.RU

Оценки в школьном аттестате - Вестник интегративной психологии



^ Оценки в школьном аттестате по физике, алгебре, геометрии, географии значимо положительно коррелируют с функциями правого полушария, с уровнями развития образного, логического и пространственного мышления. С уровнем развития пространственного мышления коррелируют оценки по по физике (0,34), геометрии (0,15), литературе (0,27), географии (0,26).

С функциями левого полушария значимо коррелируют оценки по физике, литературе, географии, с уровнем развития логического мышления – оценки по алгебре (0,36), геометрии (0,16), русскому языку (0,27), литературе (0,18).

Среди типов мышления (логического, интуитивного и совмещенного) – интуитивный значимо коррелирует с эмоциональностью (0,23), а совмещенный с уровнем развития логического мышления (0,29).

^ Типы личности по тесту Д.Голланда, значимо коррелируют:

интеллектуальный – с функциями правого полушария (0,30) и пространственным мышлением (0,29); социальный – с эмоциональностью (0,30), конвенциональный – с левым полушарием (0,25) и эмоциональностью (0,30); предприимчивый тип личности – с экстраверсией (0,39); артистический (эстетический) – с правым полушарием (0,16), образным мышлением (0,18) и экстраверсией (0,23).

Среди типов личности, выделенных с помощью теста «Конструктивный рисунок человека», значимо коррелируют с функциями левого полушария: «руководитель» (0,23), «ответственный исполнитель» (0,29), «ученый» (0,29); с экстраверсией – «руководитель» (0,34) и «тревожно-мнительный» (0,39).

^ Стили мышления – интеллектуальные стили, стили представления и решения проблем также оказались связанными с некоторыми особенностями темперамента и типами мышления: синтетический стиль значимо коррелирует с экстраверсией (0,21) и эмоциональностью (0,28), идеалистический с образным (0,26) и реалистический с логическим (0,28) мышлением.

Эмоциональность отрицательно коррелирует с результатами сдачи экзаменов первокурсниками по всем предметам – «математика» (- 0,23), «инженерная графика» (- 0,22 ), «химия» (- 0,25).

Результаты корреляционного анализа позволили сделать выводы:

пространственное мышление является одной из значимых интеллектуальных способностей, высокий уровень развития которой способствует успешному освоению различных предметных областей знания и успешной деятельности в разных сферах;

имеются корреляционные связи между индивидуально-типологическими особенностями студентов – свойствами нервной системы (темперамента), функциональной симметрией-асимметрией полушарий головного мозга, и их склонностями к профессиональной деятельности в качестве руководителя, ответственного исполнителя, исследователя;

установлены связи стилей мышления – стилей представления и решения проблем с особенностями темперамента, функциональной симметрией-асимметрией полушарий головного мозга, с уровнем развития логического, образного и пространственного мышления.

Сопоставление результатов сдачи экзаменационной сессии первокурсниками с уровнями развития их интеллектуальных способностей показало следующее:

^ Общий интеллект статистически значимо коррелирует с результатами сдачи экзаменов студентами различных групп по инженерной графике (0,19-0,24), по математике (0,26-0,47), химии (0,32-0,35);

^ Уровень развития пространственного мышления также положительно связан с результатами сдачи экзаменов по инженерной графике (0,19-0,20), по математике (0,37-0,51), химии (0,35-0,37);

^ Аналитический стиль мышления значимо коррелирует с результатами сдачи экзаменов по инженерной графике (0,39), по математике (0,36), химии (0,37);

Проведенные исследования и корреляционный анализ их результатов позволяют сделать следующие выводы:

высокий уровень развития общего интеллекта, образного, логического и пространственного мышления значимо положительно связан с результатами

сдачи экзаменов первокурсниками технического вуза:

уровень развития интеллектуальных способностей студентов-первокурсников оказывает положительное влияние на их адаптацию в вузе;

для студентов с эмоционально неустойчивой нервной системой (высокий 20-23 уровень нейротизма) ситуация сдачи экзаменов часто является стрессовой, что негативно влияет на успешность их учебной деятельности.

Более поздние исследования и проведенный на их основе корреляционный анализ показал, что корреляционные связи между различными индивидуально-психологическими особенностями, характеризующими развитие личности школьников и студентов в процессе обучения по сравнению с ранее выявленными изменились незначительно. Но, у студентов–первокурсников технических и особенно педагогического вузов значительно снизился уровень развития пространственного мышления, общего интеллекта и все чаще стали проявляться в качестве доминирующих прагматический и реалистический стили мышления, которые позволяют решать только тактические, но не стратегические проблемы. Это можно объяснить все большей направленностью процесса обучения на развитие логического мышления без одновременного развития образного, вследствие чего только у нескольких студентов в группе оказывается сформированным средний уровень развития пространственного мышления, а у остальных – низкий, тогда как 10-12 лет назад у 3-4 студентов в группе был сформирован высокий уровень развития пространственного мышления, а у остальных – средний и выше среднего и доминирующими интеллектуальными стилями у многих были аналитический и идеалистический стили, обеспечивающие решение стратегических проблем.

Кроме того, по результатам проведенных исследований на выборке в 242 человека и корреляционного анализа установлены значимые положительные связи предприимчивого типа личности с экстраверсией (0,46) и отрицательные с эмоциональностью (- 0,24), а также отрицательные связи с экстраверсией интеллектуального (-0,21) и практического (-0,20) типов личности [2].

Результаты корреляционного анализа, отражающего связи интеллектуальных стилей с другими индивидуальными особенностями личности, в том числе с пространственным мышлением, представлены на рис.1.

Как видим, пространственное мышление значимо положительно коррелирует с функциями правого полушария (0,26), общим интеллектом (0,17), образным (0,47) и логическим (0,57) мышлением.

Интеллектуальный стиль – «Синтезатор» значимо положительно коррелирует с функциями правого полушария и эмоциональностью (0,33) и отрицательно с образным (- 0,12 ) и логическим (- 0,21) мышлением.

«Идеалист» значимо положительно коррелирует с правым полушарием (0,25), образным мышлением (0,26), эмоциональностью (0,33) и с Синтезатором (0,28), а также отрицательно коррелирует с левым полушарием (- 0,15).

Аналитический стиль мышления – «Аналитик» значимо положительно

коррелирует с правым полушарием (0,22), логическим (0,35), образным (0,36) и пространственным (0,36) мышлением, общим интеллектом (0,34), и отрицательно коррелирует с левым полушарием (- 0,22).

«Прагматик» значимо положительно коррелирует с левым полушарием (0,25) и экстраверсией (0,10) и отрицательно – с правым полушарием (- 0,25) и образным мышлением (- 0,23).

«Реалист» значимо положительно коррелирует с левым полушарием (0,32), логическим мышлением (0,12) и экстраверсией (0,34), а также отрицательно коррелирует с правым полушарием (- 0,32) и образным мышлением (- 0,13).

Таким образом, проведенные исследования и корреляционный анализ их результатов позволяют сделать вывод о необходимости возвращения к наличию, особенно в системах общего образования (как и в доперестроечном периоде) природосообразного обучения, ориентированного на учет возрастных психофизиологических особенностей учащихся и одновременное развитие функций левого и правого полушарий головного мозга. Это является, по нашему мнению, одним из основных условий подготовки высокообразованных конкурентоспособных специалистов с высоко развитым пространственным, системным мышлением – способностями устанавливать соотношения, связи и закономерности между предметами, объектами, явлениями окружающей действительности, у которых доминируют идеалистический и аналитический стили мышления, обеспечивающие решение стратегических проблем.

К сожалению, в настоящее время в связи со все большей направленностью учебного процесса на развитие только левого полушария, без одновременного развития правого и без учета возрастных психофизиологических особенностей учащихся, у многих выпускников школ и вузов зачастую доминируют прагматический и реалистический стили решение только тактических, сиюминутных проблем.

Стародубцева Г.А., Фролова О.П. (Иркутск)

^ ИЗМЕРЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ

В практике современного конкурентно насыщенного рынка труда перед работодателями остро стоят вопросы

диагностики и прогнозирования лояльного/нелояльного поведения сотрудников. Решение проблемы формирования организационной лояльности персонала также является одним из важнейших направлений кадрового менеджмента в условиях гонки за качеством продукта, уровнем обслуживания клиентов, получения прибыли при производстве товаров. Решение данных задач на практике не всегда оказывается эффективным без решения кадровой политики. Многие российские компании, сталкиваются с последствиями низкой лояльности персонала, высокой текучестью кадров, хищениями, утечкой конфиденциальной информации, снижением производительности и качества труда, падением трудовой дисциплины, пассивностью и пр.

Очевиден запрос практиков к науке в отношении изучения самого феномена организационной лояльности, ее психологических и социально-психологических механизмов, факторов влияния на лояльность персонала со стороны организации, ее руководства, внутренних детерминант лояльности, способов предупреждения и профилактики нелояльности.

"Организационная лояльность" (ОЛ) как научный конструкт социальной и организационной психологии еще мало изучен. Приходится констатировать, что сегодня не существует общепринятой научной концепции лояльности, развернутой модели ее структуры и механизмов, нет единого мнения о ведущих факторах лояльности, о технологиях управления лояльностью. Более того, исследователи лояльности продолжают полемизировать по вопросу о сущности и основном содержании организационной лояльности. Не всегда ясно, что именно надо замерять в эмпирических исследованиях, когда изучается лояльность. Весь этот круг научно-исследовательских проблем требует теоретических решений. Накопление же эмпирических фактов в данной области исследований позволит восполнить нехватку знаний о механизмах ОЛ для теоретического осмысления интересующего феномена.

Организационная лояльность составляет важный элемент организационного взаимодействия, как руководства, так и сотрудников. Во-первых, лояльность между руководителями организации определяет, с одной стороны, ее общую психологическую атмосферу, распространяясь на все ее уровни, с другой – начинает выступать как внутриорганизационная норма, формируя организационную культуру. Во-вторых, лояльность руководителей друг к другу позволяет быстро и эффективно решать любые проблемы. В-третьих, лояльность к персоналу является важнейшим организационным ресурсом, т.к. лояльность руководителя по отношению к сотрудникам вызывает ответный отклик в виде желания оправдать доверие, мобилизует все возможности работников и повышает проявление ответственности. Но это происходит далеко не всегда и не часто. В-четвертых, организационная лояльность сотрудников по отношению к организации, преданность ей будет действенна в том случае, когда руководство компании выстраивает системную, многоуровневую целенаправленную кадровую политику персонала в соответствии с корпоративной культурой компании. Кадровая политика является для организации своеобразным каркасом, который строится из системы управления персоналом, планирования кадровой работы, проведения маркетинга персонала, определения кадрового потенциала и потребности организации в персонале [1]. В свою очередь, организационная лояльность персонала – это такой социально-психологический феномен в организации, без учета которого, любая, даже самая усовершенствованная кадровая политика персонала не будет работать.

В связи с этим мы задались прикладной целью изучить наличный уровень организационной лояльности нескольких структурных подразделений производственного предприятия с перспективой дальнейшего ее повышения в рамках оптимизации кадровой политики компании. Исследовательская цель – провести поисковое изучение явления на производстве для обнаружения научных "точек роста", сформулировать проблему дальнейших изысканий. Главным эмпирическим предположением стало утверждение о существовании различий в организационной лояльности сотрудников структурных подразделений производственной компании, отличающихся по территориальному расположению и производственным задачам. Соответственно, решались задачи по теоретическому и методологическому обоснованию исследования ОЛ; подбору диагностического инструментария и замеру организационной лояльности в структурных подразделениях компании; сравнительному анализу выявленных уровней лояльности и интерпретации результатов.

Изучая уже имеющиеся теоретико-методологические источники по проблеме, обнаружено, что само понятие "лояльность" произошло от французского слова "loyal", что означает "верный". В русскоязычной литературе по организационной психологии и управлению персоналом используется несколько терминов, относящихся к обсуждаемому явлению, значения которых разделены нечетко. К таким терминам относятся лояльность, приверженность, преданность, благонадежность, верность, надежность. В иностранной (англоязычной) литературе для обозначения явления используется термин "commitment", который можно перевести как "обязательство по отношению к чему-либо или кому-либо". Одним из значений английского слова "commitment" является привязанность индивида к некоему образу действий, лицу или группе. Это явление изучалось социальными психологами на протяжении многих лет под разными названиями: сработанность, кастовый дух, сплоченность, равновесие, сотрудничество и другими. Словосочетание "organizational commitment" одним из первых употребил С. Барнард (C.I. Barnard) как устойчивую привязанность работников к своей компании. Привязанность выступает одним из измерений организационной эффективности. Синонимами этому понятию в русском языке являются приверженность, верность и преданность. В настоящее время в большинстве работ в данной области исследований в качестве переводного значения термина "organizational commitment" используется понятие "организационная лояльность", полнее всего передающее смысл, который в него вкладывается.

Среди зарубежных авторов в изучении ОЛ чаще встречаются поведенческий и установочный подходы. Отечественные исследователи подвергают пересмотру и адаптации зарубежные концепции (Б.Г. Ребзуев), либо трактуют ОЛ с точки зрения безопасности (А.В. Ковров) и с эмпирических позиций (О. Батурина). С точки зрения безопасности, сотрудники рассматриваются как изначально нелояльные, а основные усилия направляются на выявление предпосылок нелояльного поведения, под которым подразумевается сознательное нанесение ущерба организации. К числу нелояльных действий относятся, помимо хищений и утечки информации, прогулы, систематические опоздания, частое и не связанное с выполнением служебных поручений отсутствие на рабочем месте (абсентеизм), работа "спустя рукава", пьянство и т.п.

Исследователь О. Батурина выделила ряд различий в понимании организационной лояльности между руководителями и сотрудниками, т.е. в зависимости от занимаемой позиции взгляды оказались различными. Так, с точки зрения сотрудников, лояльность – это просто положительное или нейтральное отношение к компании. Руководители же склоняются к тому, что лояльность – это преданность организации, выражающаяся в добросовестном выполнении всех поручений, а также в сложившихся в коллективе дружеских отношениях и присутствии командного духа. Часто ОЛ определяется как психологическое состояние работников, присвоение ими организационных целей, желание предпринимать личные усилий, вносить свой вклад как член организации для достижения ее целей, а также оставаться ее членом. В связи с этим приверженность предполагает идентификацию и вовлеченность. Лояльность – это благонадежность по отношению к конкретному набору правил, чувство преданности по отношению к организации, способность и готовность смириться с одними требованиями и глубоко принять другие. Существует и другая точка зрения, что организационная лояльность является качеством социальным, возникающее при социальных взаимодействиях (при наличии и субъекта, и объекта общения).

Научный подход представлен собственными концепциями социальных и организационных психологов (Л.Г. Почебут, О.Е. Королева, В.И. Доминяк и др.). В целом они характеризуют организационную лояльность как социально-психологический феномен, проявляемый на аффективном, когнитивном и поведенческом уровне индивидуальности. Так В.И. Доминяк построил модель изучения ОЛ на концепции реализации ожиданий работника от своей организации и обнаружил, что лояльность работника по отношению к организации складывается из потенциальной и воспринятой лояльности, развивающиеся по S-образной кривой. Кроме того, ОЛ тесно связана с удовлетворенностью работой. На ее формирование не влияет ни пол, ни возраст работника, но влияет возможность реализации своих ожиданий, мотивы деятельности и самореализации [2].

На Западе проведено множество исследований, посвященных организационной лояльности работников. Различные определения лояльности в рамках исследований 1960-1980-х годов можно свести к трем основным направлениям: лояльность как положительная эмоциональная реакция на организацию, ее цели и ценности; лояльность как результат оценки потерь, связанных с оставлением организации; лояльность как ощущение обязательств оставаться в организации. Наиболее значимой работой того этапа были исследования Р. Моудэй (R.T. Mowday) и его коллег [3]. Их концепция лояльности строилась в терминах идентификации сотрудника с организацией, вовлеченности и желания оставаться в ней. На основе этого определения они разработали опросник «Organizational Commitment Questionary» (OCQ).

В 1980-х годах лояльность к организации начинает признаваться как многомерная рабочая установка (аттитюд). Наиболее известная и распространенная в настоящее время концепция, описывающая организационную лояльность как психическое состояние или отношение (установку, аттитюд), была предложена американскими специалистами Д. Мейером (J..P. Meyer) и Н. Аллен (N.J. Allen) [4]. Ранее в ее основу были положены два направления, объединяющие исследования поведенческой и аттитюдинальной преданности организации, включающие в себя такие компоненты, как: аффективный (affective commitment) и временной, продолженный (continuance commitment). Аффективная составляющая (аттитюдинальный компонент) характеризует убежденность индивида в правильности преследуемых организацией целей, ощущение важности ценностей организации и личного удовлетворения, получаемого от своей вовлеченности в организацию. Временной, продолженный зависит от степени воспринимаемых затрат, которые могут привести к уходу с данного места работы и к ограниченности альтернативных возможностей трудоустройства. Впоследствии Д. Мейер (J..P. Meyer) и Н. Аллен (N.J. Allen) добавили в свою модель третий, нормативный компонент, основываясь на мнении У. Вайнера (Y. Wiener), утверждавшего, что индивиды могут также ощущать преданность организации из-за сильных этических или моральных обязательств. Таким образом, эта трехкомпонентная модель организационной лояльности пытается объяснить силу привязанности индивидов к своей организации тем, что они хотят (аффективный компонент), вынуждены (временной) и должны (нормативный) оставаться в ней.

На основе концепции социально-психологической установки или аттитюда отечественный исследователь В.И. Доминяк предложил эмпирически обоснованное определение организационной лояльности. «Лояльность персонала – это социально-психологическая установка, характеризуемая доброжелательным, корректным, искренним, уважительным отношением к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанное выполнение сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия» [2]. В основе данного определения лежат следующие категории: расположенность, осознанные действия в интересах компании, соблюдение норм, правил, обязательств.

Анализ источников по проблеме указывает на совпадение в понимании лояльности как отношения к организации отечественными и зарубежными исследователями, а также на значимость лояльности в жизнедеятельности компаний и организаций. Таким образом, вслед за утверждениями вышеперечисленных авторов, организационная лояльность в нашем исследовании рассматривается как установочная система человека, в которой отражается относительная сила индивидуальной идентификации и вовлеченности человека в отдельную организацию.

Исследование проводилось на базе одного из предприятий г. Иркутска, занимающегося производством и продажей светопрозрачных ограждающих конструкций. Приняло участие 169 человек (работники разных профессий и уровня квалификации), из них 124 мужчины и 45 женщин (соответственно 73% и 27% выборки), средний возраст участников составил 25 лет (максимальный – 56 лет, минимальный – 19 лет). В выборку вошли сотрудники структурных подразделений: производственный комплекс (106 человек); филиалы, осуществляющие деятельность по продажам продуктов в разных городах Иркутской области, – отделы продаж (25 человек); офисные отделы (38 человек).

Для оценки организационной лояльности использовался опросник организационной лояльности «OCQ – Organizational Commitment Questionnaire» (перевод В.И. Доминяк). Он представляет собой серию из 15 утверждений, отражающих возможное отношение человека к компании, в которой он работает Нормативные значения получены на российской выборке. Автор приводит все основания для того, чтобы считать методику корректной [2].

В соответствии с нормами по опроснику OCQ был выявлен средний уровень ОЛ (от 46 до 75 бб.) в каждом из структурных подразделений компании: производственный комплекс – 70 бб.; отделы продаж – 68,5 бб.; офисные отделы – 68,5 бб.. Средняя по выборке – 69 бб. Причем можно говорить о приближении оценок к высокому уровню, т.е. выше средней нормы (верхняя треть).

Расчеты H-критерия Крускала-Уоллиса, предназначенного для оценки различий одновременно между тремя и более выборками, не выявили значимых различий между уровнями организационной лояльности в структурных подразделениях организации (хи кр). Таким образом, опровергается эмпирическое предположение о том, что наличный уровень организационной лояльности представителей разных структурных подразделений одной и той же компании различается. Эти подразделения территориально удалены друг от друга и выполняют разные организационные задачи. Очевидно, что можно говорить о неком единстве отношения сотрудников к своей компании, что может быть связано с единым подходом в кадровой политике руководства, независимо от территориального расположения подразделений.

Насколько эта политика целостна и целенаправленна, судить сложно, но в момент диагностики, можно было заметить некоторые особенности разных отделов на фоне в целом схожих и положительных оценок своей организации персоналом. Они в большей степени относились к деятельности сотрудников офисных отделов и отделов продаж, недовольством оценкой руководством выполняемой ими работы. Для качественного анализа отношения опрашиваемых сотрудников к разным сторонам организации был проведен кластерный анализ ответов на опросник OSQ.

В целом для компании обнаружены кластеры, связывающие между собой следующие группы вопросов:

1 кластер – «Ради организации я готов повышать производительность своего труда» и «Я рад, что выбрал именно эту организацию из тех, которые рассматривал при устройстве на работу» (выбор и включенность);

2 кластер – «Я горжусь тем, что могу сказать «Я часть организации» и «Я рассказываю моим друзьям о том, как хорошо работать в организации» (идентификация);

3 кластер – «Я нахожу, что мои ценности и ценности организации очень схожи» и «Для меня эта лучшая из всех организаций, в которых я работал» (ценности).

Проанализировав кластеры можно заметить, что они распадаются на такие составляющие ОЛ, как: фактор усилий в интересах компании, интенциональный (готовность к повышению производительности труда), поведенческий (горжусь, рассказываю); фактор расположенности, разделения целей и ценностей (рад, ценности схожи). Во всех подразделениях сотрудники, отвечая на вопросы, делали больше выборов в пользу организации. Среди сотрудников производственного комплекса количество выборов в пользу организации по разным вопросам составляет от 70 % до 84 %, среди отделов продаж – от 72 % до 88 %, офисных отделов – от 52 % до 92 %. Относительное единство сотрудников можно характеризовать, во-первых, по вопросу их идентификации с организацией. Они верят в компанию, принимают ее цели и ценности, гордятся самим фактом работы в компании, желают оставаться членом данной организации. Во-вторых, компания пробуждает у них чувство самоуважения от самой работы в ней, поэтому они готовы вносить свой вклад для достижения целей организации («Я часть организации»). Это характеризует вовлеченность в деятельность и жизнь организации. В-третьих, проявляется эмоциональная привязанность к организации, работа вызывает чувство удовлетворенности от содержания, удовлетворенность своей карьерой, ощущение внимания и заботы со стороны компании («Для меня это лучшая из организаций»).

Кроме того, кластерный анализ ответов на опросник OSQ сотрудников организации трех разных структурных подразделений показал на фоне общего отношения к компании некоторые различия в виде появления новых кластеров. Заметим, что новых кластеров среди сотрудников производственного комплекса не было обнаружено. Для офисных сотрудников выделились следующие кластеры: 1-й – «Преданность организации вряд ли сулит много выгод», «Часто мне трудно согласиться с политикой в компании в отношении ее сотрудников»; 2-й – «Я согласен почти на любую работу для того, чтобы остаться в организации», «Аналогичную работу я могу выполнять в другой организации не хуже, чем в этой». Единодушие в отношении вопросов 1-го кластера можно прокомментировать как некоторое недовольство оценкой руководства работой сотрудников этих отделов, что формирует некий негативизм в отношении самой компании. Более того, самооценка профессионализма дает повод не сомневаться, что при случае персонал офиса всегда сможет работать в другом месте. Это звучит как определенный «шантаж» или попытка последний раз предупредить начальство, чтобы считались с работниками, так как в то же время они все-таки согласны работать здесь при любых условиях, что указывает на привязанность и в целом положительное отношение к организации.

Для отделов продаж: 1 кластер – «Я готов работать сверхурочно на благо организации», «Часто мне трудно согласиться с политикой компании в отношении ее сотрудников»; 2-й – «Я согласен почти на любую работу для того, чтобы остаться в организации», «Аналогичную работу я могу выполнять не хуже, чем в этой», 3-й – «Я действительно забочусь о судьбе организации», «Решение о работе в организации было ошибкой с моей стороны». Ответы работников этих отделов на поставленные вопросы в основном повторяют предыдущую ситуацию. Но можно заметить, что их приверженность организации чуть более «трагична», «жертвенней», противоречивей. Они при расхождении взглядов на оценки руководства сотрудников, тем не менее, так вовлечены в деятельность организации, что готовы работать сверхурочно на ее благо. Третий кластер подчеркивает эту противоречивость отношения как последнюю попытку найти согласие или призыв услышать тем, кто может помочь не разрушить былые иллюзии.

Сотрудники филиалов и офисов управления, имеющие высшее образование, стаж работы на данном предприятии, как правило, более года, являются профессионалами и специалистами своего дела, причем компания это всегда подчеркивает путем такого направления в своей кадровой политике как ежеквартальное проведение профессиональных конкурсов, соревнований на «Лучшего специалиста» и т.п. Естественно, эти работники, не раз принимавшие участие в таких мероприятиях, знают себе цену как профессионалов, не будут согласны на любую работу только для того, чтобы остаться в организации. Считают, что такую же работу они могут выполнять в другой компании не хуже, чем в этой, причем на момент проведения исследования на рынке труда требовались узкие специалисты, занятые на производстве.

Кроме того, из включенного наблюдения известно, что часть сотрудников этих отделов часто не соглашаются с политикой в компании в отношении оценки руководством ее работников. Нельзя однозначно сказать, что конкретно здесь имеется в виду, поскольку для персонала этот вопрос мог подразумевать политику в отношении оплаты труда, других направлений (пенсионное, страховое, социальное, образовательное). Но можно однозначно утверждать, часть выборов персоналом данных отделов сделана не в пользу компании, что можно характеризовать как проявление нелояльности, или скорее попытки сохранить ее. Бóльшие возможности этих сотрудников, образовательные и функциональные, позволяют проводить сравнение, анализ ситуации своего положения в организации, что дает более разнообразную и неоднозначную характеристику их ОЛ.

Надо учесть, что только 37 % от выборки составляют представители данных подразделений. 63 % - это работники производственного комплекса, давшие основной удельный вес оценки уровня лояльности в организации. Сотрудников данного комплекса вполне устраивает настоящее положение дел в компании, не смотря на то, что они не могут определять стратегию ее развития, кадровую политику, решать производственные задачи. Можно предположить, исходя также из включенного наблюдения, что их уровень ОЛ связан с удовлетворенностью внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся такие, как фактор полной занятости на производстве, обеспечение необходимым доходом и полным социальным пакетом, удовлетворения рабочими условиями в соответствии с выполняемыми трудовыми функциями. К внутренним же факторам – удовлетворение от содержания выполняемой работы, реальных возможностей профессионального роста на основе эффективной трудовой деятельности в компании по оценкам высшего руководства, а также на основе успешного прохождения аттестации и связанный с ней рост заработной платы, удовлетворение от признания и ожидаемой оценкой их работы путем ежеквартальных вознаграждений.

Таким образом, в результате измерения был получен количественный показатель наличного уровня ОЛ сотрудников трех, случайным образом выбранных, подразделений производственного предприятии. Причем, значимых различий измеренных уровней ОЛ подразделений не обнаружено. Предположение о том, что уровень ОЛ сотрудников структурных подразделений, отдаленных территориально, различается, не подтвердилось. Организационная лояльность сотрудников предприятия проявляется на среднем уровнем – 69 бб. (верхняя треть), что указывает на определенную эффективность кадровой политики компании в данном вопросе, т.е. все поставленные перед ней кадровые вопросы, задачи доходят до своей конечной цели.

Исходя из принятой концепции ОЛ, можно говорить о лояльности сотрудников к компании как о доброжелательном, корректном, искреннем, уважительном отношением к ней. Осознанное выполнение сотрудниками своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в ее интересах, готовность повышать производительность труда, соблюдать нормы, правила и обязательства, принимать ее ценности как свои характеризуют степень идентификации и вовлеченности сотрудников по многим параметрам как выше среднего. Особенностью же выступает отличие отношений и установок производственников, с одной стороны, и работников отделов продаж и офиса, с другой. Для сотрудников, выполняющих производительные (материальные) функции вовлеченность в организационную деятельность, идентификация с организацией, эмоциональная привязанность находятся на достаточном уровне и не вызывают каких-то сомнений. Для сотрудников, у которых образовательный уровень выше, стаж больше в организации, трудовые функции (в других подразделениях) связаны с управлением организации, наблюдается несколько другая картина. Несмотря на то, что они могут работать где угодно, они хотели бы работать именно здесь, что указывает на достаточный уровень приверженности организации. Желание адекватной оценки их работы (скорее не материальной, а моральной) и решение работать именно здесь может явиться отправной точкой для руководства в проведении мероприятий по укреплению и повышению ОЛ этих сотрудников.

Полученные в ходе исследования результаты позволили сформулировать ряд выводов, которые помогут руководству разработать эффективные технологии по оптимизации кадровой политики персонала.

Выводы, относящиеся к дальнейшему научному изучению ОЛ можно обобщить. Так, количественный показатель ОЛ нивелирует различия и мало информативен для изучения характеристик ОЛ. Качественные характеристики и анализ же позволяют обнаружить различия и особенности. Традиционный подход изучения ОЛ как набора, или даже системы, внутренних характеристик субъекта труда, откликающихся на проявление внешних факторов организационной структуры, мало эффективен для прогноза изменения индивидуальной ОЛ и построения схем ее повышения, так как существуют, скорее всего, разные уровни ОЛ не только для профессиональных, структурных и т.п. страт, но и индивидуально-возрастных периодов субъекта. Так как ОЛ связана с системой установок, сознания и самосознания, отношений личности к организации и другим сторонам профессиональной деятельности, необходимо изучать смысловую сферу работника. Использовать методы психосемантики, методы изучения мотивационной сферы.

Суоми И. (Челябинск)

^ СКАЗКОТЕРАПИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Сказкотерапия – удивительное явление в современной отечественной психологии. С одной стороны, как и психология, она имеет древнейшие корни в сказаниях, легендах, мифах разных народов. С другой – как научный метод – она очень молода. Это один из немногих методов психотерапии, который родился в России, и его автором является русская женщина-психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она же является директором Института сказкотерапии в Санкт-Петербурге. В основе сказкотерапии лежит система архетипов и архетипических сценариев, которые живут в судьбах каждого человека. Таким образом, изначально в сказкотерапии задана идея интеграции сокровищ народного творчества, научного познания и реальной жизни, что позволяет достигать убедительных результатов в психотерапевтической работе как с детьми, так и со взрослыми.

Место архетипов в структуре личности впервые обозначил К.Г. Юнг, он же показал возможность роста личности через осознание своих архетипов и интеграцию их противоположностей, таких как Добро и Зло, Анима и Анимус. Для психолога-практика всегда возникает вопрос: как это сделать наиболее эффективно и экологично?

Сказкотерапия является веками проверенным методом. В чем же ее эффективность? Как известно, сказки начинают рассказывать детям в очень раннем возрасте, буквально с самого рождения. Сюжет детских сказок очень прост, краток и, в то же время, удивительно насыщен красками жизни. Его легко изобразить на бумаге, поэтому в детских книгах очень мало места занимает текст, а в основном – это яркие иллюстрации сюжета. В том случае, если нет книги, умелый рассказчик или рассказчица может легко разыграть сказку по ролям. В данном случае, для ребенка важна доступность образов, их действий и эмоций. Дети очень остро и непосредственно переживают приключения героев, и это становится их первым жизненным опытом.

Что же происходит при этом? Чаще всего ни взрослый, ни тем более, ребенок, не задумываются о том, что в любой, самой маленькой сказке спрятаны священные ключи к народной мудрости. Каждый персонаж и его действия – это и есть этот ключ. В науке эти ключи носят названия архетипов и архетипических сюжетов. Таким образом, маленький ребенок через непосредственное проживание сюжета сказки активирует в себе архетипические формы поведения, напрямую впитывая мудрость человеческого бытия. Эти простые формы приобщения к общечеловеческим ценностям закладывают в ребенке очень важное качество – нравственный иммунитет, с которым он и будет идти по жизни. Естественно, у каждого ребенка уже задана архетипическая иерархия его личности. Благодаря сюжетам сказок эта внутренняя структура становится более гармоничной и адаптируется к той социальной среде, в которой воспитывается ребенок. Можно сказать, что при этом происходят мощные процессы интеграции, как во внутреннем мире маленького ребенка, так и в проявлениях его социализации. В этих процессах непосредственно участвуют окружающие ребенка взрослые. Архетипическая структура их личности при этом также гармонизируется, что, в свою очередь, положительно влияет на все стороны их жизнедеятельности, их социальные связи и внутреннее состояние. Если использовать метафору, то можно представить, как обычный процесс чтения сказок детям в семье становится тем камушком, который, будучи брошен в воды бессознательного, создает широкие круги внутренней интеграции и гармонизации структур личностей, и, соответственно, и жизненных сценариев близких людей.

Нравственный иммунитет закладывается в раннем детстве, и сделать это достаточно легко. В то же время сложно сохранять его, когда человек, взрослея, все больше вовлекается в круговорот реальной жизни. Вот тогда ему на помощь может прийти сказкотерапия. Как утверждает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, этот метод наиболее эффективен именно для взрослых. Его можно использовать как в качестве профилактики (как прививка от вируса гриппа), так и эффективное средство в различных кризисных состояниях личности. Ведь как гласит народная мудрость: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!».

Как же понять эти уроки? В данном случае, сказкотерапевт – это не просто человек, который обладает ключами, чтобы расшифровать сказку. Его задача состоит в том, чтобы соединить, проинтегрировать потенциал кризисной ситуации, в которой находится его клиент, с терапевтическим потенциалом соответствующей сказки. Иными словами, необходимо подобрать для данного «больного» соответствующую сказочную «пилюлю». Возникает вопрос: а если сказкотерапевт ошибется, какова цена его ошибки? Оказывается, и тут работает народная мудрость. Любая сказка – это не просто один архетипический сюжет, а целая система архетипов, которые выстраиваются в гармоничную логическую последовательность взаимодействий и взаимоотношений. Можно потянуть за любую ниточку и постепенно распутать весь клубочек, весь узел противоречий данного клиента.

Более того, человек в кризисном состоянии сензитивен к восприятию любого позитивного опыта, его бессознательное проявляет себя очень активно. Поэтому человека в таком состоянии достаточно легко вовлечь в перепетии сказочных персонажей. Их эмоционально насыщенные приключения становятся тем «бальзамом», который успокаивает боль души человека, участвующего в процессе сказкотерапии. Возникает эффект сопереживания, сострадания и осознания, а соответственно, и расширения сознания. Очень активно в этот процесс вовлекается также творческое начало человека. Многие самые серьезные взрослые начинают додумывать сюжеты сказок, а затем и придумывают их сами. Задача сказкотерапевта состоит в том, чтобы разжечь этот огонек творчества, поддерживать и развивать духовную активность клиента.

Сказкотерапия прекрасно сочетается со всеми видами арт-терапии: это разыгрывание сказок по ролям, художественное чтение, построение сказочных сюжетов в песочнице, рисование, создание кукол и другие. Терапевтический процесс при этом превращается в увлекательное, красочное действие.

Общаясь со сказкой, личность ребенка, подростка или взрослого как будто припадает к источнику с «живой водой». Народная мудрость тонко и мягко проникает через иссушенные слои души и восстанавливает тот чистый родник, который дан каждому от рождения. Как уже было отмечено, этот процесс интеграции может развиваться и углубляться, вовлекая все новые уровни и структуры личности человека.

Терехина Л.А., Соколова И.Ю. (Томск)

^ ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ – ОДНО ИЗ ОСНОВАНИЙ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ научной литературы и эталонов здоровья (античный – здоровье как внутренняя согласованность, адаптационный – здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде, антропоцентрический – здоровье как всесторонняя самореализация, как раскрытие творческого и духовного потенциала личности) позволил нам выявить и обосновать следующие принципы здоровьесбережения.

Принцип гармонии телесной, душевной и духовной природы человека, в соответствии с которым болезнь можно рассматривать как подавленную жизнь Души и нереализованные в течение жизни способности человека, а здоровье – это не только постоянное поддержание равновесия души и тела, но жизнь в согласии с природой, это максимально возможное раскрытие духовности, что является самой важной жизненной задачей любого человека, и от того, насколько он выполнит эту задачу, зависит его здоровье. Духовность можно охарактеризовать как способность человека к восприятию высших духовных ценностей и идеалов, как способность творить, изменяя окружающий мир, на основе понимания универсальных законов жизни и принятия высших целей. Духовность – это умение гармонично сочетать свои интересы с интересами других людей и общечеловеческими ценностями, это стремление увидеть любую ситуацию и решить любую проблему с точки зрения общего блага [1].

Принцип следования основным законам развития природы, в соответствии с которыми в процессе активной жизнедеятельности человека происходит развитие его потенциальных, творческих возможностей и которые являются средством достижения целей в жизни человека. Для достижения цели организм включает функциональные системы, работающие также по единым законам, обеспечивая постоянство внутренней среды, мобилизуя все обменные процессы в нем в соответствии с поставленной задачей. В соответствии с этим можно сказать, болезнь – это сила, которая возвращает человека на путь развития, что причиной заболевания служит несоответствие образа жизни человека его творческому предназначению. С другой стороны, осознание цели и смысла жизни, формирование в повседневной жизни высших ценностных установок на основе универсальных закономерностей развития позволят человеку наполнить жизнь новым содержанием, восстановить нарушенные причинно-следственные связи, в том числе и обменных процессов в организме, изменить отношение к своему здоровью, осознанно выбрать индивидуальный вариант здорового образа жизни.

Принцип гармонии с окружающей средой. Опираясь на мнение А.А.Чижевского о том, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное, что космические факторы врываются в физические и химические процессы происходящие в планетарной оболочке, вызывают соответствующие изменения в физико-химических, физиологических отправлениях организма, отражаясь на его психическом и социальном поведении, можно предположить, что причиной заболеваний является нарушение взаимодействия человеческого организма с планетой Земля, всеми ее царствами природы, со всей Вселенной, насыщенной постоянно движущейся энергией, что болезнь следует рассматривать как нарушение потока энергии. Кроме того, человек очень тесно связан с природой, с другими людьми, с культурно-историческими традициями, и все это неизбежно оказывает влияние на его состояние. При этом связи с природой серьезно нарушены, что порождает многочисленные экологические проблемы и становится причиной уничтожения человечества и планеты, и постоянно возникают конфликты разных масштабов от конфликтов двух людей до конфликтов государств и каолиций, а чем глубже и серьезнее конфликт, тем больше он влияет на здоровье человека. Стремительный ритм современной жизни усиливает конфликтность и стрессовость ситуаций, но одновременно усиливает адаптивные способности человека, его гибкость, лояльность, понимание причин происходящих изменений. Это разрушает стену, воздвигаемую человеком между миром и собой, заботясь только о себе, своих интересах, проблемах, удачах.

Вместе с тем осознание человеком цели и смысла жизни как непрерывного преобразовательного процесса на основе интеграции целевых установок, в соответствии с целями развития планеты, человеческого сообщества, страны, позволит человеку предупредить заболевания и исправить искажения в сознании.

Принцип поисковой активности является основным компонентом поведения, обеспечивающим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям и, следовательно, здоровьесбережению. Низкая поисковая активность, по мнению В.С.Ротенберга [2], не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия. Отказ же человека от поисковой активности по внутренним или внешним причинам может привести к серьезным заболеваниям так, при отказе от поиска у человека возникает депрессия, невротическая тревога, переживание беспомощности и безнадежности, которые часто предшествуют развитию таких заболеваний, как язва желудка и кишечника, аллергические расстройства, опухолеобразования. Кроме того, резкий отказ от активного поиска обычно приводит к спаду энергии, апатии и депрессии, на фоне которых развиваются сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.

Однако, самым универсальным типом поисковой активности является поиск самого себя, своего места в мире. Поиск себя и сотворение себя – своеобразный творческий процесс и основная задача обучения и воспитания заключается в развитии в человеке способности к поиску самого себя, в раскрытии его потенциальных возможностей в отношениях с миром и другими людьми, что будет способствовать сохранению здоровья подрастающего поколения.

Принцип аксиологический. В процессе жизнедеятельности у каждого человека формируется система ценностных ориентаций, являющихся аксиологической функцией сознания, которые определяют его поведение. Интегральной аксиологической функцией сознания является цель и смысл жизни человека. Согласно теории функциональных систем (ТФС) П.К. Анохина, цель (результат) как системообразующий фактор стабилизирует систему, т.е. состояние здоровья человеческого организма. Искажение самой цели и рассогласование ее с результатом ведет к заболеванию. Наряду с этим осознание смысла жизни как проявление, познание и применение универсальных законов развития систем является гармоничным средством достижения цели. Высшие ценностные ориентиры, став осознанными, являются источником здоровья человека.

Принцип самоактуализации, самореализации проявляется в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и является высшей потребностью человека.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание человека стать всем, чем возможно, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживаниями страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

По К. Роджерсу, самоактуализация – та сила, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.

По мнению Б.Ф. Ломова, жизнь для самоактуализирующейся личности – это процесс постоянного выбора: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

Таким образом, самоактуализация как саморазвитие и реализация собственного потенциала – это полноценная жизнь и здоровье, а недостаточная (по тем или иным причинам) самореализация неизбежно вызывает заболевания.

Принцип самоидентификации связан с соответствующей потребностью человека в самоиндентификации – сохранении, невзирая на обстоятельства, самого себя, своей индивидуальности, в сохранении представления о самом себе, желании оставаться в согласии с самим собой. Эта потребность является стержнем, вокруг которого строится все поведение человека. Неудовлетворенная в силу тех или иных обстоятельств потребность в самоидентификации часто может стать причиной неврозов, так как любые невротизирующие ситуации, по мнению по мнению В.С. Ротенберга, неизбежно затрагивают глубокие пласты личности и так или иначе связаны с представлением человека о самом себе.

Все эти принципы, на наш взгляд, являются основополагающими в культуре здоровья личности, и следование этим принципам способствует сохранению здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Кроме того, эти принципы являются значимым теоретическим основанием организации образовательного процесса (как процесса обучения и воспитания), направленного на развитие личности и сохранение ее здоровья в любой образовательной системе. Так, сам человек может реализовывать в жизни первые три принципа, если у него в процессе воспитания и обучения будут сформированы соответствующего уровня сознание и мировоззрение. Четыре других принципа могут реализовываться в процессе познавательной и любой другой деятельности личности, если эта деятельность проектно-исследовательская, в целом творческая. Таким образом, основной задачей любой образовательной системы является создание условий для развития сознания, мировоззрения, актуализации потенциальных, творческих возможностей обучающихся, их активная познавательная деятельность проектно- исследовательского, творческого характера.

На основе выявленных принципов здоровьесбережения нами разработана и реализуется программа формирования культуры здоровья участников образовательного процесса в вузе [3]. Ее особенностью является ориентация на целостное представление о здоровье человека, на личность, ее неповторимость, ее индивидуальные биологические, психологические особенности и индивидуальные особенности сохранения и укрепления здоровья каждого студента и педагога.

ochishenie-pamyati-i-edinstvo-hristian-v-sovremennom-katolicheskom-uchenii.html
ochishenie-tolstogo-kishechnika-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
ochistit-formatirovanie-udalyaet-formatirovanie-videlennogo-teksta-i-sbrasivaet-na-normalnoe-tolko-videlyat-nado-redaktiruemij-tekst-chtobi-ne-sbrasivat-f-stranica-5.html
ochistitelnie-sistemi-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
ochistka-gazoobraznih-vibrosov-ot-aerozolej.html
ochistka-kolodca-preambula.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnie-reglamenti-i-standarti-gosudarstvennih-uslug-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-pravo-mezhdunarodnoj-torgovli-dlya-specialnosti-03050165-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-kandidat-istoricheskih-nauk-professor-lopatina-o-n.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-solikamskoj-gorodskoj-dumi-ob-utverzhdenii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/torgovlya-kanali-kurs-russkoj-istorii-1-lekciya-lxii-7-znachenie-voennoj-reformi-7-polozhenie-dvoryanstva-8-stolichnoe.html
  • institut.bystrickaya.ru/suag2-1987-ne-oslabevaet-eti-issledovateli-rassmatrivayut-vitesnenie-kak.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trigonometriyali-tepe-tedkter-men-olardan-shiatin-osimsha-tepe-tedkter-turali-oushilardi-blmdern-aliptastiru-trigonometriyali-funkciyalardi-anitamalari-men-asiettern-rnekterd-ishamdau.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kachestvo-podgotovki-vipusknikov-obsheobrazovatelnih-programm-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-rezultatam-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-predskazanie-uchebnoe-posobie-harkov-hnagh-2007-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-ukraini.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-4modelirovanie-ekologo-ekonomicheskih-sistem-lekciya-ponyatiya-celi-zadachi-i-tehnologii-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/marksistskaya-filosofiya-lekciya-1-09-01.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-moskva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sudovie-kotli-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-2008-g-trebovaniya-k-kandidatam-na-poluchenie-diploma-vhtennogo-mehanika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/racionalnoe-ispolzovanie-vodnih-resursov.html
  • institut.bystrickaya.ru/storya-ta-arhtektura-sof-kivsko.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-ustranenie-ili-smyagchenie-porochnih-stimulov-uglublennij-obzor-programmi-raboti-po-meram-stimulirovaniya-svodnij.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obshaya-psihologiya-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra-avtor-petrovskij-v-a.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompleks-tehnicheskih-i-programmnih-sredstv-prednaznachennij-dlya-avtomatizacii-podgotovki-i-resheniya-zadach-polzovatelej-struktura.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yubilei.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-1999.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-otdelov-torgovo-promishlennoj-palati-stavropolskogo-kraya-na-2012-god-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/overchenko-m-nalog-na-chrezmernost-vsemirnij-finansovij-puzir-nuzhni-bolee-visokie-trebovaniya-k-kapitalu-bankov1.html
  • institut.bystrickaya.ru/transportnoe-strahovanie-ved-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyatitel-grigorij-bogoslov-pyat-slov-o-bogoslovii-slova-27-31-2000-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/protivorechiya-globalizacii-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyot-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2008-goda-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-85-kniga-pervaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sentyabr-plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-administracii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohrana-zdorovya-otchyot-o-rabote-upravleniya-obrazovaniya-administracii-zato-g-severomorsk.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znachenie-regionalnogo-zontichnogo-brenda-pomore-v-attraktivnom-pozicionirovanii-i-kompleksnom-prodvizhenii-turistskogo-potenciala-arhangelskoj-oblasti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-tolkovat-sni-sni-i-grezi-evgeniya-cvetkova.html
  • klass.bystrickaya.ru/albert-smirnov-itogi-deyatelnosti-tamozhennih-organov-yutu-v-pervom-kvartale-2009-goda-molot-ot-11-08-09g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnost-220201-upravlenie-i-informatika-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blogi.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-vokalnogo-semejnogo-tvorchestva-detej-i-roditelej-zolotaya-rossip-posvyashennogo-dnyu-zashiti-detej-obshie-polozheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.