.RU

Оценки: Группа №1 – 4 - Лекция «Форсайт»



^ Оценки:

Группа №1 – 4.

Группа №3 – 4.

Группа №4 – 4.

Ведущий - 5.


Следующий доклад Группы №4 «Инновации», прошу.


^ 3.3 Группа №4 «Инновации»


Докладчик. Наша тема – понятие «Инновации», и у нас два докладчика.

Переслегин Сергей Борисович. Это со-доклад, или один доклад, который выполняют два человека?

Докладчик. Это один доклад, который выполняют два человека?

^ Переслегин Сергей Борисович. Объясняю смысл своего вопроса. Как-то на игре в Нижнем Новгороде одна группа разбилась на шесть со-докладчиков, и все они начали говорить минут по 15 каждый. После четвёртого доклада ведущий игры, а им был тогда Щедровицкий, очень вежливо их спросил: «Скажите, вы понимаете, что вас уже не слушают не только зал, но даже и я?». А ситуация, когда один доклад делают два человека, совершенно нормальна и часто применяется.

Докладчик. Ну, я думаю, что мы не будем так долго говорить.

Нашей задачей было определить, что такое инновация, инновационный регион и всё, что с этим связано.

^ Переслегин Сергей Борисович. И, зачем он нужен советскому человеку?

Докладчик. Ну да. Начнём.

Понятие инновация. Здесь у нас наметились два пути к пониманию этого термина. С одной стороны, инновация – это что-то новое. А с другой стороны – это хорошо забытое старое, но применённое в новых условиях, новой форме и т.п.

Инновация – это то, что серьёзно меняет какую-то ситуацию, это какие-то новые возможности. Какое-то новое развитие, качество. То, что начинает активно и широко использоваться.

Инновация – это преобразование какого-то процесса или системы, связанное с расширением возможностей, изменением качества и изменением формы.

Со-докладчик. Мы принципиально разделили инновации на технические и социальные. Технические инновации, так или иначе, рано или поздно, но меняют нашу жизнь. А социальные инновации могут использовать всё, уже имеющееся, для качественных преобразований. И в этом смысле, просто техническое изобретение – это не инновация. Инновацией техническое изобретение становится, когда происходят уже изменения в социуме, им порождённые.

Докладчик. Также, у нас в группе было высказано предложение, определять понятие инновации исходя из онтологических оснований. И, прежде всего, из смысла жизни и целей жизни. Т.е., только чётко представляя себе, что для нас является смыслом жизни, мы можем определить что, по отношению к нему, является инновацией.

И, в этом смысле, может оказаться, что японские андроиды и сотовые телефоны, это ни какая не инновация, а регресс или топтание на месте.

Далее. Понятие инновационный регион. Здесь у нас тоже два пути к пониманию. Одно представление – территориальное. Второе представление – средовое. Единая среда, связывающая людей.

В территориальном представлении, возникшая инновация сама диктует границы региона, ареал своего распространения. В границах такого региона инновация разрабатывается и внедряется. Регион становится её носителем.

Со-докладчик. Территориальное представление об инновационном регионе даёт такую картинку.

Есть у нас регион со своей инфраструктурой. У этого региона есть какое-то видение своего будущего, вербализованное или не вербализованное, какая-то цель. И есть люди, генераторы идей и изобретатели, здесь или в другом месте, не важно.

Необходимой частью инфраструктуры инновационного региона должны являться следующие механизмы:

Данная инфраструктура должна быть направлена на изменение качества жизни, качества всей системы и качественно изменяющаяся сама.

Итак, с нашей точки зрения, инновационный регион – это регион, где есть этот механизм такого преобразования.


^ Вопросы на понимание.


Вопрос? А что вы понимаете, как инновации, именно для Сибирского региона?

Со-докладчик. Это вопрос по содержанию, а не на понимание.


Вопрос. Я так понял, что отношение делает технологию инновацией или не-инновацией. А вот атомная бомба, это всё-таки инновация или нет, независимо от того, как вы к ней относитесь?

Докладчик. Да, инновация. Это, то новое, что существенно меняет ситуацию.


Вопрос. Если я правильно понял ваше первое определение инновации, то преобразование икринки в головастика, а потом в рыбу – это инновация?

Докладчик. Да, если это взять как образ. Вот была маленькая икринка и превратилась во что-то качественно иное.


Вопрос. Так что, только процесс преобразования из маленького в большое, является инновацией?

Докладчик. Не обязательно. Должно измениться качество, а по размеру оно может быть и меньше и больше.


Вопрос. Непонятна связь между понятием инновация и смыслом жизни, не уловилась совершенно?

Переслегин Сергей Борисович. Она у вас правильно не уловилась. Группа пошла в эту сторону, поняла, что зашла очень далеко в болото идеализма, говоря старым советским языком, и, на всякий случай, решила не акцентировать на этом внимание. Но позицию они заявили ясно.

Смысл их выступления заключается в следующем. Инновация – это то, что меняет не только образ жизни, но и смысл этой жизни. Или вернее, то, что помогает продвинуться к реализации смысла жизни, какой бы смысл они не вкладывали в понятие продвижения к реализации. На этом они разводили инновации на социальные и технические. Это – основа их доклада.

Но, весь вопрос в том, это представление нас куда-то продвигает или нет? Но это содержательный вопрос, а не на понимание.


Вопрос. Правильно ли я понимаю, что инновация, это всегда прогресс и позитив? Вот когда вы упомянули про сотовые телефоны. Так как, инновация это всегда прогресс?

Докладчик. Да, всегда прогресс.

Вопрос. И позитив?

^ Переслегин Сергей Борисович. Ещё даже хуже! Смотрите, позиция группы такая – мы, у себя в группе, знаем - в чём смысл жизни. Поскольку мы это знает, то мы и знаем что такое прогресс и позитив, поскольку эти понятия, от смысла жизни производные. Так вот, инновация – есть то, что содействует прогрессу. А то, что не содействует – то не инновация.

Конечно, тогда придётся ввести понятие ре-инновация. И дальше делить всех на наших разведчиков и ихних шпионов, это тоже понятно.

А ведь картинка очень интересна. Группа сделала ход, крайне нетривиальный и предельно неоднозначный. Потому что, они пытаются в совершенно внеморальную область, инноватику, внести эмоциональный этический критерий. Это тоже все понимают. То, что они пытаются назвать эти основания онтологическими, это неправда. Они – этические. Это видно по их лицам.

Это, безусловно, сам по себе такой ход, НОВОЕ. Вопрос только в том – нас это новое продвигает вперёд, назад, или никуда?

А то, что группа именно так сформулировала конструкцию, в два доклада, интересна. На мой взгляд, вторая часть доклада существует для того, чтобы мы прониклись формальной схемой и забыли главную основу, которая только сама по себе и имеет смысл.

Вторая часть доклада говорит нам о гораздо более спокойных вещах. Вторая часть доклада нам говорит что, инновационный регион, это тот регион, где инновации воздействуют на институты и инфраструктуры. И здесь уже, вроде бы, вопрос эмоционально не рассматривается впрямую. Я ведь не зря, в начале, спросил – это у вас два доклада или один? Нам сказали – это один доклад. Поэтому, вы должны иметь в виду, что инновационный регион, это тот регион, в котором инфраструктуры и институты меняются в сторону реализации нашего смысла жизни. И это то, за что группа выступает.


Ну, это красивая, интересная, необычная позиция. Я бы сказал, что мне с этой мыслью нужно будет переспать. Я много занимался анализом инноватики, но никогда не подходил с этой позиции, и не ощущаю себя в праве это оценивать. Доклад оценить я могу, а вот подход?! По крайней мере, я бы это принял во внимание.

А что с этим делать дальше, пока не ясно. Бывают и такие доклады. Из десяти таких докладов, девять нужно выбрасывать. Но если вы выбросите десятый, то вы совершите самую большую ошибку в вашем форсайте. А вот относится ли данный доклад к десятому, или к первым девяти, это нам надо будет думать и решать.


Вопрос. У меня вопрос как раз ко второй части. Инновационному региону присущи инфраструктура и образ будущего. А потом возникает воздействие на инфраструктуру и появляется новое качество. Но я так и не услышала, новое качество – инфраструктуры, или – смысла жизни?

Со-докладчик. Тут речь идёт о движении в направлении сформулированной цели. Качественные изменения приводят к тому, что эта цель реализуется, или меняется, появляется новая цель.

Реплика. Вы не ответили на мой вопрос. Мой вопрос – про соотношение вашей онтологии, заявленной в первой части доклада, то, что определяет, это инновация или не инновация, и второй части доклада, где появляется новое качество. Как новое качество соотносится с вашей онтологией?

Докладчик. Смысл жизни может меняться со временем. Но, в каждый конкретный момент, когда мы задачу решаем, он конкретен.

^ Переслегин Сергей Борисович. Смотрите, в докладе же две стороны. Первая сторона – концептуальная: инновация, прежде всего, меняет образ жизни, и приближает к реализации смысла жизни. А вторая сторона – технологическая: для того, чтобы инновация в принципе могла это сделать, она должна прописываться в регионе инфраструктурно и институционально. Первое всё равно всегда подразумевается. Такая связь.

Как проверить? Очень простой пример – мы сделали небольшую школу, в которой вырастили трёх прекрасных детей. Такой проект, безусловно, может реализовать смысл жизни некоторого количества людей. По первому критерию – это, безусловно, инновация. Но, пока это маленькая школа на три человека, она ни в институты, ни в инфраструктуры не вписана. Поэтому, данный регион – не инновационный, а данная инновация – бесплодна и бесцельна.

Это просто два подхода, концептуальный и деятельностный.

Реплика. И, в этом смысле, регион определяет, является ли это для него инновацией или нет?

^ Переслегин Сергей Борисович. Да.

Со-докладчик. Здесь просто меняется масштаб. Изменился ли образ жизни для одного человека, или для трёх в этой школе….

^ Переслегин Сергей Борисович. Не масштаб! Тут важна воспроизводимость. Образ жизни, это ведь воспроизводимость. А чтобы он был воспроизводим, он должен быть включен в институты или инфраструктуры. А лучше, и туда, и туда. И, тогда он проникает в онтологию!


^ Содержательные вопросы и суждения


Реплика. У меня есть фиксация сказанного. Я хотел бы её проверить. Такое модельное предположение – христианство, как регион, который продвигает нас к смыслу жизни. Подходит к тому концепту, который вы представили?

^ Переслегин Сергей Борисович. Смотрите, если вместо христианства вы скажете – Римская Католическая церковь, я скажу – точно подходит. А по поводу христианства, я не уверен что у него есть единая инфраструктура. Под вторую часть определения оно просто не попадает.

Реплика. Когда речь идёт о том, что в христианстве появилось много разных веток, то это можно принять. Но если говорить, что формы этой инновации, христианства, как-то изменились со временем и появились разные институциональные и инфраструктурные единицы, то тогда, вроде попадает. Меня смущает сворачивание до Римской Католической церкви потому, что там может остаться только инфраструктура и институт, исключающая идею и образ жизни.

^ Переслегин Сергей Борисович. Я не отрицаю, что можно сделать так, как вы говорите. Но если опираться на позицию группы, то она чётко сформулирована – нужны институционально воспроизводимые механизмы. Почему я и назвал не вообще христианство, а одну из его ветвей, где вот эти механизмы воспроизводились в течение длительного времени. Причём понятно, с таким же успехом я мог назвать и Православие и Протестантизм.

Реплика. Тогда, что мне нравится в докладе группы, это пересечение с тем понятием региона, которое ввела Группа «Территория».

Вопрос. Что является инфраструктурой и что онтологией, например, на сайте, на который человек заходит?

^ Переслегин Сергей Борисович. Вопрос великолепный, но я его снимаю потому, что на него надо отвечать минут тридцать. Причём, если среди нас есть программисты, то нам и этого времени точно не хватит. Но вопрос хороший, и пусть группа о нём думает дальше.


Оценки группе.

Оценки:

Группа №1 – 3.

Группа №2 – 3.

Группа №4 – 4.

Ведущий - 4 с вопросом (?).


^ 3.4 Группа №3 «Сценарии»


Докладчик. Наша задача была – сценировать. И по ходу работы возникли задачи – составить список вопросов к сценариям и определить в них НОВОЕ и ИНОЕ. Про сценирование буду говорить я, а по вопросам – у нас будет со-докладчик.

В первой части доклада у нас четыре сценария.


^ Первый сценарий – Колонизация. Колонизация Сибири с трёх направлений. Первое направление - у нас с боку Китай, который уже начал свою колонизацию. Этот сценарий уже развивается.

Второе направление – Колониальная Россия, этот сценарий мы наследуем уже несколько веков.

И третье направление – это, если вдруг, мы как-то объединяемся….

^ Переслегин Сергей Борисович. Извините, это всё один сценарий, или несколько?

Докладчик. Это один сценарий, но в трёх версиях.

Т.е. первое – внешний хозяин приходит. Ну, собственно, там в Кемерово, 30 участков по 400 гектар китайцы уже забрали, у нас здесь несколько деревень забрали. Это уже развивающийся сценарий.

Второе – это Имперский ещё сценарий, от Российской Империи ещё оставшийся. Мы постоянно отчисляем и отвозим в Москву дань.

И третье – это когда мы вдруг себя начинаем осознавать, и становимся такой сильной провинцией, выставляющей свои условия Метрополии.

^ Переслегин Сергей Борисович. Но это уже не Колонизация, это уже другой сценарий. Это уже Провинция.


Докладчик. Хорошо, тогда мы Провинцию выделим в отдельный сценарий, второй по счёту. Он подразумевает определённую административную самостоятельность. Не просто отправляем средства в Империю, а договариваемся – на каких условиях мы туда что-то дадим, или не дадим. Т.е, возникает полноценный Субъект Федерации.


^ Третий сценарий – Билл Гейтс. Это когда у нас здесь рождается суперотрасль, или несколько отраслей, которые начинают быстро развиваться и дают нам экономическую независимость. И, исходя из этого, Сибирь выставляет свои требования на самостоятельность.


^ Четвёртый сценарий. У этого сценария два способа реализации. Первый способ - Антропологический скачёк. И второй – человек, из того, чем он является сейчас, вдруг превращается в какого-то ИНОГО человека, с другими качествами и способностями, типа Дети Индиго. Это превращение может быть достигнуто социальными технологиями или образовательными технологиями.

И тогда, при любом варианте реализации, у нас в Сибири возникает принципиально новая организованность, какая-то новая цивилизация с новым порядком.


И пятый сценарий – Ноев Ковчег. На планете происходит глобальная катастрофа, и Сибирь становится таким местом, где будет возможность спастись человечеству. И все начнут стремиться сюда, спасаться здесь, бороться за место и т.п.


Со-докладчик. Мы попытались ответить на вопросы: «Кто Заказчик?» и «Где Территория?», но так и не смогли этого понять.

Далее, нам предложили составить список вопросов о технологиях, которые возможны в инновационном регионе, если бы мы могли. Мы долго пытались выяснить, для кого этот список вопросов, у кого спросить? У того, кто уже в будущем? У того, кто здесь сейчас? Это эксперт или кто?

В конечном итоге, в состоянии полной неопределённости, мы составили следующий список вопросов:


^ Переслегин Сергей Борисович. Спасибо. Вопросы на понимание.


Вопросы на понимание


Вопрос. Как вы сами оцениваете вероятность развития всех сценариев.

Со-докладчик. В докладе представлены не се сценарии, которые обсуждались группой. Представлены были те, которые мы оценили как наиболее вероятные.

С моей точки зрения, наиболее вероятен сценарий Внешней Колонизации, которая в форме экономической экспансии уже происходит. И если ничего не менять, то он и реализуется. Этот сценарий мы определили, как инерционный.

Очень хотелось бы, чтобы реализовался сценарий ^ Билл Гейтс. Для этого нам нужны прорывные технологии, которые могут привести к такому сценарию.


Вопрос. Как ваши сценарии соотносятся с инновациями? Какой сценарий у вас инновационный?

Со-докладчик. Как раз сценарий Билл Гейтс мы и рассматривали, как инновационный. Причём, мы рассматривали вариант, когда сам Инновационный Регион был Заказчиком.

Со-докладчик 2. Я попробую дополнить сказанное. При обсуждении, у нас в группе прозвучала фраза, что если у нас будет десять Жанн д,Арк, то у нас будет десять Франций.

^ Переслегин Сергей Борисович. Я-то как раз это и предполагал. То, что у вас будет десять Жанн д.Арк и десять Сибирей. Почему, собственно говоря, эта идея и была заброшена, без всяких уточнений. К сожалению, в вашей картинке я этого точно не вижу.

Со-докладчик 2. Ну, мы пытались упаковать варианты. И тогда, если помнить что, регион определяется взаимоотношениями, инфраструктурой, простоенностью связей и возможностями действования, то получается, что таких сценариев можно рассматривать много.

Конкретный сценарий будет негативным или позитивным исходя из того, в каком регионе я его рассматриваю. Например, позитивный для образования сценарий, может оказаться негативным для военных. Переходя из одного региона в другой, я получаю разную окраску. Он может оказаться инновационным и не-инновационным, если помнить определение инновации, данное третьей группой.

^ Переслегин Сергей Борисович. Реализует смысл жизни, или не реализует.

Со-докладчик 2. Да, да, да! Дальше, исходя из того, кто Заказчик, мы получаем ещё одну картинку. Это колониальный сценарий, или антиколониальный?

Получается, каждое моё называние оказывается двояким. Поворачивается туда или сюда.

Я бы сейчас попыталась классифицировать эти сценарии с точки зрения тех сил, которые в них учтены. Например, ^ Ноев Ковчег, сценарий всемирной катастрофы, он у нас родился из мифа о глобальном пожарении, когда в Сибири только и будет, тот прекрасный регион, где можно будет жить. И этот сценарий можно рассматривать, и как позитивный, и как негативный, с точки зрения нас, как жителей этого региона. Что для нас в нём хорошо, а что плохо.

Также и в Антропологическом сценарии. Если я понимаю, какие внешние условия наложены на антропологические процессы, тогда я могу рассматривать и разворачивать этот сценарий, и как негативный, и как позитивный.


Вопрос. У меня два, связанных друг с другом вопроса. Первый – ваши сценарии принципиально обезличены, или у них есть конкретные носители? И, в связи с ним, второй – проводили ли вы в своей группе микроисследование на наличие носителей того или иного сценария?

Со-докладчик 2. Скорее, это обезличенные сценарии.

Реплика. Для меня сценарий имеет, как бы, голову и ноги. Носители должны быть, их надо выявлять.


Вопрос. Правильно ли я понял что, ваша группа сделала набор лекал, тех, которые вообще могут быть? И они могут быть востребованы любыми заказчиками, которые захотят их использовать.

Со-докладчик 2. Более того, мы в группе как раз и обсуждали, что должны задать некоторые лекала. А на следующем этапе сценарии уже будут доводиться до уровня документов.

^ Переслегин Сергей Борисович. Изначально так и предполагалось поступить, но я не уверен, что нам удастся это сделать с этим набором сценариев.

Есть ещё вопросы на понимание? Нет. Тогда переходим к суждениям.


^ Содержательные вопросы и суждения


Суждение. Когда я смотрю на список сценариев, у меня возникают некоторые сомнения. Не имеем ли мы дело с некоторыми наваждениями.

Описывая Имперский сценарий, вы говорите, что Москва у нас забирает большую часть ресурсов. Причём, об этом говорит в основном старшее поколение. Если бы я специально не исследовала эту тему в интернете, а просто бы ходила на работу, как все нормальные люди, мне бы и в голову не пришло, что есть такая проблема.

Когда заходишь на какой-нибудь такой специфический ресурс, там ругань и драки, целые бури. А выходишь из этого замороченного лабиринта, просто на улицу, там люди таки добрые, ни с кем они там не конфликтуют.

^ Переслегин Сергей Борисович. Но медленно копят недовольство.

Суждение (продолжение). Про Федеральный центр они вспоминают, может быть, раз в год.

^ Переслегин Сергей Борисович. Федеральному центру сегодня везёт. Второе ваше замечание для него ещё хуже, чем первое.

Суждение (продолжение). Ну, может быть. Потом, Ноев Ковчег. Аналогично. Захожу я на новостной сайт, просто погоду посмотреть. А там, чёрт возьми, глобальное потепление, Западно-Сибирские болота оттаивают и выделяют метан, и т.д. и т.п. Чёрт, я закрываю страницу, выхожу на улицу, и ничего этого нет!!!

^ Переслегин Сергей Борисович. А теперь, пожалуйста, уберите от телевизоров детей, будем давать прогноз погоды!

Суждение (продолжение). А вопрос у меня следующий. Как так организовать мысли наши, наши коммуникации, чтобы, когда бы мы строили сценарии, в них не присутствовали всякие такие наваждения. И, тем более, они бы не занимали 50% сценария и более.

^ Переслегин Сергей Борисович. Ваша мысль понятна. Сейчас мы увидим, как это дело легко исправляется.


Вопрос. Извините, я не понял. Сценарий, когда мы ничего не делаем, а всё при этом хорошо, это Ноев Ковчег?

^ Переслегин Сергей Борисович. Нет, это Китай.

Реплика. Ааа! Китай – это хорошо!

Переслегин Сергей Борисович. Нет. Данные сценарии сформированы не в той схеме сценирования, которую я предложил. Я предложил простую схему но, они точно её не взяли.

Ещё суждения?

Реплика. Я бы хотел вернутся к теме отношений Метрополии и Провинции. Я, с чувством глубокого удовлетворения, понимаю, что Сергей Переслегин, это Санкт-Петербург, а вовсе не Москва.

^ Переслегин Сергей Борисович. А вы думаете, что в Петербурге что-то по-другому говорят о Москве. Ровно в тех же выражениях.

Реплика. В этом смысле, мы, что называется, братья. Теперь вопрос к группе.

Вы, когда колонизацию обсуждали, вы обсуждали её в этно-онтологическом залоге, в том понятии, как мы определили регион, или в государственно-административном?

Со-докладчик 2. Мы не обсуждали, но я бы придерживалась этно-онтологической рамки.

Реплика. Это к чему, когда есть Заказ, как пользоваться этими сценариями, то, нам например, важна связь сценариев с онтологиями региона.

Со-докладчик 2. Мы же Жанны д,Арк!

Реплика. И, только Господь ставит вам задачи!


ocherk-teorii-socialnogo-gosudarstva-stranica-5.html
ocherk-vii-lovkost-i-ee-svojstva-programma-oborona-nikolaj-aleksandrovich-bernshtejn-olovkosti-i-ee-razvitii-o.html
ocherki-drevnejshej-istorii-nashego-kraya.html
ocherki-krima-1-simferopol-izdatelstvo-tavriya-1979-2.html
ocherki-po-istorii-obshin-sester-miloserdiya-stranica-18.html
ocherki-po-istorii-vselenskoj-pravoslavnoj-cerkvi-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-marketing-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-080109-buhgalterskij-uchet-i-audit-sostavitel-klimova-tatyana-bronislavovna.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sosh-6-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-world-nuclear-news-uk-january-26-2009-kazakhstan-and-india-sign-nuclear-cooperation-accord.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/e-mail-perevodchickinbox-ru.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-na-temu-kibernetika-nauka-hh-veka.html
  • thescience.bystrickaya.ru/indeks-zdorovya-doklad-direktora-mou-gimnaziya-1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktorina-svoya-igra-spisok-ispolzovannoj-literaturi-i-internet-istochnikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xxi-94-zachem-bog-znaya-napered-sotvoril-imeyushih-greshit-i-ne-raskaivatsya.html
  • bystrickaya.ru/zapovednik-bogdinsko-baskunchakskij-chast-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/primenenie-miliciej-administrativnoj-otvetstvennosti-po-st-2021-koap-rf-chast-13.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-gumanitarnih-specialnostej-vuzov-vtreh-chastyah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/paroksetin-pri-lechenii-depressij-u-bolnih-obshesomaticheskogo-stacionara.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-provoditsya-na-okazanie-uslug-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-teplovogo-i-tehnologicheskogo-oborudovaniya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-g-stranica-7.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-disciplini-modulya-celyami-prepodavaniya-kursa-marketing-i-marketingovie-issledovaniya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vasnecov-viktor-mihajlovich.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-celej-izucheniya-disciplini-testirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-kontrolya-disciplini-operativnaya-hirurgiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rossijskoj-federacii-chast-16.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-inostrannij-yazik-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavlenie-o-priznanii-iska-visshij-arbitrazhnij-sud-rosijskoj-federacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispitanie-resi-na-sposobnost-k-pajke-prochnosti-vivodov-i-ih-kreplenij-na-vozdejstvie-rastyagivayushej-sili-na-izgib.html
  • turn.bystrickaya.ru/pavlova-vk-direktor-gimnazii-73-lomonosovskaya-gimnaziya-sankt-peterburga.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plastik-ne-razlagaetsya-pokolenie-iks-inostrannaya-literatura-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priroda-realnosti-zarya-novoj-paradigmi-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/armstrong-k-istoriya-boga-tisyacheletnie-iskaniya-v-iudaizme-hristianstve-i-islame-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-pyataya-glaza-kak-nauchitsya-bistro-chitat.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shih-tehnologij-i-nauchnih-dostizhenij-specialisti-i-organizatori-firmi-imeyut-bolshoj-opit-v-oblasti-izucheniya-fizicheskih-polej-i-vozdejstviya-ih-na-raznie-material.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-transaktnij-analiz-v-socialnoj-rabote.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2010-g-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-ob-akademicheskih-zadolzhennostyah-po-sostoyaniyu-na-31-05-05.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekviziti-programmi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osnovi-mkt.html
  • urok.bystrickaya.ru/prioritetnie-napravleniya-razvitiya-obrazovaniya-municipalnogo-obrazovaniya-lodejnopolskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti-na-2006-2010-godi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-s-10-yanvarya-po-29-yanvarya-2012-g-3-5-kursi-s-10-yanvarya-po-03-fevralya-2012-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2011-gg-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/votyaiv-koree-vo-vremya-pereleta-bolee-dovelos-lyubovatsya-krasotami-oblakov-vseh-vidov-i-yarusov-oni-plotno-zakrili-poverhnost-zemli-ne-ostavlyaya-shansov-na-ho-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.