.RU

Очищение памяти и единство христиан в современном католическом учении


Очищение памяти и единство христиан

в современном католическом учении


Экуменизм неразрывно связан с работой над памятью и историей. Прочтение истории, очищение памяти, написание новой истории, примирение в воспоминаниях – все это необходимо для продвижения единства христиан. Но прежде чем определить место экуменизма во взаимодействии истории и памяти, не бесполезно будет обратиться к первому определению труда историка, которое дал Геродот в Прологе к своим Историям. Здесь могут обратить на себя внимание три элемента. Согласно этому знаменитому Прологу, труд историка наряду с «работой по сохранению памяти» заключает в себе борьбу с забвением. Но Геродот уточняет, что формальная цель его труда будет состоять в том, чтобы устанавливать «причины». Действительно, в то время как индивидуальная или коллективная память фиксируется прежде всего в некоем повествовании, то история является прежде всего сбором информации, расследованием - в этимологическом смысле слова historiai - исследованием о причинах. С другой стороны, надо отметить, что Геродот не хочет быть выразителем мнений и интересов только греческой партии, напротив, он заявляет, что будет рассуждать о всех людях, «как греках, так и варварах». Память, будь то память индивида или народа, всегда субъективна, в то время как история предполагает некоторое смещение центра восприятия, некую объективность, которая дает возможность избегать своей особенной, частной, точки зрения.


В этих трех элементах - в отношении к забвению, в исследовании причин и в поиске объективности, возвышающейся над интересами партии - труд историка странным образом оказывается похожим на труд экумениста. В данном докладе мы хотели бы проследить, во-первых, какова современная эволюция отношений между историей и исторической памятью. Во-вторых, рассматривая тему «очищения исторической памяти», мы обратим внимание на то, что разделение между историей и памятью было органически присуще экуменизму, которому положил начало Второй Ватиканский собор. В-третьих, мы попытаемся показать, каким образом возможна встреча истории с памятью в рамках богословского диалога.


  1. ^ Современная эволюция отношений между исторической памятью и историей: от истории, предмета памяти, к памяти, предмету истории


Отношения между историей и памятью значительно изменились в конце XX-ого века до такой степени, что стали противоположно иными: в то время как история до недавнего времени была частью коллективной памяти, теперь именно память стала предметом истории. Во Франции эта эволюция дала повод к возникновению обширной литературы, как представителей так называемой «новой истории», таких, как Пьер Нора (Pierre Nora) или Жак Ле Гофф (Jacques le Goff), так и философов, таких, как Поль Рикёр (Paul Ricoeur) или Кристоф Помиан (Krysztof Pomian). Мы хотели бы подвести итог основным результатам размышлений первой из этих двух групп.


^ 1. «Конец истории-памяти»


Эволюция отношений между историей и памятью, по большей части, была вызвана тем, что все большее место стала занимать тема «коллективной памяти» и ее оттенки: культ «воспоминания», требование некоего «долга памяти». Пьер Нора в своих «Местах памяти» (Lieux de mémoires) замечает, что память и история практически смешались: история развивалась по образу «воспоминания, анамнезы и запоминания», она была коллективной памятью группы. Однако вся эволюция современного мира, частично под давлением средств массовой информации, способствовала возникновению огромного числа коллективных воспоминаний. Таким образом, память отделилась от истории. Нора провозглашает, таким образом, конец точного соответствия между памятью и историей, конец «истории-памяти».


^ 2. «Память, заложница истории»


В то же самое время, этот «конец истории-памяти» сопровождается другим явлением: память является «заложницей истории». Действительно, так называемая «новая история» старается создать научную историю, базируясь на коллективной памяти. Это, таким образом, способствует «революции памяти». Жак Ле Гофф в своей "Истории и памяти" замечает, что большая часть современников предпочитает память, которая более подлинна, более «истинна», истории, которая искусственна и состоит главным образом из манипуляции памятью. В самом деле, признает Ле Гофф, «история есть приведение в порядок прошлого, зависящее от социальных, идеологических, политических структур, в которых живут и работают историки». Но в действительности, для Ле Гоффа именно история находится в долгу у памяти: «Память есть первичное вещество (сырьё) истории», однако «чересчур предпочитать память означает погружаться в неукротимый поток времени».


Эту эволюцию отношений между историей и памятью, о которой двадцать лет назад заявили Нора и Ле Гофф, хорошо резюмирует Кристоф Помиан в своей недавней статье, под названием «От истории, части памяти, к памяти, предмету истории». Помиан доказывает как «в XX-ом веке поворот в отношениях между историей и памятью делает вторую предметом первой» под влиянием новой революции средств массовой информации, подобной той, которая в свое время была вызвана изобретением книгопечатания. Здесь, однако, стоит процитировать Поля Рикёра, который в своей последней книге «Память, история и забвение» объявляет ничью в борьбе между двумя конкурирующими стремлениями истории и памяти: «С одной стороны, претензия истории низвести память на уровень одного из своих предметов, с другой стороны, претензия коллективной памяти к тому, чтобы подчинить себе историю при помощи таких злоупотреблений памятью, которые могут стать воспоминаниями, навязанными политической властью или какими-либо группами давления».


^ II. Экуменизм и память, очищение памяти и единство христиан в учении соборов и римских понтификов (1963-2006)


Затронула ли эта эволюция отношений между историей и памятью также католические принципы экуменизма? Вот вопрос, на который мы хотели бы попытаться ответить во второй части доклада, проанализировав учение римских понтификов об «очищении памяти».


A. Очищение памяти: «плод диалога любви»


^ 1. Павел VI: очищение памяти и взаимное прощение


Использование выражения «очищение памяти» напрямую связано с «диалогом любви», начатым между Католической и Православной Церковью в шестидесятые годы. Павел VI был первым папой, который обратился с просьбой о прощении, направленной как Богу, так и к современникам. В этой же перспективе и почти в таких же терминах Отцы Второго Ватиканского собора в декрете, касающемся межхристианского диалога, Unitatis Redintegratio, взаимно испросили прощения у всех «отделившихся братьев». Речь здесь идет о единственном тексте Второго Ватиканского собора, который открыто просит прощения. Годом позже, в 1965 г., эта просьба нашла конкретное приложение в акте, носящем официальное название «Совместное заявление папы Павла VI и патриарха Афинагора, выражающее их решение изгладить из памяти и из среды Церкви постановлений об отлучениях 1054 года». Термины «память» и «забвение» были использованы здесь в первый раз в отношении к разделению христиан. Но только десять лет спустя, 14 декабря 1975 г., выражение «очищение памяти» появляется в учении Католической Церкви, в приветственной речи папы Павла VI по поводу десятилетней годовщины снятия бывших анафем.


^ 2. Иоанн-Павел II: очищение памяти, составляющая «духовного экуменизма», распространено на все прошлое Церкви и человечества


В период понтификата Иоанна-Павла II выражение «очищение памяти» открыто будет соединяться с «диалогом любви», что позволит продвинуться вперед по пути «диалога правды».


Использованное впервые новым папой в 1979 г. в совместном с патриархом Константинопольским Димитрием I заявлении, полагающем начало богословского диалога, это выражение, приобретает, как кажется, определительное дополнение: «очищение коллективной памяти». Это обращение к «очищению памяти» как к результату диалога любви находит конкретное применение в 2000 г., когда в своей речи, обращенной архиепископу Афинскому Христодулу, папа связывает это выражение «очищение памяти» со своим известным испрашиванием прощения - шагом, который подобен шагу 1965 г., но на этот раз он был сделан лишь одной стороной.


Термин «очищение памяти», возникший в рамках экуменического диалога, в дальнейшем будет применяться все более и более широко ко всей истории Церкви в рамках празднования Великого юбилея 2000 г. Это применение в широком смысле выражено в Апостольском послании Novo Millenio Inneunte, который связывает данную тему с более общей темой очищения Церкви, развитой в Апостольской конституции Lumen Gentium 8. Это выражение имеет теперь почти универсальное применение и обращается и ко все более и более разнообразным группам. Из порядка двенадцати случаев его применения, упомянем в особенности тот, который касался отношений между украинцами и поляками и имел место в июне 2001 г. на Украине, во время беатификации архиепископа Йозефа Бильчевского (Jôzef Bilczewski) и отца Зигмунда Горадовского (Zygmunt Goradowski).


^ B. Очищение памяти и истории: на пути к примирённой памяти


  1. Вместе писать историю: от «коллективной памяти» к «исторической памяти»


Однако, несмотря на то, что вопрос очищения памяти тесным образом связан с духовной жизнью, он становится все больше и больше связан с размышлением об исторической работе. Эта связь делает благоприятным переход от «диалога любви» к богословскому диалогу. С 1984 года, во время своего пасторского визита в Швейцарию, Иоанн-Павел II произносит речь, где впервые объединяется тема очищения памяти, - которая названа «главным элементом в экуменическом прогрессе», - с темой исторического исследования. И в самом деле, очищение памяти позволяет не только по-новому взглянуть на историю, но и понять общую историю: «Возможно, наступит день, и я надеюсь скоро, говорит Иоанн-Павел II, когда католики и реформаты […] будут способны вместе написать историю этой смутной и сложной эпохи с той объективностью, которую дает глубокая братская любовь. ». Другим знаком растущей связи между историей и памятью является энциклика 1995 года Ut Unum Sint, которая углубляет эту тему очищения памяти и впервые называет ее не «коллективной», а «исторической».


^ 2. Новый взгляд на историю, первый шаг на пути к «примирённой памяти»


Постепенно, новый взгляд на историю рассматривается не как процесс забвения, но как принятия того, что можно было бы назвать «примирительным разнообразием». Так, в своем послании по поводу всемирного Дня мира 1 января 1997 года, Иоанн-Павел II, в разрез тексту 1965 года, который провозглашал «забвение» анафем, объясняет, что «Речь не идет о забвении того, что случилось, но о том, чтобы посмотреть на это с новыми чувствами». Для этого, объясняет Иоанн-Павел II, «необходимо научиться понимать историю других народов, (…) стараясь понять точку зрения тех, кто принадлежит к этим народам». Итак, очищение памяти – это не забвение, но принятие разнообразия памятей.


Ссылаясь на это послание, Иоанн-Павел II, в своем «Послании по поводу столетней годовщины со дня кончины Льва XIII» от 28 октября 2003, частично посвященном историческому исследованию, углубляет свое размышление по поводу отношений между памятью и историей. Прежде всякого экуменического стремления, именно строгость исторического знания должна способствовать «очищению памяти». Только объективное разъяснение прошлого, в частности исторического контекста, может способствовать этому очищению. Та же идея очищения памяти через научное исследование появляется в другом месте, а именно в речи Иоанна-Павла II от 2004 перед представителями университета г. Ополь : «Создавая возможности для развития гуманитарных наук, объясняет папа, Университет может помочь в очищении памяти, которая не забывает неправости и ошибки, но которая помогла бы простить и испросить прощение, а затем открыть для истины душу и сердце (…)».

Эти отношения между памятью, историей и примирением были затронуты международной богословской комиссией в документе 1999 года, который называется Память и Примирение. Церковь и ошибки прошлого предлагает размышление по поводу «очищения памяти» с точки зрения библейских, догматических и этических позиций. В главе «Суждение историческое и суждение богословское» этот документ предлагает, заимствуя из Истина и метод Гадамера, три момента корректной интерпретации прошлого, принимая во внимание сложность отношений между субъектом интерпретирующим и объектом интерпретируемым.


Этот обзор основных папских выступлений по поводу очищения памяти показывает, что, прежде чем быть отнесенной к совокупности истории Церкви и истории человечества, эта тема берет свое начало в вопросе единства христиан. Будучи составной частью «диалога любви», «духовного экуменизма», этот новый взгляд на историю постепенно стал неотъемлемой частью «диалога истины», богословского диалога: таким образом, речь идет не столько о том, «чтобы изгладить из памяти и среды Церкви», как об этом говорит декларация 1965, сколько интегрировать различные памяти в общую историю. Следуя этому, отношения между памятью и историей претерпевают, с точки зрения вопроса единства христиан, ту же самую эволюцию, которую мы описывали в нашей первой части: история, ранее допускавшая соперничающие памяти, должна отныне интегрировать примирённые памяти.


III. На пути к новой истории, истоки и плоды экуменизма


^ 1. Экуменическая история или экуменичность истории?


Каким образом история может стать источником и плодом экуменизма, это то, что мы хотели бы рассмотреть в этой третей части. До Второго Ватиканского Собора, история была неким привилегированным местом апологетики между христианами, и в особенности в католической апологетики против протестантов и православных. С одной стороны, история служила для деятелей конфессиональных конфликтов в качестве оружия для того, чтобы показать древность, а значит авторитет их позиции, в силу библейских, патристических и соборных цитат. С другой стороны, история, которая была еще, по выражению П. Нора, «историей-памятью», позволила кристаллизировать идентичность различных групп, особенно малых, которые почерпнули из неё элементы самоопределения.


Все меняется только в конце 30-х годов XX столетия. Авторы, задействованные в экуменическом движении, смотрят по-новому на историю. Так, Ив Конгар выпускает в 1937 коллекцию Unam Sanctam, направленную на лучшее ознакомление католиков с «отделившимися Церквами». Коллекция, начатая под названием Chrétiens désunis, будет издавать А. С. Хомякова (1939). Работы Конгара заставляют по-новому смотреть на Лютера, который больше не рассматривается как ересиарх, но как автор, который был подвержен влиянию, как гуманизма, так и радикального августинизма. В диалоге с православными отец Ив Конгар будет настаивать на факторах не догматического порядка и будет развивать тему связи между схизмами. В более недавнее время богословские диалоги пришли к необходимости «исторического разворота», чтобы эволюционировать спорные вопросы прошлого. Можно цитировать мариологический анализ Англикано-Католической Комиссии, или современный анализ международной католико-православной Комиссии по поводу папского первенства в первом тысячелетии. В 1995, швейцарские католики и протестанты вместе написали «Экуменическую историю Швейцарии». Однако, такое предприятие, как и всякий консенсус, рискует смягчением существующих разногласий и затушевыванием напряженности конфликтов прошлого во имя насущной необходимости их преодолеть. «Экуменично корректная» история не слишком ясно понимает широту estrangement, о которой говорил Конгар.


^ 2. От истории Церкви к истории христианства


Можно ли говорить, что экуменическое движение сделало историографический поворот? На самом деле, умирили память и повлияли на экуменизм более всего эволюция методов в религиозной истории и обновление исторического знания. Сравнение двух классических во Франции книг с этой точки зрения характерно: История Церкви А. Флиша и В. Мартина, начатая в 1934 г., и История христианства, начатая в 1994, свидетельствуют о примечательном изменении в религиозной истории, что, впрочем, нам показывает сама смена названия книг. Первое изменение – это переход от истории Церкви к истории Церквей: тогда как История Церкви 1934 года подразумевала «Церковь католическую», История христианства же отводит много места православному христианству, византийскому и славянскому, Реформе и истории протестантизма. Другой аспект развития – это стремление к всеобщей истории. В то время как классические пособия по истории Церкви опираются главным образом на нормативные и официальные источники – священноначалие, каноническое право, История христианства интересуется внутренней жизнью общин, мыслителями данной эпохи, религиозной практикой верующих. Это развитие могло бы быть, впрочем, названо «секуляризацией» исторической науки. Даже если не брать в расчет экуменические намерения авторов, их исследования обязаны больше изменению исторического метода, нежели экуменическому стремлению. Оставляя богословам заботу писать историю спасения, историки избегают доктринальных оценок, ввиду методологии, а не экуменических настроений.


Заключение


В конце нашего анализа, мы можем сказать, что недавнее изменение отношений между историей и памятью связанно в высшей степени с вопросом единства христиан. В прошлом история была местом памяти соперничающих между собой христианских общин. «Очищение памяти», предпринятое в католической Церкви при помощи «духовного экуменизма», повлекло некое разграничение между историей и памятью. «Богословский экуменизм» в настоящее время выдвигает редакцию примеряющей истории различных памятей. Эта работа производиться с более тщательным разграничением работы историка и работы теолога. Но можно сказать, что именно исторический метод способствует не столько «экуменизму», сколько пониманию христианства в свой экуменичности, то есть в своей полноте.


Мы начинали этот анализ, цитируя Геродота, первого историка. Геродот определял свою работу как «работу памяти», и также как «расследование о причинах» - расследование, принимающее во внимание «как греков, так и варваров». Не подходит ли в точности такое определение, по аналогии, к работе прилежного историка по единству христиан? Открывать новые факты, искать причины, которые могут быть богословскими, не являясь догматическими, быть более дальнозоркими, чтобы примирить конфликтующие памяти: такова работа богословских межхристианских диалогов в будущем.




ogranicheniya-svobodi-virazheniya-mnenij-v-media-zakon-stranica-11.html
ogranichennaya-materialnaya-otvetstvennost-rabotnikov-eyo-vidi-polnaya-materialnaya-otvetstvennost-sluchai-eyo-nastupleniya-poryadok-vozmesheniya-rabotnikami-materialnogo-usherba-prichinyonnogo-predpriya-chast-4.html
ogranichennoj-otvetstvennostyu-.html
ogranichennost-teorii-dalnodejstviya-gipoteza-maksvella-vihrevoe-elektricheskoe-pole-tok-smesheniya-sistema-uravnenij-maksvella-dlya-elektromagnitnih-polej-v-in.html
ograzhdayushie-dambi-vtorichnogo-otstojnika-sejd-ozera-obogatitelnij-kompleks-anof-2-rekonstrukciya-hvostohranilisha.html
ogromkogovoritele-sleduet.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-nahodku-postavleno-medicinskoe-oborudovanie-na-17-mln-rublej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-strani.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vkachestve-osnovnogo-kriteriya-opredeleniya-tipa-yazika-gumboldt-beret-tezis-o-vzaimnom-pravilnom-i-energichnom-proniknovenii-zvukovoj-i-idejnoj-formi-drug-drugom.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhurnala-izvestiya-spbgetu-leti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-vokzal-term-1-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/ffhs-opublikovala-novij-rejting-futbolnih-komand-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstve-moskvi-po-rezultatam-publichnih-slushanij-po-proektu-aktualizirovannij-generalnij-plan-goroda-moskvi-na-period-do-2025-goda-stranica-16.html
  • education.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-i-sushnost-problem-reshaemih-programmoj-respublikanskaya-celevaya-programma-programma-energosberezheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-v-belokon-otv-redaktor-v-v-zhukov-n-v-izotova-a-i-narezhnij-a-t-ushak-a-m-yurkov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/resocializaciya-osuzhdennih-v-penitenciarnih-uchrezhdeniyah-frg-stranica-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agronerksptk-keshen-subektlern-arizdarin-kepldendru-men-satandiru-shebernde-subsidiyalau-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamukkale-turciya-odin-iz-lyubimih-russkimi-puteshestvennikami-ugolkov-dlya-otdiha-zemlya-roskoshnoj-prirodi-chistejshih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24yuridicheskie-administrativnie-i-tehnicheskie-ogranicheniya-programma-evropejskogo-soobshestva-traseka-dlya-stran-uchastnic.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-sejchas-pered-vami-polnij-avtorskij-tekst-knigi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-noyabrya-2008-g-09-00-po-moskovskomu-vremeni.html
  • thesis.bystrickaya.ru/processi-globalizacii-i-izmenenie-mesta-i-roli-nacionalnogo-gosudarstva-i-grazhdanskogo-obshestva-tochka-zreniya-m-kastelsa.html
  • letter.bystrickaya.ru/multimedijnij-uchebno-metodicheskij-komplekt-novogo-pokoleniya-umk-np-dlya-podgotovki-magistrov-i-aspirantov-po-napravleniyu-funkcionalnie-nanomateriali-dlya-energetiki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/terminologicheskij-slovar-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov-vseh-specialnostej-karaganda-2001.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-russkij-yazik-v-professionalnom-obshenii-dlya-vseh-specialnostej-moskva-2008.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-uspevaemosti-uchashihsya-1-10-h-klassov-za-2008-2009-uchebnij-god-otchet-podgotovlen-municipalnim-obsheobrazovatelnim-uchrezhdeniem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literaturno-hudozhestvennij-zhurnal-redakcionnij-sovet-elizaveta-danilova-mihail-lubockij-mihail-mullin-vladimir-vardugin-evgenij-grachyov-galina-murenina-saratov-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neastafeva-ya-a-vagramenko-akademiya-informatizacii-obrazovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrabotka-i-interpretaciya-rezultatov-prihozhan-a-m-tolstih-n-n-psihologiya-sirotstva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-mayakovskij-skazka-o-pete-tolstom-rebenke-i-o-sime-kotorij-tonkij.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-direktora-mou-gimnaziya-5-ob-ispolzovanii-sredstv-poluchennih-iz-federalnogo-byudzheta-po-kpmo-analiz-o-vipolnenii-osnovnih-etapov-programmi-razvitiya-gimnazii.html
  • tests.bystrickaya.ru/marketing-statistika-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebno-metodicheskij-kompleks-marketing-udk-bbk-m-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim-sovetom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/92-uchet-materialnih-zapasov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-uchet-v-kommercheskom-banke-uchebnoe-posobie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primer-2-glava-i-differenciaciya-obucheniya-informatike-.html
  • lesson.bystrickaya.ru/menedzhment-yaponii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poslanie-generalnogo-direktora-yunesko-g-na-koitiro-macuuri-po-sluchayu-mezhdunarodnogo-dnya-gramotnosti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ufimskaya-gosudarstvennaya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/itogi-shkolnogo-tura-olimpiadi-publichnij-doklad.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-zaigraevskij-rajon-respubliki-buryatiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.