговорному стилю.


Говорение

Лингвистический анализ текстов, содержащих элемента разговорного стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов разговорного стиля с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач (по плану)


составление высказывания в разговорном стиле о фильме, передаче, спектакле


составление диалога на заданную этикетную или информационную тему с использованием языковых средств разговорного стиля

Письмо

Записка, письмо, дружеское послание.

Ученик

- знает характерные особенности и основные признаки разговорного стиля

  • находит в тексте стиля стилеобразующие языковые средства разговорного стиля

  • соблюдает нормы разговорного стиля




  • знает фонетические особенности разговорного стиля: быстрый темп, неотчетливое произнесение согласных, редукция гласных звуков

  • соблюдает основные произносительные нормы




  • называет лексические особенности разговорного стиля: использование разговорной лексики, фразеологизмов

  • обогащает свой лексикон фразеологизмами




  • распознает словообразовательные особенности разговорного стиля: использование суффиксов субъективной оценки и суффиксов, придающих словам разговорный характер (подкидыш, хлопотун, толстяк)




  • знает синтаксические особенности разговорного стиля: преобладание диалога, простых предложений, неполных предложений, односоставных предложений, бессоюзных и сложносочиненных предложений, использование экспрессивных обращений, междометий, вводных слов, повторов, риторических вопросов, инверсии




  • владеет основными жанрами разговорного стиля




  • определяет типовую ситуацию, стилевые черты фрагмента текста

  • отмечает вариативность нормы разговорного стиля

  • анализирует богатство интонационного оформления разговорной речи

  • указывает характерные для разговорной речи языковые средства




  • находит в художественном тексте фрагменты разговорной речи, определяет роль в раскрытии авторского замысла

  • отмечает характерные языковые особен­ности разговорной речи

  • понимает речь персонажей в художествен­ном тексте как средство речевой характе­ристики и на этой основе делает предпо­ложение о качествах личности персонажа




  • делает стилистический анализ высказывания разговорного стиля по плану

  • обнаруживает отклонения от нормы, определяет их вид и устраняет недочеты

  • передаёт содержание услышанного




  • выбирает актуальную тему, находящуюся в области общих с партнёром интересов

  • отбирает языковые средства с учётом ситуации, целей общения




  • соблюдает правила общения и нормы раз­говорного литературного языка

  • понимает значимость положительных ка­честв личности для установления и под­держания коммуникативного контакта и учитывает это в общении

  • определяет коммуникатив­ную стратегию и тактику речевого поведения

  • отбирает языковые средства с учётом ситуации, целей общения

  • владеет разными коммуникативными ко­дами как основой адекватного, успешного речевого поведения (лингвистическими способами выражения вежливо­сти, речевыми действиями в потенциально конфликтных ситуациях)




  • совершенствует написанное и делает стилистическую правку собственного текста

^ Художественный стиль (12 ч.)

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

^ Художественный стиль как особый функ­циональный стиль (повторение, углубление знаний). Функция эстетического, эмоционально-образ­но­го воздействия на читателя и коммуникативная функция. Основные признаки художественной речи: использование элементов всех функциональных стилей, образность. Сфера применения.

Лексические особенности художественного стиля


Синтаксические средства художественного стиля


Жанры художественного стиля


^ Виды работ

Слушание

Слушание-понимание художественных текстов (объём текста – 900-1000 слов; вре­мя звучания – 9-10 минут).

Особенности слушания художественного текста в зависимости от цели.

Чтение

Чтение-понимание (молча и вслух) текстов художествен­ного стиля


Говорение

Лингвистический анализ текста художественного произведения – прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы) по заданной схеме.


Диалог (обмен мнениями), включающий реплики с эле­ментами художественного стиля и т. д.

Письмо

Творческое изложение текста художественного стиля с продолжением

(выражением своего отношения к событи­ям, героям, их поступкам)

Сочинения-миниатюры с элементами описания природы, местно­сти, обстановки, внешности, трансформирование высказываний в разных стили речи



Ученик

- знает характерные особенности художественного стиля

  • находит в тексте художественного стиля стилеобразующие языковые средства

  • соблюдает нормы художественного стиля



  • распознает лексические особенности художественного стиля: широкое использование элементов разговорного стиля (просторечная лексика, фразеологические обороты, диалектизмы и т. д.), изобразительно-выра­зительных средств

  • знает и использует в своей речи тропы (эпитет, сравнение, метафора, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза).

  • использует синонимию как источник художественной выразительности




  • распознает синтаксические средства художественной выразительности: многосоюзие и бессоюзие, инверсию, умолчание, использует их при создании собственного речевого высказывания




  • владеет основными жанрами художественного стиля



  • устанавливает стилевые черты художест­венных текстов и обосновывает своё мне­ние

  • определяет тему, основную мысль, подтекстовую информацию

  • находит средства создания выразительно­сти речи




  • разграничивает содержательно-фактуальную и подтекстовую информацию

  • определяет стилевые черты и качества ре­чи, поясняет, благодаря использованию каких языковых средств и элементов со­держания они сформировались

  • находит средства создания выразительно­сти речи и аргументирует уместность их употребления

  • обосновывает подчинённость выбора язы­ковых средств и элементов содержания раскрытию замысла

  • использует приёмы толкования лексиче­ского значения и лингвистический коммен­тарий как средство проникновения в смы­словые пласты художественного текста


- производит лингвистический анализ текста художественного произведения по заданной схеме.

  • обнаруживает отклонения от нормы, определяет их вид и устраняет недочеты




  • использует в репликах элементы художе­ственного описания (природы, внешности, обстановки, местности) как средство создания тона восприятия предмета речи

  • убедительно и эмоционально раскрывает основную мысль


- создаёт текст на основе данного, макси­мально сохраняя авторские языковые средства

  • выражает своё отношение к предмету речи (событиям, персонажам, их поступкам) с помощью языковых средств художествен­ного стиля




  • владеет культурой работы над письменным текстом: составление набросков, черновых записей, редактирование текста, составление окон­чательного текста

- составляет письменное высказывание в художественном стиле с элементами описания природы, местно­сти, обстановки, внешности и трансформирует его, используя в соответствии с избранной коммуникативной ситуацией средства других стилей


^ Межпредметные связи: особенности текстов разных стилей, жанров (история, литература, художественная культура, география и др.)

ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (1 ч.)


11 класс

Стилистика

Культура речи

70 часов (60 учебных + 6 контрольных + 4 резервных) – 2 часа в неделю

^ Стилистика и культура речи как науки о языке (16 ч.)

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Стилистика и культура речи как особые разделы языкознания (повторение, углубление знаний).

Вклад отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие наук (ознакомление)


Речь хорошая и правильная.

Коммуникативная целесообразность как основной критерий хорошей речи. Основные качества хорошей речи: целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность, последовательность, образность, выразительность.


Соответствие нормам литературного языка как основной критерий правильной речи. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические), нормы русского литературного языка (повторение, углубление).


^ Орфоэпические нормы. Нормы произношения. Ударение в русском языке. Процессы в области произношения и ударения. Сходства и различия фонетической системы украинского и русского языков.

Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Интонационные особенности русской речи. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.


^ Морфологические нормы (повторение, углубление). Род несклоняемых существительных, род названий лиц женского пола по профессии, должности; различие предлогов на – с, в – из при разграничении места; употребление предлогов с существительными; (множество народа собралось на площади).

^ Синтаксические нормы: ошибки при использовании сопоставительных союзов, нарушение связи между однородными членами предложения и обобщающим словом; ошибки в сложном предложении (неправильное употребление союзов, неправильный порядок слов, смешение прямой и косвенной речи).


^ Стилистическая ошибка (речевой недочет).

Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития


Виды работ:

Слушание

Слушание-понимание текстов разных стилей

Чтение

чтение-понимание (молча и вслух) текстов разных стилей


Говорение

составление высказывания о проблемах экологии русского языка в разных стилях

комментарий и редактирование высказываний о проблемах экологии русского языка


Письмо

редактирование текста;


сочинение-рассуждение о проблеме экологии русского языка

Ученик

  • определяет предмет и задачи стили­стики и культуры речи, знает основные разделы культуры речи



  • разграничивает понятия правильная речь и хорошая речь

  • знает основные признаки хорошей речи, находит их в текстах и устных высказываниях разных стилей речи

- отмечает нарушения качеств хорошей и правильной речи в устных высказываниях и письменных работах одноклассников и в своих работах, исправляет недочеты


  • определяет основные признаки правильной речи

  • классифицирует виды норм современного русского литературного языка

  • использует справочные пособия, фиксирующие нормы русского литературного языка


- соблюдает нормы произношения

- обнаруживает в речи нарушения норм произношения и исправляет их

- соблюдает орфоэпические нормы

- обнаруживает в речи орфоэпические ошибки и исправляет их

  • умеет пользоваться орфоэпическим словарем


- знает и владеет основными элементами интонации, понимает их функцию

- оценивает речь по критериям выразительности



  • правильно определяет род несклоняемых существительных, род названий лиц женского пола по профессии, должности; употребляет предлоги с существительными; согласует в числе подлежащее, выраженное словосочетанием, со сказуемым обнаруживает морфологические ошибки и исправляет их


- правильно использует в речи сопоставительные союзы, связывает однородные члены предложения с обобщающим словом, правильно строит прямую речь и передает ее в форме косвенной речи, обнаруживает синтаксические ошибки в своей и чужой речи, исправляет их

- классифицирует виды речевых ошибок, обнаруживает речевые недочеты в чужой и своей речи и устраняет их


- понимает содержание и смысл прослушан­ного текста

- определяет стилистически окрашенные языковые средства, обосновывает умест­ность их употребления

  • обосновывает соответствие речи нормам литературного языка

  • знает основные признаки хорошей речи, находит их в текстах и устных высказываниях разных стилей речи

- отмечает нарушения качеств хорошей и правильной речи в устных высказываниях одноклассников, исправляет недочеты


  • интонационно, вербально и невербально выражает свое отношение к прочитанному

  • определяет стиль прочитанного текста

  • замечает языковые средства с эмоционально-экспрессивной и функционально-стилевой окрашенностью,

называет способ появления её в слове

  • знает основные признаки хорошей и правильной речи, находит их в текстах разных стилей речи




  • составляет высказывание с учетом ситуации общения с привлечением невербальных средств общения

  • строит высказывание в соответствии с требованиями к хорошей и правильной речи




  • находит признаки правильной и хорошей речи в высказываниях товарищей, обнаруживает в речи недочеты и исправляет их




  • отмечает нарушения качеств хорошей и правильной речи, исправляет недочеты




  • составляет высказывания в разных стилях

  • отмечает нарушения качеств хорошей и правильной речи в письменных работах, исправляет недочеты




organizaciya-kaznachejskoj-sistemi-ispolneniya-byudzheta-chast-6.html
organizaciya-kollektivnogo-tvorchestva-detej-doshkolnogo-vozrasta-metodicheskie-rekomendacii.html
organizaciya-komercheskoj-deyatelnosti.html
organizaciya-kommercheskoj-deyatelnosti-v-sfere-avtomobilnih-gruzoperevozok.html
organizaciya-kompyuternogo-testirovaniya-s-ispolzovaniem-internet-tehnologij.html
organizaciya-kontrolya-i-nadzora-v-sfere-dolevogo-stroitelstva-na-territorii-arhangelskoj-oblasti-hod-ispolneniya-plan-grafika-meropriyatij-napravlennih-na-zavershenie-stroitelstva-problemnih-obektov.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolonkovoe-burenie-3-grskv-komplekt-konkursnoj-dokumentacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-centra-ved-yuutpp-na-maj-dekabr-2011-g-sroki-i-mesto-provedeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predostavleniya-svedenij-o-nachislennih-i-uplachennih-strahovih-vznosah-na-obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-i-strahovom-stazhe-zastrahovannogo-lica-i-raschetov-po-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-vide-sobesedovaniya-dlya-postupleniya-v-magistraturu-po-napravleniya-220700-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vuz-zdorovogo-obraza-zhizni-2010.html
  • credit.bystrickaya.ru/periodichnost-planovih-i-chastichnih-osmotrov-elementov-ipomeshenij-zdanij-pravila-i-normi-tehnicheskoj-ekspluatacii-zhilishnogo-fonda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nauchnie-revolyucii-v-istorii-nauki-smena-nauchnih-kartin-mira-r-k-merton-osnova-etosa-nauki-4-imperativa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-adyunktov-i-slushatelej-voennogo-universiteta-rf-voennih-psihologov-issledovatelej-i-prepodavatelej-voennoj-psihologii-voennij-universitet.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/the-argument-culture-essay-research-paper-in.html
  • report.bystrickaya.ru/i-obshie-polozheniya-45-rekomendacii-po-provedeniyu-nauchno-issledovatelskih-iziskatelskih-proektnih-i-proizvodstvennih.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-okazaniyu-pervoj-pomoshi-postradavshim-i-dejstviyam-v-ekstremalnih-situaciyah-prakticheskaya-chast-sostaviteli-n.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazovaya-koncepciya-avtomatizacii-predpriyatij-miks-informacionnij-byulleten-o-firme-04-yanvarya-1989g.html
  • school.bystrickaya.ru/4-razmeshenie-proizvodstvennogo-oborudovaniya-i-organizaciya-rabochih-mest-pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-07-97g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-menedzhment-na-temu-osnovnie-funkcii-upravleniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bolshaya-enciklopediya-massazha-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskih-lic-za-narusheniya-tamozhennih-pravil.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapadnova-n-l-zamestitel-predsedatelya-pravitelstva-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-po-voprosam-socialnoj-politiki-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshee-rassuzhdenie-o-prichinah-ozadachah-medicini.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-v-7-klasse-po-teme-bit-eto-ne-tolko-budni-no-i-prazdniki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-18-rassmotrenie-sporov-v-sudebnom-poryadke-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo.html
  • education.bystrickaya.ru/143povishenie-kvalifikacii-specialistov-sferi-kulturi-7-sohranenie-gosudarstvennaya-ohrana-populyarizaciya-i.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-finansovoj-deyatelnosti-voennih-uchrezhdenij-ministerstva-oboroni-rossijskoj-federacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-avtorskoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-prirodovedeniyu-a.html
  • shkola.bystrickaya.ru/perechen-programmnih-meropriyatij-administraciya-dubenskogo-municipalnogo-rajona-respubliki-mordoviya-postanovlenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-psihovegetativnij-vadim-moiseevich-blejher-inna-vadimovna-kruk-tolkovij-slovar-psihiatricheskih-terminov.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-v-sherba-glokaya-kuzdra-shteko-budlanula-bokra.html
  • student.bystrickaya.ru/114-transgumanizm-i-religiya-xxi-vek-bessmertie-ili-globalnaya-katastrofa.html
  • assessments.bystrickaya.ru/citata-cikade-rozn.html
  • student.bystrickaya.ru/11-ispolzovanie-zemelnih-resursov.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-4-vtorostepennie-chleni-predlozheniya-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik-dlya-specialnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/3poluchenie-otchetov-spravochniki-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ryad-metodov-privedennih-vishe-deti-mogut-osushestvit-samostoyatelno-i-pri-etom-individualno-a-nekotorie-iz-nih-v-gruppovoj-deyatelnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzyu-do-kak-fizicheskoe-obrazovanie-enciklopedicheskij-spravochnik.html
  • bystrickaya.ru/vasilij-yakemenko-predstavil-stiva-voznyaka-molodim-uchenim-iz-rossii-otchet-po-presse-28-noyabrya-30-noyabrya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/intencionalnost-i-prakticheskoe-dejstvie-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.