.RU

Оценочные высказывания в художественном тексте м. Зощенко


ОЦЕНОЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ТЕКСТЕ М. ЗОЩЕНКО


А.А. Аладьина, к.ф.н., доцент

М.Е. Минайдарова, к.п.н., доцент

Таразский государственный педагогический институт

г. Тараз

e mail: targpi@mail.ru

В статье приводятся примеры структурно-семантических типов оценочных высказываний в рассказах М.Зощенко.

The article gives examples of structural-semantic types of evaluational sayings in the stories of M. Zoshenko.


Как известно, понятие компетенция наполнено разным содержанием. Чаще всего под словом компетенция имеют в виду круг вопросов, в которых хорошо осведомлено то или иное лицо, в нашем случае студент. Лингвистическую компетенцию соотносим прежде всего с термином компетентность, под которой понимается постоянное углубление знаний и умений. С этой целью на занятия по слвременному русскому языку выносим те темы, которые не получили непротиворечивого описания. К таким языковым явлениям относим оценочные высказывания.

Современная лингводидактика объявила антропоцентрический подход к исследуемому материалу в качестве приоритетного. Антропоцентрическая теория предметом изучения считает говорящего человека, языковую личность, его речевые и мыслительные возможности порождать текст, адекватно воспринимать речевые высказывания. Изучение грамматической темы (оценочных высказываний) осуществляем как лексико-грамматический комментарий к связному тексту. Именно в тексте исследуемые явления предстают как многогранное и многоаспекстное, обладающее определённым набором дифференциальных признаков, выполняущее разнообразные стилистико-грамматичексие функции.

Любое предложение, по мнению В.А. Белошапковой, заключает в своем значении оценку достоверности или недостоверности сообщаемого факта. [1] Оценка содержания предложения как недостоверного выражается посредством модальных слов; оценка содержания предложения как достоверного выражается отсутствием модальных слов. В текстах рассказов М. Зощенко нами выделены примеры оценочных высказываний, содержащих значение неуверенности в знании сообщаемого, в значении недостоверности факта: Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся (Глупая история; 2, 562); Наверно, мама вносила меня на ручках. И, наверно, я своими черными глазенками без интереса смотрел на разукрашенное дерево (Ёлка; 2, 569); Наверно, они уже эти свои недочеты исправили. Наверное, у них галоши выдаются еще проще (Мелкий случай из личной жизни; 2, 258-259).

В данных двусоставных по структуре простых предложениях оценочные значения недостоверности сообщаемого факта выражаются посредством препозитивного модального слова наверно (наверное): говорящий предполагает факт, но не уверен в его достоверности вполне. Отметим, что для стиля М. Зощенко характерно использование цепочки оценочных высказываний (не менее 2-х единиц) данного структурно-семантического типа.

Наиболее частотную группу представляет такой структурно-семантический тип оценочных высказываний, в которых позицию подлежащего занимает указательное местоименое это, а позицию сказуемого – слово категории оценки, соотносительное с наречием на –о: Вот доктор послушал его через трубку и говорит: - Это удивительно! (Глупая история; 2, 562); Мальчику 10 год, а он читать не умеет. Это смешно и странно (Бедный Федя; 2, 566); Он так звонко себя ударил, что все ребята рассмеялись. Это было неожиданно и комично (Бедный Федя; 2, 567); В этом году мне исполнилось, ребята, 40 лет. Значит, выходит, что я 40 раз видел новогоднюю ёлку. Это много! (Ёлка; 2, 569); Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. (Бабушкин подарок; 2, 579); Лёля поглядела и засмеялась. Она сказала: - Минька, это плохо! (Не недо врать; 2, 580); Она подписала ему такую бумажку, ну, конечно, сказала кое-какие горькие слова: - Это довольно странно с вашей стороны! (Последний рассказ, под названием «Коварство и любовь»; 2, 141); Короче говоря, вот уже полгода, как бывший отец платит деньги. И это совершенно справедливо. (Последний рассказ, под названием «Коварство и любовь»; 2, 142).

Оценочные значения, выражаемые такими конструкциями, самые различные: удивление (удивительно, странно, неожиданно); удовлетворение, согласие (справедливо, комично); порицание (плохо); предостережение (трудно, много). Выделенные примеры домонстрируют возможности распространения оценочных высказываний данного типа: сказуемое, выраженное словом категории оценки, может распространятся обстоятельством меры или степени оценки: очень трудно; довольно странно; совершенно справедливо. В результате оценочное значение высказывания усиливается. Показательно, что анализируемая конструкция может быть распространена введением оцениваемого субъекта – с вашей стороны; при этом общее значение оценки нераспространенных предложений ограничивается в данной конструкции отнесенностью оценки к конкретному субъекту. Особую разновидность представляют высказывания, где препозитивное местоименное подлежащее замещается частицей вот и, в результате тип конструкции изменяется: двусоставное предложение – односоставное безличное. Приведем пример: Артист драмы говорит: - Вот и великолепно! (Забавное приключение; 2, 132).

Оценочные значения одобрения, удовлетворения получают добавочные значения достижения желаемого результата, усиления основного оценочного смысла. Такие конструкции типичны в разговорной речи, которую и воссоздает в диалогах своих персонажей М. Зощенко. Вариантом описанного выше структурно-семантического типа оценочных высказываний является двусоставная конструкция, где предикат выражен именем существительном с семантикой оценки. Заметим, что наряду с формой единственного числа имени существительного предиката широко употребительной является фома множественного числа, приведем примеры: Вот папа приезжает и говорит: - Это глупости (Глупая история; 2, 561); «Это брехня! – говорю я себе. – Это досужие выдумки! Типичный западный вздор» (Мелкий случай из личной жизни; 2, 126).

Обращает на себя внимание семантика оценочных высказываний данного типа: доминирует значение неодобрения, несоответствия принятой норме (глупости, выдумки, брехня, вздор). Анализируемая конструкция может включать экспрессивное сочетание, что за занимающее интерпозицию в грамматическом центре высказывания: подлежащее это + экспрессивное сочетание что за + именное сказуемое. Покажем на примере: Тут хозяин комнаты, у которого гнев снова пересилил удивление, стал кричать: - Но это безобразие!... Это что за новости! ... (Забавное приключение; 2, 136); Доктор говорит Пете: - Это что за новости! (Глупая история; 2, 562). Включение в конструкцию компонента что за усиливает оценочность высказывания, выражая крайнюю степень неодобрения или удивления.

Особую разновидность представляет конструкция без предицируемого местоименного члена, структура ее односоставна и квалифицируется как именная: Вдруг тетя Оля сказала: - Что за странность! (Калоши и мороженое; 2, 575); Дядя Коля, который тоже искал свои калоши, сказал: - Что за чепуха в решете! (Калоши и мороженое; 2, 575). Оценочное значение остается тем же, что и в двусоставной конструкции, - крайняя степень удивления. Рассматривая данную односоставную конструкцию как синтаксический синоним двусоставной конструкции, считаем логичным квалифицировать главный член как именное сказуемое.

Отдельный структурно-семантический тип оценочных высказываний представляет двусоставная конструкция, в которой сказуемое выражено сочетанием глагольной связки (формально выраженной или невыраженной), имени прилагательного с оценочным значением и информативно неполного имени существительного. Например: Это был очень грустный и скучный мальчик (Бедный Федя; 2, 566); Она была исключительно бойкая девочка (Ёлка; 2, 570); Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка (Ёлка; 2, 570); Я лучший мальчик на свете (Бабушкин подарок; 2, 578); Мама сказала: - Это ненормальная и даже сумасшедшая девочка (Тридцать лет спустя; 2, 584); Услышав эти слова, мама рассердилась на папу и сказала ему: - Ты ужасный эгоист! (Находка; 2, 587); Дочка у него, Нюшка, небольшой такой дефективный переросток (Рассказ о том, как девочке сапожки покупали; 2, 201).

Оценочные значения, выражаемые данными высказываниями целиком лежат в сфере положительных или отрицательных оценок. Заметим, что наличие в составе сказуемого оценочного прилагательного позволяет распространять конструкцию обстоятельством меры и степени оценки: очень грустный и скучный; исключительно бойкая; очень высокая.

Иногда усиление оценочного значения достигается лексическим значением или формой самого оценочного прилагательного – сказуемостного компонента: ужасный эгоист (лексическое значение оценочного прилагательного уже содержит сему «очень»); лучший мальчик (форма превосходной степени сравнения оценочного прилагательного). Синтаксическим синонимом описанной выше двусоставной конструкции является односоставная именная конструкция: В общем, в высшей степени дурацкий, беспринципный спор (Интересный случай в гостях; 2, 192); Мама сказала: - Глупый мальчик (Самое главное; 2, 564). Главный член в односоставной именной конструкции следует квалифицировать (по аналогии с соотносительной двусоставной конструкцией) как осложненное оценочным прилагательным именное сказуемое.

В текстах рассказов М. Зощенко инфинитивно-подлежащный тип оценочных высказываний является широкоупотребительным. Докажем примерами: Наша дама говорит: - Хорошенькое дело! – уйти в такую минуту (Забавное приключение; 2, 134); Я сказал: - Леля, это нехорошо – обманывать родителей! (Не надо врать; 2, 580); А в трамвае, конечно, давка. Пихаются. Стоять, прямо сказать, нехорошо. (Свадебное происшествие; 2, 127); Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно. (Мелкий случай из личной жизни; 2, 256); Галошу потерять – прямо пустяки. (Мелкий случай из личной жизни; 2, 256); В трамвае потерять – святое дело (Мелкий случай из личной жизни; 2, 256).

Подлежащее в данных двусоставных оценочных конструкциях выражено формой инфинитива (уйти, обманывать, стоять, потерять), сказуемое же получает разные формы морфологического выражения: 1. слово категории оценки, состояния (нехорошо, нетрудно); 2. имя существительное со значением оценки (пустяки); 3. фразеологизированное сочетание (хорошенькое дело, святое дело) с утраченным лексическим значением компонентов и актуализированной иронической оценкой.

Обратим внимание на то, что оценочный предикат может занимать как постпозицию по отношению к подлежащному инфинитиву (наиболее частотная позиция), так и препозицию (см. первые два примера). Вынесение оценочного предиката в препозицию выполняет экспрессивную функцию. Структурно-семантический анализ оценочных высказываний, выполненный на материале произведений М.Зощенко, позволяет сделать следующий вывод: оценочные высказывания в художественных текстах М.Зощенко характеризуют диалогическую речь персонажей и речь повествующего субъекта; обе формы речи в рассказах М.Зощенко воссоздают разговорную стихию, богатую оценочными значениями.


Литература:

1. Белошапкова В.А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 1989 г.

2. Зощенко М.М. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989г.


ЗАЯВКА

«Русская речь в современном вузе»


Название доклада «Оценочные высказывания в художественном тексте М.Зощенко»

Научное направление Формирование языковой и коммуникативной компетенции студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин.

Фамилия, имя, отчество Минайдарова Мария Естаевна

Место работы, должность, ученая степень, звание: Таразский государственный педагогический институт, зав кафедрой «Практический казахский и русский языки» , к.ф.н., доцент

Адрес 080016 г.Тараз, 1 пер. Тастандиева, 8

Телефон 87262 46-47-93

E-mail targpi@mail.ru

Подпись Дата 15 декабря 2007

odanost-partii-e-vazhnia-od-pameti-i-rada-autor.html
odarennie-shkolniki.html
odarennost-kak-dinamicheskaya-harakteristika-programma-odarennij-rebenok-v-massovoj-shkole.html
odcos-haksli-kerroll-li-touber-dzhen.html
odesnuyu-sili-bozhiej-luka-23-69-togda-skazhet-car-tem-kotorie-po-pravuyu.html
odesskih-katakomb.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-seminarskim-zanyatiyam-i-zadaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-obucheniya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-haraktere-hristianskoj-zhizni-discipline-lyubvi.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vtoroj-doshkolnij-period-razvitiya-rebenka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekcii-informatika-zhurnalistika-literaturnoe-tvorchestvo-istoriya-iskusstv-matematika.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-skazaniya-uladskogo-cikla-kniga-rasskazivaet-o-proishozhdenii-religii-mifah-i-predaniyah-keltov-odnogo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-patrioticheskogo-vospitaniya-i-fizicheskoj-podgotovki-yunoshej-doprizivnogo-vozrasta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-shkolnoj-biblioteki-otkritij-publichnij-doklad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstvennoj-deyatelnosti-spk-rus-vohomskogo-rajona-kostromskoj-oblasti-i-opredelenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-metodicheskaya-sistema-obucheniya-geometrii-v-osnovnoj-shkole-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu.html
  • composition.bystrickaya.ru/ocherk-prirodi-istoricheskij-ocherk-turistsko-ekskursionnie-marshruti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris3-struktura-ekonomiki-regiona-s-uchetom-transportnoj-sostavlyayushej-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gidrogeohimicheskij-monitoring-vulkana-mutnovuskij-kamchatka-vibor-i-aprobaciya-geohimicheskogo-metoda-prognoza-ego-izverzhenij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/amurenergosbit-novosti-oao-dek-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seksualnaya-simvolika-v-kulture.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-a-b-l-i-c-a-2-chislovie-znacheniya-k-zadache-2-metodicheskie-ukazaniya-kraschetno-graficheskoj-rabote-po-soprotivleniyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vramkah-provedeniya-goda-rossijskoj-istorii-kafedra-kulturi-i-kommunikativnih-tehnologij-sovmestno-s-kafedroj-filosofii-fakulteta-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/goloprizhki-veri-majkl-talbot-golograficheskaya-vselennaya-chasti-1-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-razrabotano-predstavitelyami-shestnadcati-regionov-rossijskoj-federacii-avtorskij-kollektiv-predstavlen-professorsko-prepodavatelskim-sostavom-ipk-i-pedagogicheskih-universitetov-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-metodi-modelirovaniya-i-prognozirovaniya-ekonomiki-napravlenie-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trudovie-resursi-oplata-truda-i-proizvoditelnost-truda-v-rastenievodstve.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-drondu-departamenta-selskogo-hozyajstva-i-pererabativayushej-promishlennosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-stranica-9.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25denezhnie-sredstva-i-ih-ekvivalenti-otchetnost-ooo-kb-ikf.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-skolko-nado-golodat-vsovetskoj-i-zarubezhnoj-literature-vse-bolee-populyarnimi-stanovyatsya-termini-naturopati.html
  • knigi.bystrickaya.ru/simferopol-nevatim-10-programmi-letnih-semejnih-lagerej-2009-soderzhanie-harkov-tajnie-znaki-i-chudesa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-3-klass-uroka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/silvestr-levaj-mihael-kunce-mocart-vengerskij-tekst-peter-siami-myuller.html
  • writing.bystrickaya.ru/29-rekomendacii-po-pravilnomu-kombinirovaniyu-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-ravnomernoe-dvizhenie-zhidkosti-po-n-n-pavlovskomu-slovar-po-gidrogeologii-i-inzhenernoj-geologii-annotaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xv-detskogo-cerebralnogo-paralicha.html
  • studies.bystrickaya.ru/brak-v-drevnem-rime.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-v-latov-intellektualnaya-odisseya-odessita-roberta-fogelya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-organizacionno-normativnoe-obespechenie-utverzhden-i-vveden-v-dejstvie-reshenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologichnost-detalej-mashin.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.