.RU

Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI – XX вв


Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI – XX вв.

Будаев Н.М.



1. От автора
2. Рецензия на статьи издаваемые в вестнике КБИГИ
3. Историческая справка
4. Золотая Орда, Крымское ханство и Ногайская Орда
5. Казаки Северного Кавказа
6. Сведения о первоначальной территории Кабарды
7. Кочевники
8. Происхождение этнонима черкес
9. Северный Кавказ в X - XVIII вв.
10. Тюрки Северного Кавказа
11. Присоединение Кабарды к России
12. Исторический статус присоединения
13. Россия и Кабарда
14. Между двух империй
15. Кабарда в Кавказской войне
16. Присяга
17. Установление царской администрации и отмена крепостного права на Кавказе
18. Переселение в Турцию
19. Эволюция мнений
20. Присоединение Балкарии
21. 85 лет образования КБР
22. Зигзаги истории
Справка I
23. Комментарий к доносу
Справка II
24. Топонимы и гидронимы КБР
Литература и источники



Карачаевский научно-исследовательский институт
Западно - кавказский аналитический центр
Подготовлено историко-культурным обществом «Аланский Эрмитаж»
г. Черкеск 2007 г.

^ I

От автора

Эта книга является результатом исследований автора в области истории народов Центрального Кавказа в период позднего средневековья. Глобальность и масштабность событий именно этой эпохи определила дальнейшую судьбу многих народов, населявших указанную территорию. В данном исследовании важно то, что в нем осуществлена попытка, выявить пути миграции народов на территории Юга России.

На этнической карте мира вряд ли возможно найти этнос, который живет в рамках своих границ «от сотворения мира», ни с кем не смешиваясь. Все человечество находилось и находится в движении, следы которых обнаруживаются сегодня в языке, фольклоре, эпосе и, через два, три поколения многие забывают родной язык, но, однако помнят свою родословную из воспоминаний старших фамилии. Процесс ассимиляции, как правило, происходит тихо, и незаметно. В обозримый исторический период большая часть абазин, например стала черкесами и кабардинцами, многие татары стали русскими и.т.д.

Как известно, исторические исследования строятся на основе целого комплекса наук: археологии, этнографии, лингвистики, историографии, что позволяет воссоздать историческую картину наиболее ясно и полноценно. Хотелось бы отметить, что особую роль в этих исследованиях принадлежит письменным источникам, позволяющим видеть историю в ее динамике, благодаря хронологии, фиксирующей конкретные даты наиболее значимых событий. В тоже время эти источники имеют и недостатки – они могут подвергаться «купированию», в них могут вноситься определенные искажения; да и в трактовке многих документов может проявляться определенная субъективность исследователя или идеологическая концепция государства. На взгляд автора, подобные явления имеют место и при освещении взаимоотношений народов Северного Кавказа.

Восстанавливая звенья истории, мы наблюдаем, как выстраивается ровная сюжетная линия. Факты одной значимости, не могут рассматриваться каждый по отдельности, без связи. Собранные вместе, они становятся более рельефными и выразительными. В этом случае история может неожиданно преподнести сюрпризы, только лишь благодаря более внимательному ее рассматриванию и изучению уже известных документов.

Несомненно, однако, по истечении стольких веков рискованно делать однозначные выводы. На базе имеющихся данных, можно только логически аргументировать известные сведения, причем те, которые подкреплены историческими сведениями.

Предкавказские степные пространства испокон веков населяли народы, ведшие единый образ жизни, связанный в основном с животноводческим характером их хозяйственной деятельности. Именно поэтому, невзирая на множество этнонимов скотоводческих народов от античности до средневековья, они воспринимаются как части единого этномира.

Как и любой народ, тюрки и адыги прошли долгий и сложный путь исторического развития. Они знали периоды взлёта и славы, падений и забвения. График жизни любого народа напоминает кардиограмму. Ровная линия в медицине ничего хорошего не предвещает. В истории же это время накопления сил для очередного подъема.

Прежде чем судить, оценивать достижения и промахи наших пращуров, надо отказаться от сочувствия своим и чужим. Дороги с односторонним движением – это изобретение специалистов ХХ века. Отбрасывая амбиции, не имеющие ничего общего с наукой, мы приближаемся к истине, пытаясь представить себе реальное прошлое. История – это не средство для достижения идеологических целей, и ее нельзя свободно переиначивать. Было бы слишком самоуверенно заявлять, что я как автор отвечаю всем требованиям, выдвинутых самим же тезисов. Но последнее условие я честно пытался соблюдать в своем исследовании.

Поводом для создания данной монографии послужили публикации ряда историков КБНИГИ. Периодичность выхода этих работ имеет определенные цели, и в этой связи требуется уточнение некоторых моментов, заявленных авторами, насколько они соответствуют к реальным фактам.

Возможно, кто-то и понимает, с чем это связано, а кто-то искренне считает, что читатели верят «новым хронологам». Вероятно, они и сами уже уверились в непогрешимости своих сочинений вводящих в заблуждение читательскую массу.

К сожалению, в истории любого народа попадаются не самые лучшие страницы, и с этим тоже надо считаться. Обычно эти негативные кадры хроники не принято озвучивать. Но нас вынуждают к этому, и мы не давали обет молчанья. Историю, как и родителей не выбирают, это наследство, которое нужно уважать, и принимать в том виде, как она есть.

Надеюсь, приведённые в данной работе данные послужат питательной почвой для серьезных размышлений над историей наших народов. Знание прошлого даёт толчок к правильному восприятию настоящего, более того, заглядывая в древность, мы не только познаём своё изначальное, но и обогащаем себя ценностями, которым грозит забвенье. Только познавая свою историю, беря уроки у самой жизни, люди становятся мудрее.

Хотелось бы отметить, что народы Северного Кавказа, несмотря на национальные различия, связанные духовными и родственными узами, и должны считать себя единой кавказской цивилизацией, частью российской. Прошлое и настоящее неразрывны, поэтому историю и культуру Северного Кавказа нужно видеть в широком контексте сложно организованной мироцелосности. Мы должны ясно видеть как различия, так и наше общее, не пытаясь присвоить чужое, не стремясь поглядеть на ближнего сверху вниз. К сожалению, подобное стремление явно присутствует во многих «научных» работах, что и вынудило меня взяться за перо.

В истории Кабарды бывало всякое. Много в ней, конечно, и героических страниц, связанных с борьбой за свою независимость, но были в ней и совсем не героические эпизоды, которые также являются неотъемлемой частью ее истории. Возможно, накопились и исторические обиды. Такова история любого народа. Но попытки наукообразно обосновать и «подправить» древние и современные границы проживания своего народа, удревнить, приукрасить свою историю, пусть даже для реализации каких-то «общенациональных проектов», недопустимы. В первую очередь – это нечестно по отношению к истории собственного народа, не говоря уже о чванстве в отношении соседних народов. Значение тезисов выше упомянутых исследователей выходит за рамки академической науки и переходят в опасную политическую плоскость.

Можно без особого преувеличения нынешнее положение нашей исторической науки в республике сравнить с падающим самолетом. Попробуем расшифровать запись «черного ящика», и попытаемся объяснить, отчего так плохо летает наш научный аппарат.

Поистине, нет ничего более неожиданного, чем отечественная история! И речь даже не о том, что историю переписывали все, кому не лень: кто из тщеславия, кто из желания доказать свою правоту, а кто из желания скрыть свои грехи. Речь о том, что история может неожиданно преподнести невероятные сюрпризы только лишь благодаря более внимательному ее рассматриванию и изучению. Мы столетиями ходим мимо одних и тех же источников, совершенно не задумываясь о том, что там написано. Гегель отмечал, что все известные всемирно-исторические события появляются на свет дважды. Я бы не посмел утверждать, что это так, поскольку энтузиазм современных историков не исчерпан: сколько историков, столько же и историй.

Попытки пересмотра истории под модернизированные мифологемы не только научно бесперспективны, но и чреваты различными межэтническими конфликтами, если они станут руководством к действию. Идея «превосходства, избранности» ни к чему хорошему не приводила. Как-то это не согласуется с официальной пропагандой дружбы народов, да и зачем увеличивать напряжение? Хотелось бы напомнить арабскую пословицу: «Кто сеет ветер, тот пожинает бурю».

Беда человечества, а, возможно, и гибельное его предначертание, состоит в том, что люди во все времена стремились к превосходству – сначала друг над другом, в среде соплеменников, а затем это поветрие захватывало и целые народы, проявляясь как стремление к совершенству, что само по себе вроде бы неплохо. Однако есть и другая сторона медали. Стремление одного народа к превосходству над другим есть национализм и начало его нравственного перерождения. «Неистребимо стремление посмотреть на брата своего сверху вниз. Но если соотношения не позволяют – всегда готова к услугам история, помогающая изменить их».(35, с.188). Память народов долговечнее и более живуча, чем память об отдельных неблаговидных личностях, деяния или «научные труды» которых умирают вместе с ними, а порою еще при их жизни.

Взгляд на прошлое народа всегда накладывает отпечаток на его сегодняшнее восприятие. Любому интеллигентному человеку необходимы знание о прошлом своего народа, объективный взгляд и оценка его истории. Любовь к своей родине, уважение к своему и соседнему народу начинается со школьной скамьи. То, что сейчас преподносится в учебных заведениях нашей Республики (я уж не говорю об Институте Гуманитарных Исследований, - Н.Б.) – набор нелепых штампов, где все преподносится в искаженном виде. Можно соглашаться или не соглашаться с этим высказыванием, но одно бесспорно, что рукотворные исторические трактаты современных «псевдо-Геродотов», заполонившие с недавнего времени страницы республиканских газет и книжные прилавки, со временем не останутся даже как теоретические предположения. Это всего лишь вопрос времени.

Изучая прошлое, анализируя и сопоставляя его с настоящим, мы задумываемся: чем измерить наши представления о добре и зле, благородстве и предательстве, мужестве и раболепстве? Да, мы живем в другом веке, в другое время, но разве должны изменяться общечеловеческие основы морали и нравственности? Люди, возможно, стали умнее и образованнее, но не могу утверждать, что благороднее и честнее. Утвердившееся невежество сейчас стало на мнимый путь оздоровления общества. Человечество на своем эволюционном пути потеряло больше, чем приобрело.

Северный Кавказ сполна испытал последствия колониальных и гражданских воин, геноцида, революций, тоталитарных и реформаторских периодов. Сталинский режим никогда не нуждался в честных и независимо мыслящих людях, режим подбирал, нивелировал и выращивал верных и услужливых исполнителей. Подобная селекция происходила и в научном мире, но более изощренными методами. Еще в 1922 г. известный социолог П.Сорокин отмечал: «Войны, революции всегда были орудием отрицательного отбора, убивающие лучшие элементы населения, оставляя жить и плодиться худшей части». В этом плане вряд ли кто в мире может соперничать с бурной историей России и Кавказа. Но существует одна закономерность, - все пережитые человечеством войны, катастрофы и конфликты ничему не научили людей. Генетическая память народов в этом плане коротка. Моральные принципы около 2000 лет назад были заданы христианством, затем исламом и с тех пор не изменялись, тем не менее они мало повлияли на моральный облик общества; заповеди повторялись - но никогда не усваивались. Стоит задуматься, почему эти рецепты поведения за две тысячи лет не дали нужного результата. Мир дуален, полярен, есть созидатели и разрушители, зло соседствует с добром, щедрость с жадностью, благородство с низостью, скромность с тщеславием и.т.д. Подобное сочетание наблюдается в растительном и животном мире, и с этим ничего не поделаешь, так устроен мир. И в этносах есть как праведные, и честные люди, так и негодяи, поэтому мы не судим о народе по отдельным личностям. «Корить, упрекать, бранить народ, как и отдельного человека за его исторически сложившиеся черты характера, как и черты лица, безнравственно, практически бесполезно, а учитывать эти естественные факторы, особенно в национальной политике, необходимо» (128, с.84) Шкала моральных ценностей на Кавказе у всех народов едина, как и во всем мире.

Хотелось бы привести слова выдающегося балкарского публициста, мыслителя начала XX века, князя Басиата Шаханова:

«^ Не знаем мы иной аристократии, кроме аристократии ума, таланта, порядочности и личных заслуг!».

Его глубокое высказывание касалось не только аристократии, и не только балкарской. Думаю, не каждый писатель способен столь лаконичным изречением выразить многое. Сегодня нам никто не преграждает путь к обладанию этими простыми, но жизненно важными человеческими достоинствами, возрождение которых не требует материальных затрат. Духовное достояние не оценивается материальными благами. В пору разгула «перестроечных вихрей» мир перевернулся, и на Северном Кавказе материальные богатства теперь ценятся выше, чем человеческие достоинства. К сожалению, богатство стало мерилом достоинства человека, «рыночные» отношения взяли верх над веками устоявшими понятиями норм морали. Мы следуем по пути опустошения душ и растления духовных ценностей. В скором времени эти плоды псевдодемократического прогресса дадут о себе знать, и не в лучшем свете.

Многие со мной согласятся, что подлинной трагедией является, когда ученый, облаченный покровительством властей, навязывает раболепно зависимым коллегам свои измышления и подлоги, как выдающиеся открытия и единственно верные решения. К подобным концепциям и оценкам привыкли настолько, что задумываться над их правдивостью стало казаться кощунством. Страх и угодливость приводят к торжеству в человеке аморфного состояния. В советский период этот бомонд представляли государственные служащие науки, которые лишь мнили себя творцами, не являясь ими по духу, поскольку служили, и служат только очередным хозяевам. При демократах этот клан не только устоял, но еще больше укомплектовал свои ряды бывшими партократами, труды которых не имеют ничего общего с наукой.

Зависимый человек не способен к самостоятельному анализу и поиску истины, поскольку у него нет главного – духа свободы, это было во все времена. У Фридриха Ницше есть поучительный пример о полезности и выгоде плебейского счастья: «Ненавистен и мерзок тот, кто никогда не хочет защищаться, кто проглатывает ядовитые плевки и злобные взгляды, кто слишком терпелив, кто все переносит и всем доволен: ибо таковы повадки раба». Носителей этой морали Ницше называет «маленькими людьми». Они знают все, они довольны всем, они считают, что счастье найдено ими. Их конечная цель, забраться как можно выше к вершине пирамиды, стать над всеми, приложить максимум стараний, чтоб удержаться как можно дольше на этой ступени. Они услужливо подбираются к подмосткам власти, по пути старательно выбирая себе команду по своему облику и подобию людей, которые не задумываясь выполняют все указания. «Маленький человек» по Ницше это вовсе не обездоленный, стоящий на низшей ступени общественной лестницы гражданин. Носителями морали плебея или раба чаще бывают ученые или правители, которые возомнили себя творцами истории. Горе тому народу, когда в стране торжествует «маленький человек», тогда все становится лживым, кривым и чудовищным. Благодаря подобным людям историческая наука середины XX века испытала кризис идей и полный творческий застой. Инерция этого процесса достигла апогея в наше время.

Как известно, тому, кто упорствует в заблуждениях, как правило, хронически не хватает здравого смысла и логики, их невозможно исправить критикой, которая явно обличает их же недостатки, и сами они не узнают себя в ней, как глухой не расслышит обидных слов, сказанных в его адрес. Но есть и другой метод: они просто делают вид, что не слышат. Поскольку живут в мире, созданном ими самими же, считая себя «учеными мужами» не от мира сего.

В течение определенного времени (с 1944 по 1957гг. – период депортации и репрессии) балкарцы, и карачаевцы были выбиты из общественно-политической жизни Кавказа. В этот период они были вообще вычеркнуты из истории как народ. Трагедия эта наложила тяжелый отпечаток на дальнейшую жизнь народа, на его экономическое и политическое положение, создала пробелы в развитии культуры и науки, в то время как в 50-е годы складывались национальные кадры ученых, в том числе и историков, у всех народов Северного Кавказа.

В это же время сложились не только региональные кадры специалистов, но и исторические концепции, касающиеся происхождения и этногенеза карачаево-балкарского народа. Они были порою бездоказательны, поверхностны, не содержали глубокого научного осмысления всех имеющихся фактов. В ту эпоху на младенческой почве исторического знания появилось множество искусственных всходов. Непроверенные сведения и гипотезы спешно пересаживались на кавказскую почву, дабы изобразить парящую в некоторых умах индивидуальное видение исторического прошлого, в надежде навечно утвердить свою концепцию. В сложившейся ситуации в научной мысли в середине XX века, аргументам, противоречащим истории особого значения не придавали. Поскольку в этот период главным заказчиком и архитектором всей науки являлась КПСС.

Результатом научной инерции 50-х годов, усложненной постсоветским всплеском этноцентризма в республике, стали рассмотренные в данной работе «родимые пятна» местечковой истории, появившиеся на свет с претензией подменить официальную историю народов региона.

Век объявленной «перестройщиками» демократии, подразумевающей самостоятельное, независимое мышление любого гражданина или ученого, свободную дискуссию, преломился в Кабардино-Балкарии таким образом, что «глас народа» двухсубъектной республики стал мононациональным. Это как в восточной притче, ослу, который крутит жернова мельницы, выкалывают один глаз, чтоб он ходил только по кругу, и видел только нужную ему часть сектора, а когда его отпускают, он так и продолжает- ходит кругами.

Недоумение вызывает не история, а ее интерпретация. Историческая наука приобрела специфическую огранку: вроде бы она есть, есть и небывалое количество кандидатов и докторов наук, но на фоне полного отсутствия научных открытий. Никто не задается вопросом, почему до сих пор в НИИ нет ученых с мировым именем? Это последствие «кругового движения», который отражает научный потенциал института. К сожалению, талант, разум, истина лишены своих ранговых атрибутов. Видимо, это случай описанный Б.Брехтом «подопытный кролик никогда не поймет биологии». В настоящее время любая попытка затронуть устоявшиеся взгляды приводит, как правило, к далеким от науки отповедям.

Правдивое изложение истории никогда не бывает по вкусу властным структурам, ко всему прочему они ее не знают. Но еще более – прислуживающим им иерархам науки, в «кругах» которых догматизм и начетничество правят баллом повсеместно, порождая нездоровую обстановку протекционизма и коррупции. Балкарских же историков, мыслящих иными критериями, как правило, обвиняли в национализме и пантюркизме. Но отметим, многие путают национальное с национализмом, поставив математический знак равенства между этими понятиями. Научная элита при поддержке радикальных групп и общественных движений зачастую трансформируют национальную идею в националистическую. С их подачи разворачивается борьба за территорию, власть, материальные ресурсы. Недостаточное знание истории, культуры, обычаев соседних народов способствует возникновению национальной нетерпимости.

Говоря о национализме, следует привести в качестве яркого образца труд К.Х.Унежева «История Кабарды и Балкарии» (издательский центр «Эльфа», Нальчик. 2005г.), который способен дать резонанс на межнациональные отношения и не только в одной республике, но, к нашему удивлению, является основой «...лекций, прочитанных автором на протяжении ряда лет студентам вузов, учащимся средних специальных и общеобразовательных учебных заведений, аспирантам и магистрам». Любой студент, ознакомившись с этим «манускриптом», прейдет к одному выводу: причиной всех прошлых бед адыгов были предки балкарцев, карачаевцев, кумыков и ногайцев.

«Среди западных и восточных адыгов проживали многочисленные пришлые азиатские племена, которые, «вклиниваясь» между ними, разрушали их единство, естественный процесс их консолидации. Следует также отметить, что такую разрушительную силу для единства западных адыгов, абхазов, касков (?-Н.Б.), хатов (?-Н.Б.) имели и те пришлые, чуждые племена, которые оказались в различные исторические эпохи между последними...

Таким образом, к этому периоду Северный Кавказ по этническому составу был исключительно пестрым. В частности, по соседству с адыгами, которые

oformlenie-o-krilovoj-valle-zh-v15-hroniki-poyavleniya-inoplanetyanper-s-fr-i-dalnova-stranica-15.html
oformlenie-otcheta-ob-issledovanii-sistem-upravleniya-obshie-polozheniya-po-oformleniyu-otcheta-obshie-trebovaniya-k-oformleniyu-otcheta-po-okonchanii-provedeniya-issledovaniya-su-v-sootvetstvie-tz-tehnicheskoe-zadanie.html
oformlenie-plana-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
oformlenie-programmi-deyatelnosti-organizacii-realizacii-svyazi-s-obshestvennostyu-soprovozhdenie-professionalnogo-razvitiya-specialistov-otrasli.html
oformlenie-referata-uchebno-metodicheskij-kompleks-avtor-sostavitel-n-n-spiridonov-udk-bbk-m-rekomendovano-k.html
oformlenie-rezultatov-ocenki-i-sopostavleniya-zayavok-otkritij-konkurs-organizator-konkursa-oao-yakutopttorg-kontaktnie-dannie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderazhanie-vvedenie-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrol-tulin-aleksej-psihicheskie-rasstrojstva-s-tochki-zreniya-transoanaliza-moskva.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-5-socialno-pedagogicheskie-uchrezhdeniya-moego-goroda-2-chasa-e-a-vlasova-professionalnoe-samorazvitie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-dds-03-stranovedenie-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/malyuk-vi-chemashkin-ayu-tezisi-dokladov-nauchno-prakticheskoj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-vvedenie-v-specialnost-programma-podgotovki-specialistov-torpednih-i-raketnih-katerov-vus-370-v.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/modelirovanie-i-vipolnenie-svadebnoj-pricheski-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-63-ispolnenie-nalogovogo-obyazatelstva-i-pogashenie-nalogovoj-kirgizskoj-respubliki-2-oktyabrya-2008-goda.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-14-neklassicheskaya-i-postneklassicheskaya-nauchnaya-racionalnost-i-yuridicheskaya-nauka-konec-xixxx-vv.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-iabstraktnoe-mishlenie-i-abstraktnij-obraz-s-m-shalyutin-predislovie-ob.html
  • education.bystrickaya.ru/3-kosmicheskie-vojni-davajte-provedem-nebolshoj-test-kakie-associacii-vizivaet-u-vas-slovo-haker.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-na-temu-algoritm-faulksa-i-ego-prilozheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/grupp-ekspertov-po-obrazovatelnim-oblastyam-stranica-28.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hrestomatiya-po-filosofii-stranica-33.html
  • thescience.bystrickaya.ru/httpwwwgkh-reformaruexpert32html-elektronnij-resurs-rabochaya-programma-4-1-poyasnitelnaya-zapiska-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-upolnomochennom-po-pravam-cheloveka-v-permskoj-oblasti-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-fizike-razdel-optika-volgograd-2007.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskij-analiz-rinka-cennih-bumag-na-primere-akcij-rao-ees-rossiya-2001-2002-gg.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzhalovanie-dejstvij-i-reshenij-suda-i-dolzhnostnih-lic-v-ugolovnom-sudoproizvodstve-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/oglyadivayas-nazad-vsegda-porazhaeshsya-tomu-kak-udivitelno-bistro-i-nezametno-letyat-godi-kazhdij-raz-osoznayosh-etot-fakt-kogda-prihodit-vremya-ocherednogo-tvoeg-stranica-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-lekcij-istoricheskij-obzor-mikroprocessorov-klassifikaciya-mikroprocessorov-osnovnie-komponenti-mikro-evm-s-shinnoj-arhitekturoj-na-primere-i8080.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-47-4-rukovodstvo-ot-microsoft-dostupno-na-servere-microsoft-47-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchet-sobstvennih-sredstv-organizacii-kurs-lekcij-kemerovo-2005-sostaviteli.html
  • writing.bystrickaya.ru/hobby-essay-essay-research-paper-hobby-essaythrough.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-metodi-realizacii-proekta-yu-a-gusev-a-est-li-u-planeti-shans-a-est-li-u-planeti-shans-dospeh-tyazhel-kak.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-shestaya-pojmajte-mne-kolobusa-pojmajte-mne-kolobusa.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-na-rabochuyu-programmu-po-epidemiologii-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/31-formirovanie-infrastrukturi-podderzhki-malogo-predprinimatelstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-g-procenko-privetstvie-uchastnikov-konferencii-ot-imeni-minobrnauki-rf.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-svedeniya-o-razmere-voznagrazhdeniya-lgot-iili-kompensacii-rashodov-po-kazhdomu-organu-upravleniya-kreditnoj-organizacii-emitenta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-sostavit-polnoe-predstavlenie-o-soderzhanii-o-samoj-suti-izlagaemogo-v-originale-pozvolyaet-referat-referat.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/45-zamedlenie-vremeni-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-dnevnogo-otdeleniya-vseh-specialnostej-cherkessk-2008.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-s-parsamov-nacionalnaya-ideya-u-p-i-pestelya-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-kurganskoj-oblasti-14-kurgan-2011-stranica-21.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-rabochaya-programma-podgotovki-rukovoditelej-neshtatnih-avarijno-spasatelnih-formirovanij-medicinskih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.